Надежда Щербинина-Мифтахатдин (ya_nadegda) wrote in otrageniya,
Надежда Щербинина-Мифтахатдин
ya_nadegda
otrageniya

Categories:

Мистическое. Русалка

Начало тут: Выбор профессии - дело плёвое

"Панночка" - кадр спектакля пермского театра "У моста"


Воображение у меня было с детства богатым: кое-кто так и  говорил: "Много о себе воображаешь".  Родители ласково гладили по голове: "Она у нас фантазёрка". Но я была не согласна ни с теми, ни с другими. Вот еще! Я же своими глазами видела то, о чем рассказывала. Ничего я не выдумывала: оно само! И не моя вина, что другие этого увидеть не могли.


Вот, к примеру, тот же Банник. Вы его когда-нибудь видели? Некоторые, может, даже и не знают, кто это такой? Ну это домовой, только живет он в бане - потому кликуха у него такая.

Мне о нем бабушка рассказала, когда мне лет пять было. Я не очень поверила, потому, что бабуля была старенькая, а папа - коммунист - и он сказал, что это всё враки - суеверия по-научному:  люди выдумывают всяких домовых и прочих лешаков от страха и глупости. Сам отец ни в какую мистическую чушь не верил, а так как я любила  сказки, иногда покупал мне  и  страшные. Кто-нибудь помнит такую татарскую сказку - "Шурале"? Ой, как она мне нравилась в пятилетнем возрасте! Очень страшной казалась. Но при этом отец всегда пояснял, что это выдумки писателя.

И всё же темноты я долго боялась. Но не домовых,  банников, шурале и прочей нечисти: в них  не верила. Особенно, когда подросла. А боялась  своего  воображения: оно у меня от своих  щедрот такое порой выдавало, что именно его  больше всяких домовых и боялась.  Я росла, и воображение не отставало - тоже подросло и возмужало  - пакостило мне активно.

То куст в темноте вдруг оживет и превратится в какого-то монстра, то тени на потолке начнут жить самостоятельной жизнью - и я видела настоящее "кино", а действия разворачивались в образовавшемся зыбком тумане, в который превращался потолок.
А перед очередной болезнью, я всегда видела сон-предвестник. Маленький металлический шарик катился внутри моего тела и гладкая дорожка под ним вдруг начинала трескаться, разрушаться, как глыбы льда перед половодьем. На следующее утро обязательно что-то случалось: ангина ли нагрянет, сердечный приступ случится (да, я родилась больным ребенком), то еще какая напасть приключится. Этот сон никогда не обманывал.

Но, несмотря на это, я продолжала  читать страшилки  -  например, Гоголя: Вий, Портрет и т.п. Почему меня так привлекало всё мистическое - не знаю, но  любила пощекотать нервишки. Чем еще больше подстегивала свою и так зыбкую впечатлительность.

Вий
625391.jpg

Один случай потянул за собой цепь событий.

Прочитав вечером "Портрет" Гоголя, я уснула. Во сне ничего страшного не увидела, слава богу - и  порадовалась:  к тому времени мне и одного кошмара хватало. После Вия частенько стала видеть во сне ту старую ведьму, в которую превращалась Панночка. Она гонялась за мной в темной комнате, а я никак не могла включить свет: то выключатель не работал, то свечи гасли, то спички ломались, а мама на зов не откликалась - словом, обычный ночной кошмар.  И мой болтливый язык - мой заклятый друг - всё выболтал родителям. После этого мне стали запрещать читать "всякую дрянь" на ночь.

Но все дети знают, что делать в таких случаях: есть же фонарик - можно читать под одеялом.
Словом, на следующее утро проснулась свеженькая, бодренькая, никаких кошмаров не повидавшая. Лежу, любуюсь на фотографию артиста, висевшую на стене напротив кровати.
Что-то с памятью моей стало - все что было не со мной - помню, а вот чей портрет там висел - забыла.

Мама, как всегда, встала рано - затопила печь, и старалась "тихонько" греметь кастрюлями на кухне. И надо бы и мне встать, "пробежаться по росе" до заветного маленького домика во дворе, да лень. И холодно к тому же: дом к утру выстывал, а печь еще не нагрелась как следует.
Смотрю на артиста, смотрю и вдруг заметила,  с ним что-то не так. Вроде как он сегодня немного улыбается. Обычно-то суровый такой, взгляд пронзительный, а тут уголок рта немного приподнят - словно с усмешкой смотрит. Но я уже в восьмом  классе училась - взрослый человек  - какие могут быть страхи.. Хотя, про "Портрет" Гоголя вспомнила, конечно. Но отмахнулась от этой мысли, мол, ерунда: просто раньше не замечала, что  губы у артиста  немного кривоваты.

Потянулась на кровати, но  все же  на фотку глаз скосила. И блин, ну еще же шире стал улыбаться - ей богу! Пригляделась - точно, теперь уже рот вовсю растянулся. Я похолодела, одеяло на себя натянула с головой, как в детстве.

