Category:

Система образования в России выйдет из кризиса!

Пару лет назад я опубликовал свои предложения о том, как нашей системе образования выйти из кризиса. И даже написал пару писем, но реакции на них не последовало. И вдруг увидел по телевизору выступление нашего губернатора о том, что почти полный аналог моих предложений будет реализован в Краснодарском крае. 

И, как я понял, это входит в целевую программу для всей России, на которую уже выделены деньги. 

Суть дела изложена в моем старом посте. Вот он с небольшими уточнениями:

Современный кризис образования в России был вызван тем, что с 1990 года объективно уменьшилась потребность в большом количестве высококвалифицированных кадров. Закрыты конструкторские бюро, фактически уничтожена отраслевая наука, остановились заводы и фабрики. Возникло противоречие между советской системой образования и социальной востребованностью специалистов. Это противоречие и вызвало кризис системы образования!

Именно поэтому с 90-х годах начала действовать антикризисная программа мягкого демонтажа системы образования. Как говорил могильщик образования экс-министр Фурсенко: "... Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя ..." Это и привело к никем не оспариваемому факту резкого снижения культурного, интеллектуального уровня и багажа знаний школьников и выпускников ВУЗов. И уже этот факт сейчас называют кризисом образования.

К чему это привело? Вот что рассказал преподаватель МГУ: «Диктанты для выявления уровня знаний первокурсников мы пишем каждый год. Обычно с ними не справлялось 3-4 человека. Но сейчас результаты оказались чудовищными.  82 % первокурсников, включая 15 стобалльников ЕГЭ, на страницу текста сделали в среднем по 24-25 ошибок. И это суперотличники, элита, средний балл по русскому языку – 83».

Аналогичное положение дел с другими предметами отражено во множестве статей, опубликованных в интернете! Например, недавно мой знакомый журналист провел опрос студентов Кубанского государственного университета. Большинство из них не смогли ответить ни на один (!!!) из простейших вопросов: чему равен корень из 100, сколько миллиметров в метре, в каком городе находится пизанская башня, кто такой Ленин, где больше население, в Голландии или в Нидерландах? 

Именно так и выглядит деградация!

А ведь неграмотность - это страшный тормоз для развития России. И речь не только о русском языке. Неграмотность - это неграмотность во всем! Она приводит к функциональной неграмотности, то есть к неспособности понимать сложные тексты, критически оценивать представленную информацию, формулировать гипотезы и выводы. Высокий уровень функциональной грамотности сейчас демонстрируют только 2% российских учащихся. 

Естественно, есть дети, которые действительно тянутся к знаниям, и получают их вопреки, а не благодаря школе. А современная школа отбивает желание учиться. Устаревшие, оторванные от реальной жизни учебные программы, непрофессионализм учителей, сверстники-бездельники, дурной пример которых остается совершенно безнаказанным. 

Для большинства детей учеба в школе кажется пустой тратой времени. Дети на уроках заучивают физические законы, но потом так и не понимают, почему летает самолет, как работает двигатель, лазер или микроволновка. Поэтому и старательный ученик, и лоботряс после школы оказываются в равных условиях с нулевым багажом опыта для жизни. 

И чем дольше продлится деградация образования, тем сложнее этот процесс будет повернуть вспять потом. 

Но есть и другой опыт образования в России. Есть элитные школы с предварительным строгим отбором учащихся, и авторскими программами обучения, но их единицы. Одной из таких школ является Физматшкола при Новосибирском государственном университете, в которой я учился. Сейчас она называется Специализированный учебно-научный центр физико-математического и химико-биологического профиля (СУНЦ НГУ), но ниже я буду писать по привычке – ФМШ. Она обеспечивает получение последней ступени среднего образования (9-е, 10-е и 11-е классы).

ФМШ была открыта в 1963 году. Ее целью было выявление детей, проявивших склонности и способности к изучению математики, физики, химии и биологии, создание условий для развития творческих способностей школьников, их самостоятельности и интереса к научной деятельности. ФМШ известна в России благодаря высокому уровню фундаментальной подготовки учащихся с целью их более раннего вхождения в науку.

Отбор учеников в ФМШ проводится в два этапа. Сначала в дни зимних и весенних каникул в городах Сибири, Дальнего Востока и в азиатских республиках СНГ проводятся олимпиады. При подборе и разработке задач для участников олимпиад организаторы исходят из объема знаний, предусмотренных школьной программой при условии ее творческого усвоения.

Победители олимпиад приглашаются в Летнюю Школу при НГУ. В течение месяца школьники слушают лекции лучших учёных и преподавателей Новосибирска, проходят разнообразные тесты. Программа включает в себя экскурсии по институтам СО РАН, защиту фантастических проектов, математические, физические и химические бои, спартакиаду, КВН, игры "Что? Где? Когда?", концерты, дискотеки и т.д. В конце летней школы школьники пишут контрольные работы и проходят собеседования, по результатам которых производится отбор в ФМШ. 

В ФМШ все ученики проживают в условиях интерната. Их обучают более 260 высококвалифицированных преподавателей, в их числе 21 профессор, 21 доктор наук, 81 кандидат наук, 72 доцента. Более половины из них – ученые СО РАН и преподаватели НГУ. Работой ФМШ руководит Ученый Совет, включающий в себя 12 членов РАН и 2 члена РАО.

С целью разностороннего развития школьников в ФМШ, например, ведется преподавание истории искусства с доисторического до новейшего времени. Курс включает как обязательную, так и факультативную программу. 

Среди выпускников ФМШ более 500 докторов наук, членов-корреспондентов и академиков РАН и других академий, а также организаторы крупных производств, компаний и банков, высококвалифицированные специалисты в сфере финансов и инновационного бизнеса. Многие выпускники оказывают существенное влияние на развитие отечественной науки, руководят НИИ РАН и ведущими научными школами.

Вряд ли кто-нибудь сомневается в том, что эффективность обучения в ФМШ существенно выше, чем в обычной школе. Например, наш преподаватель физики в 9 классе предлагал нам решить ряд таких задач: мы на необитаемом острове, у нас есть секундомер и линейка. Надо «открыть» ряд физических законов, определить массу и диаметр Земли, Луны, Солнца, расстояния до Луны и Солнца, и многое другое, Причем решение каждой следующей задачи базировалось на результатах решения предыдущих. Смогут ли современные школьники решать подобные задачи?

«Продавцов сникерсов» обучат и в обычной школе. Но в любом обществе нужно выращивать интеллектуальную элиту, достижениями которой гордился бы народ. И для этого необходима поддержка одаренных детей, в этом будущее России! 

Развернуть всю махину системы образования России в нужное русло – это сложная, долговременная, да и, пожалуй, непосильная задача. А вот школы, подобные ФМШ, можно создать в каждом регионе. Везде есть достаточно сильные университеты, много педагогов-энтузиастов. И начинать придется не с пустого места. Действительно, для решения этой задачи можно использовать огромный опыт, накопленный в ФМШ:

- в составе ФМШ 45 лет работает Заочная школа, в которой ежегодно обучаются около 1500 школьников из 40 регионов России;

- учителя из разных регионов объединены в систему «Коллективный ученик», включающую факультативные группы по различным предметам. В процессе дистанционного обучения используются электронные образовательные ресурсы, разработанные в ФМШ;

- ФМШ является признанным инновационным образовательным центром по созданию широкого спектра учебных программ и стандартов, интерактивных средств обучения, многоуровневых учебников и учебно-методических пособий по математике, физике, химии, биологии, а также их электронных версий, оригинальных цифровых образовательных ресурсов; 

- накоплен уникальный опыт по воспитанию и обучению одаренных детей из разных социальных слоев и групп.

Можно использовать весь этот опыт, эти программы, пособия и учебники. Можно организовать в классах демонстрацию на экранах курсов лекций лучших педагогов России. А на уроках (семинарах) закреплять знания, полученные на лекциях.

Сейчас для одаренных детей по инициативе В.В. Путина создан Образовательный центр «Сириус». Но он для масштабов России – капля в море. Кроме того, он не дает базового образования. 

А вот если создать такие школы, как ФМШ в каждом регионе, обеспечить отбор одаренных и функционально грамотных детей строго на конкурсной основе и их полноценное разностороннее образование на более высоком уровне в течение 7 … 8, а не пяти лет, то это станет серьезным прорывом в повышении уровня образования в России. Особенно эффективен будет симбиоз таких школ и университетов, в которых процветает научная и творческая деятельность. 

Желательна также поддержка одаренных детей. В ФМШ родители оплачивают только питание учеников и их проживание в интернате. Малоимущим – скидки (оплата, ниже среднедушевого дохода семьи), вплоть до бесплатного содержания в интернате сирот. 

Естественно, многие чиновники и бизнесмены захотят обучать своих детей в таких элитных школах. Этих детей, если они не прошли по конкурсу, но показали свою функциональную грамотность по результатам собеседований и тестирований, можно принимать вне конкурса в дополнительные классы с платным обучением, за счет которого школа сможет развиваться.

Следует отметить, что забота о качественном образовании детей нашей «сословной аристократии» является очень важной задачей Государства. Большая часть этих детей потом тоже станет чиновниками и бизнесменами. Их обучение можно проводить с уклоном в областях психологии, экономики и права. Никто же не хочет, чтобы нами управляли неграмотные чиновники! А в условиях интерната легче организовать нравственное и патриотическое воспитание будущих чиновников и бизнесменов на более высоком уровне.  

И еще, важно обеспечить не только строгий отбор абитуриентов, но и безжалостный отсев разгильдяев. Не хотят учиться – пусть уходят в обычную школу! 

Создать аналог ФМШ в каждом регионе может и его губернатор, но целесообразно поставить вопрос о разработке и реализации общегосударственной программы. Ее реализация вряд ли потребует серьезного финансирования. В каждом регионе ежегодно строятся новые школы, перепрофилировать одну из них и собрать грамотных педагогов-энтузиастов – не проблема. 

Еще раз хочу отметить, что речь идет не столько о физико-математических школах, а, скорее, о школах по выращиванию интеллектуальной элиты России. Необходимо разностороннее образование с уклоном на то, что нравится ребенку. Надо научить детей учиться. Не подавлять, а развивать в детях их индивидуальность, их творческие способности. А кем потом станут образованные дети, бизнесменами, научными сотрудниками, чиновниками или художниками, не столь важно. Образованный ребенок, в котором развиты творческие способности, всегда сумеет проявить себя в своей будущей деятельности. 

Для краткости я не освещаю здесь многие сопутствующие вопросы, только главное. А потом время покажет, может полученный опыт начнет распространяться и на обычные школы ...

*     *     *

И вот со слов губернатора края Вениамина Кондратьева я узнаю следующее: 

В Краснодаре будет построена новая школа для талантливых детей, которые завтра будут создавать научно-технический прогресс, необходимый для рывка краю и стране. Такие дети есть как в крупных городах края, так и в отдаленных станицах и хуторах. Надо просто дать им возможность реализоваться. Не всегда у родителей есть средства, чтобы раскрыть талант ребят.

Для будущего учебного центра, помимо здания самой школы, в проекте предусмотрено создание мощного спортивного ядра и интерната на 600 мест. Там будут жить дети из всех районов края при условии, что они выдержат вступительные экзамены. Принимать школьников будут только на конкурсной основе. По такому же принципу определят и педагогический состав. Шефство над школой по предварительной договоренности возьмет Кубанский государственный университет.

Это своеобразный инвестиционный проект. Мы все время говорим о том, что наше будущее должно быть успешным. Но его нужно формировать. 

*     *     *

Я далек от мысли, что мои публикации и письма сыграли хоть какую-то роль для реализации изложенной идеи. Наверняка у нас в стране много людей, которые озабочены этой проблемой и думают так же, как я. И я рад, что движение в этом направлении началось. Очень хочется, чтобы оно стало успешным. Чтобы такие школы поскорее появились во всех регионах, и чтобы процесс обучения в них был построен на том лучшем опыте, который уже накоплен в нашей стране.

Жалко только, что у Галицкого, которому я тоже подкидывал эту идею, когда он после постройки своего супер стадиона задумался о реализации в Краснодаре супер университета, возникли проблемы, закончившиеся известно чем. Галицкий сумел бы организовать симбиоз такого университета с ФМШ на самом высоком уровне. Печально ...

Кстати, Вам интересно, какие идеи я еще выдвигал и пытался продвинуть? 


promo otrageniya april 14, 06:25 67
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.