У меня есть рассказы  Темная комната и  Гроб - про детские страхи - там я тоже под одеялом пыталась спрятаться.

Минут через пять выглянула - в надежде, что наваждение схлынуло. А с портрета на меня смотрит ухмыляющийся во весь рот дядька, и улыбка такая, что аж зубы  видны. Тут я не выдержала и как заору: Мамаааа!!!

И проснулась.

Встала, сорвала  ненавистный  портрет, скомкала и пошагала, чеканя шаг, прокладывая ему путь в светлое будущее - в топку его! Огонь в печи радостно вспыхнул, принимая бумажные мощи артиста - прощай мой страх. Вот ведь незавидная судьба у известных людей: то сожгут, то  усы подрисуют, то фразу неприличную подпишут. Одно радует: бумага слишком жесткая, а то бы  и того...зад  подтирали чьим-то изображением.

Но пользу из своего кошмара я всё же извлекла.

В тот же день  начала рисовать серию картин под общим названием "Сказы Бажова"

Это задание мне поручила школа. Весной нужно  было принять участие сначала в местном, потом в районом, а затем и  областном конкурсе рисунка. Предупредили заранее, еще в начале учебного года. Но что-то не клеилось у меня с иллюстрациями - вдохновения видимо не хватало.

РУСАЛКА

А кошмарный сон подстегнул воображение в нужном направлении.
И я неожиданно нарисовала...русалку. Вроде бы совсем не тот персонаж - не по теме. Но именно она каждый раз будоражила моё сказочное настроение перед тем, как взять в руки кисть и краски.

Я вложила в этот "портрет" весь свой мистический страх. И картина  получилась настолько же страшной, насколько была красивой русалка. Помните Некрасовское " Тятя! тятя! наши сети притащили мертвеца"?
Так вот, русалка подплыла к берегу, но вдруг замерла  в черной ночной воде. Сверху над ней нависали ветви ивы.  Она отвела их рукой, напряженно наклонилась, вытянув шею, и  всматривалась во что-то, лежащее на мелководье. Лунного света не хватало, но человеческий силуэт угадывался на дне, хоть и  не явно.   Длинные волосы прикрывали красивое тело русалки, но главное - её глаза. Они были наполнены таким ужасом, что я сама её боялась.

Рисовала с натуры. Долгими зимними вечерами. В темной, жарко натопленной комнате горели свечи, а я всматривалась в своё лицо и тело, отраженные в большом зеркале. Лунный свет проникал в небольшие окна деревенского дома. А темнота и недавно пережитый ночной кошмар создавали нужное настроение.  Волосы у меня были длинными и волнистыми. Я запоминала  все тени и блики на распущенных волосах и лице. Потом включала свет и быстро переносила увиденное. По сути это был  автопортрет, но только сделала себя очень красивой.  Работала долго. Но зато когда русалка была окончена, я поставила её вечером в угол комнаты и обомлела: она навевала жуть.
Показала маме. Та ойкнула и сказала, что показывать ЭТО никому нельзя. Во-первых, "она же голая!", а во-вторых, похожа на меня, а в-третьих, "там же утопленник"!  В общем, я положила  картину  на шкаф. Она была довольно-таки большой - с ватманский лист. (Лист формата А1 - размер 594 на 841 мм)
Иногда я залезала на стул и смотрела на русалку. Она по-прежнему с ужасом вглядывалась...в потолок.

Родители меня не беспокоили, и я работала над серией больших картин несколько месяцев.


А еще я придумала, как буду подавать свои работы. Там нужно было устроить презентацию своих  произведений.
В отличие от тех, кто развешивал  картины на стенах, я  попросила деда сделать мне такие рамки, которые можно было поставить на сцене.  А себе сшила костюм Хозяйки Медной горы. Выучила наизусть отрывки из сказа "Каменный цветок", чтобы рассказывать их, а картины решила использовать как иллюстрации к рассказу.

Так и вышло. На конкурсе я  переходила от одной картины к другой, и под тихую музыку рассказывала о невеселой жизни Данилы-мастера.

И вот когда получила рукоплескания и диплом местечкового значения,  сообразила, что это мой шанс. Ох, не зря я тему сказов Бажова выбрала! Ведь художественный факультет Н-Тагильской пед.академии находился как раз в тех местах, о которых сложил свои сказы писатель. Демидовский завод, малахитовые изделия, Медная гора - всё там, куда я собралась ехать учиться.

( Кстати, и  до сих пор жизнь меня крутит вокруг сказов Бажова - Сказы Бажова. Деревянная скульптура)

Таким образом в моей копилке к вступительным экзаменам  начали появляться важные документы, подтверждающие, что я не хухры-мухры, а хрю-хрю) За два года я собрала все дипломы, которые смогла. Надеялась выложить эти козыри в случае недостатка баллов на экзаменах. Кто знает, может быть, пригодятся...

Как в воду смотрела! Как та русалка...



Продолжение

Экзамен на умение жить


Tags: ya_nadegda, Из жизни, Мистика
Subscribe
promo otrageniya april 14, 06:25 67
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments