Дом доброго тролля (troll_lol_o) wrote in otrageniya,
Дом доброго тролля
troll_lol_o
otrageniya

Иван Николаевич Понырев - главный герой романа "Мастер и Маргарита"



"Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй − плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке − был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.

Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала, а молодой спутник его − поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный"

Этими словами начинается роман, и есть в них одна особенность: в них упоминается настоящая фамилия Ивана. В следующий раз она встретится нам совсем не скоро.

В этом фрагменте текста есть и ещё одна тонкость: автор сразу же сообщает нам о том, что существуют как бы два Ивана - Иван Николаевич Понырев и Иван Бездомный, и если про Бездомного мы скоро узнаем довольно много - написал большую антирелигиозную поэму поэму, член МАССОЛИТА - то про Понырева мы пока узнаём только то, что он носит жёваные брюки и тапочки.
После этого происходит встреча с Воландом, который рассказывает начало романа Мастера, и этот рассказ так захватывает Ивана, что он полностью теряет представление о времени. Вот как описывает Булгаков "пробуждение" Ивана после рассказа Воланда: "Поэт провел рукою по лицу, как человек, только что очнувшийся, и увидел, что на Патриарших вечер". Булгаков был врачом, и этими словами он сказал куда больше, чем видно на первый взгляд: такой жест характерен для человека, который приходит в себя после помутнения сознания и прекрасно известен всем психиатрам и неврологам. Это - первый намёк на то, что Иван болен.
Через несколько минут мы получаем второй намёк: "Как же это я не заметил, что он успел сплести целый рассказ?.. − подумал Бездомный в изумлении, − ведь вот уже и вечер! А может, это и не он рассказывал, а просто я заснул и все это мне приснилось?». Будет и третий: Воланд вдруг начинает вести себя странно и советует Ивану спросить у профессора Стравинского о том, что такое шизофрения. По сути, Булгаков открытым текстом нам говорит о том, что главный герой первых глав, не считая второй - душевнобольной.
Сразу после этого погибает Берлиоз, и вот реакция Ивана: "Иван Николаевич как упал на скамейку, не добежав до турникета, так и остался на ней.
Несколько раз он пытался подняться, но ноги его не слушались − с Бездомным приключилось что-то вроде паралича
". Булгаков, опять же, даёт предельно чёткое определение сильнейшего нервного потрясения. На фоне предыдущих намёков мы можем ждать, что с Ивановым восприятием реальности что-то произойдёт - и оно происходит. Последующий рассказ о его похождениях наполнен странностями, невероятными событиями и откровенными нестыковками. Мы можем списать их на мистику: а можем вспомнить о том, что Булгаков - врач, и этот врач уже намекал нам о том, что Иван нездоров. Мне кажется, крик Ивана "Караул!", описание погони в невероятном темпе, кот, который садился в трамвай и пытался заплатить за проезд, уверенность Ивана в том, что "профессор непременно должен оказаться в доме N 13 и обязательно в квартире 47" - всё это предельно точное описание бредового состояния, рваного, нелогичного и полностью побеждающего способность больного критически мыслить.
Мы продолжаем следить за Иваном: после неудачных поисков профессора в квартире №47 он крадёт из квартиры венчальную (церковную) свечу, иконку, и отправляется с ними купаться на реку. Зачем? Всё очевидно: свеча, иконка и вода - это атрибуты крещения. Иван не может себе простить написания поэмы, и принимает крещение в крайне нелепой форме. Нелепой для любого здорового человека, но для Ивана вопросов не возникает. После этого он прикалывает на грудь иконку, зажигает свечу, одевает подштанники и идёт ловить Сатану в фешенебельный ресторан, откуда его привозят в психиатрическую клинику, где ему колют лекарство, после чего Иван засыпает со словами о своей самой главной идее - о Понтии Пилате.

Давайте пока остановимся на том, что Иван спит - это в романе один из ключевых моментов - и подумаем о том, что же мы знаем о клинике профессора Стравинского? Вот что нам рассказывает Булгаков: "в приемную знаменитой психиатрической клиники, недавно отстроенной под Москвой на берегу реки, вошел человек с острой бородкой", "Через несколько минут грузовик уносил Рюхина в Москву. Светало, и свет еще не погашенных на шоссе фонарей был уже не нужен и неприятен. Шофер злился на то, что пропала ночь, гнал машину что есть сил, и ее заносило на поворотах.
Вот и лес отвалился, остался где-то сзади, и река ушла куда-то в сторону, навстречу грузовику сыпалась разная разность: какие-то заборы с караульными будками и штабеля дров, высоченные столбы и какие-то мачты, а на мачтах нанизанные катушки, груды щебня, земля, исполосованная каналами, − словом, чувствовалось, что вот-вот она, Москва, тут же, вон за поворотом, и сейчас навалится и охватит.
Рюхина трясло и швыряло, какой-то обрубок, на котором он поместился, то и дело пытался выскользнуть из-под него. Ресторанные полотенца, подброшенные уехавшими ранее в троллейбусе милиционером и Пантелеем, ездили по всей платформе
" - этого вполне достаточно. Берег реки, до этой клиники можно доехать на троллейбусе, земля, исполосованная каналами - всё это предельно точное описание Покровского-Стрешнева тех лет, когда Булгаков писал роман. Вышки, груды щебня, каналы. В те годы там строился канал им. Москвы, и вышки эти непростые, лагерные: кроме того, именно там находились МХАТовские дачи (Булгаков служил во МХАТе в годы написания романа), и именно там, по адресу Волоколамское шоссе, д.47, по сей день находится психиатрическая больница №12, до которой до сих пор можно доехать на троллейбусе №12 и №70. В те годы больница называлась нервно-психиатрическим санаторием для "Стрешнево", в котором Булгакова прекрасно знали: он в годы работы во МХАТе регулярно бывал там, и в одном из корпусов до сих пор висят его фото. Кроме того, другой корпус бывшего санатория выглядит так:



Странно, правда? Это здание похоже на что угодно, но только не на очень специфический санаторий... И к этому фото мы тоже ещё вернёмся. Сейчас же давайте вернёмся к Ивану: пока он спал, Воланд выбросил Стёпу Лиходеева в Ялту и обосновался в опустевшей квартире Берлиоза - событие, которое мы можем трактовать либо как нечто невероятное, либо как продолжение истории на Патриарших, а именно очередное выпадение Ивана из реальности: в этом событии фигурирует Воланд (это логично, он - одна из навязчивых идей нынешнего Ивана), там же фигурирует квартира покойного Берлиоза, смерть которого и привела к обострению болезни нашего героя. Какая версия правильная - мы пока не знаем, так что остановимся лишь на том, что она происходила тогда, когда Иван спал после укола успокоительного. Но вот он просыпается - Булгаков рассказывает об этом так: "Как раз в то время, когда сознание покинуло Степу в Ялте, то есть около половины двенадцатого дня, оно вернулось к Ивану Николаевичу Бездомному". Мне кажется, Булгаков не просто так делает акцент на этом моменте - впрочем, давайте читать дальше. Глава называется "Поединок между профессором и поэтом". В ней Стравинский просит рассказать Ивана о произошедших на Патриарших прудах событиях - и Иван рассказывает о них крайне бессвязно и путано. Стравинский в разговоре со свитой ставит ему диагноз "шизофрения", просит выдать Ивану бумагу и коротенький карандаш, а после этого смотрит в глаза и - в который раз - Иван засыпает. Это происходит так: "− О нет, − уверенно возразил Стравинский, − он никуда не уйдет, ручаюсь вам. И помните, что здесь у нас вам всемерно помогут, а без этого у вас ничего не выйдет. Вы меня слышите? − вдруг многозначительно спросил Стравинский и завладел обеими руками Ивана Николаевича. Взяв их в свои, он долго, в упор глядя в глаза Ивану, повторял: − Вам здесь помогут… Вы слышите меня?.. Вам здесь помогут… вам здесь помогут… Вы получите облегчение. Здесь тихо, все спокойно. Вам здесь помогут…
Иван Николаевич неожиданно зевнул, выражение лица его смягчилось.
− Да, да, − тихо сказал он.
" Видите, как интересно получается? По сути, Стравинский только что воздействовал на Ивана гипнозом, и Иван этому гипнозу подчинился. Зевнул, выражение лица смягчилось - совершенно логично вслед за этим должен последовать сон. И Иван его видит - снова история происходит в доме №302-бис по Садовой, в квартире Берлиоза и возле неё. В этот раз в роман входит крайне интересный персонаж: зовут его Никанор Иванович Босой, взяточник, плут и выжига, который сталкивается с тем же персонажем, что и Иван на Патриарших, тоже сходит с ума и оказывается после этого в той же психиатрической клинике, что и Иван: более того, в соседней палате. Первое, на что стоит обратить внимание: фамилии Бездомный и Босой очень похожи, не находите? Второе: обе истории при всей своей разности по сути крайне схожи - места событий, персонажи, финал практически идентичны. Третье: в итоге они оказываются в соседних палатах. Четвёртое - практически прямой намёк: отчество Иванович говорит нам о том, что Босой имеет прямое отношение к Ивану. Для шизофрении характерно разделение личности больного на несколько, и больной может как осознавать их как одновременно, так и переключаться между ними, и только что мы с вами увидели первое подтверждение диагноза, поставленного профессором Стравинским - но оно далеко не последнее.
В то же время, что произошла история с Босым, в театре Варьете происходит другая история: она тоже абсолютно нелогичная и совершенно невероятная, и заканчивается она тем, что к Варенухе приходят Коровьев и Бегемот (напоминаю: Иван в это время по-прежнему спит после внушения Стравинского), утаскивают несчастного администратора в "нехорошую квартиру", где он становится упырём. И здесь мы видим пересечения: снова Иван спит, снова в его сон приходят персонажи с Патриарших, и если по фамилии героя этой истории пересечение получается не очевидным (Варенуха - это украинский самогон), хотя и даёт определённую отсылку - из слов Рюхина мы знаем, что Иван "выпивал", то по имени пересечение прямое: имя Варенухи - Иван. Снова мы видим похожий сюжет: к кому-то, имеющему общее с Иваном, приходят напугавшие его Коровьев и Бегемот и забирают его из обычной жизни. Снова всё та же история!
Давайте теперь снова вернёмся к Ивану: оказывается, в этот раз спал он совсем недолго. Почти сразу после того, как с ним распрощался Стравинский, фельдшерица Прасковья Ивановна выдала ему карандаш и бумагу, и он принялся описывать свои приключения. Может быть, в этот раз и не сон ему снился, а мы читали его записи? Но зачем тогда Булгаков указывал нам на то, что Иван собирался спать, "зевнул и черты его лица смягчились"? В общем, нет здесь однозначного прочтения. Давайте же продолжим разбирать роман дальше: мы добрались до главы "Раздвоение Ивана", и в её начале "Иван тихо плакал, сидя на кровати и глядя на мутную, кипящую в пузырях реку. При каждом ударе грома он жалобно вскрикивал и закрывал лицо руками", "Иван работал усердно и перечеркивал написанное, и вставлял новые слова, и даже попытался нарисовать Понтия Пилата, а затем кота на задних лапах. Но и рисунки не помогли, и чем дальше − тем путанее и непонятнее становилось заявление поэта". Здесь мы видим, что Иван всё равно находился в изменённом состоянии сознания: он снова и снова переживал произошедшее на Патриарших, пытался сложить события в хоть какую-то систему, но это у него никак не получалось. Помножим эти попытки на профессию Бездомного и его диагноз и получим, что хоть Иван и не спал во время событий предыдущих двух глав, но и не бодрстовал в привычном понимании слова - люди пишушие меня поймут: его мозг активно создавал образы, и Иван безуспешно пытался их записывать. После этого ему сделали укол, Иван лежит и снова мы наблюдаем, как его личность разделяется: "− Почему, собственно, я так взволновался из-за того, что Берлиоз попал под трамвай? − рассуждал поэт. − В конечном счете, ну его в болото! Кто я, в самом деле, кум ему или сват? Если как следует провентилировать этот вопрос, выходит, что я, в сущности, даже и не знал как следует покойника. В самом деле, что мне о нем было известно? Да ничего, кроме того, что он был лыс и красноречив до ужаса. И далее, граждане, − продолжал свою речь Иван, обращаясь к кому-то, − разберемся вот в чем: чего это я, объясните, взбесился на этого загадочного консультанта, мага и профессора с пустым и черным глазом? К чему вся нелепая погоня за ним в подштанниках и со свечкой в руках, а затем и дикая Петрушка в ресторане?
− Но-но-но, − вдруг сурово сказал где-то, не то внутри, не то над ухом, прежний Иван Ивану новому, − про то, что голову Берлиозу-то отрежет, ведь он все-таки знал заранее? Как же не взволноваться?
− О чем, товарищи, разговор! − возражал новый Иван ветхому, прежнему Ивану, − что здесь дело нечисто, это понятно даже ребенку. Он личность незаурядная и таинственная на все сто. Но ведь в этом-то самое интересное и есть! Человек лично был знаком с Понтием Пилатом, чего же вам еще интереснее надобно? И вместо того, чтобы поднимать глупейшую бузу на Патриарших, не умнее ли было бы вежливо расспросить о том, что было далее с Пилатом и этим арестованным Га-Ноцри?
А я черт знает чем занялся! Важное, в самом деле, происшествие − редактора журнала задавило! Да что от этого, журнал, что ли, закроется? Ну, что ж поделаешь: человек смертен и, как справедливо сказано было, внезапно смертен. Ну, царство небесное ему! Ну, будет другой редактор и даже, может быть, еще красноречивее прежнего.
Подремав немного, Иван новый ехидно спросил у старого Ивана:
− Так кто же я такой выхожу в этом случае?
− Дурак! − отчетливо сказал где-то бас, не принадлежащий ни одному из Иванов и чрезвычайно похожий на бас консультанта
". Утомлённый беседой сам с собой Иван снова засыпает, и к нему приходит следующий персонаж: "Сон крался к Ивану, и уж померещилась ему и пальма на слоновой ноге, и кот прошел мимо − не страшный, а веселый, и, словом, вот-вот накроет сон Ивана, как вдруг решетка беззвучно поехала в сторону, и на балконе возникла таинственная фигура, прячущаяся от лунного света, и погрозила Ивану пальцем.
Иван без всякого испуга приподнялся на кровати и увидел, что на балконе находится мужчина. И этот мужчина, прижимая палец к губам, прошептал:
− Тссс!
". Снова мы видим очередное повторение истории: Иван засыпает и в романе появляется новый персонаж. После этого логично было бы ждать и очередную, на первый взгляд, несвязанную с Иваном историю, которая при ближайшем рассмотрении окажется очень даже связанной - и она будет. Давайте рассмотрим сейчас эту историю, а после вернёмся к визитёру Ивана Николаевича. Мы отправляемся в Варьете.
В истории с сеансом чёрной магии столько странностей, что иначе, чем бредом сумасшедшего, её назвать трудно. Начать хотя бы с того, что представить себе проведение сеанса чёрной магии в 30-е годы, да ещё и в одном из центральных московских театров, довольно сложно само по себе. А ведь будут там и материализовавшиеся деньги, появление которых объяснить с реалистической точки зрения не получается, будет и история с Бенгальским - и вот с неё мы и начнём. Булгаков описывает Бенгальского так: "в освещенной щели занавеса предстал перед публикой полный, веселый как дитя человек с бритым лицом, в помятом фраке и несвежем белье. Это был хорошо знакомый всей Москве конферансье Жорж Бенгальский". Первое неочевидное пересечение: мятый фрак, Бездомный же на Патриарших был в жеванных брюках. Второе неочевидное пересечение: Бенгальский в несвежем белье - Бездомный явился в ресторан литераторов в драных кальсонах. Третье и уже очевидное: Бенгальскому отрывают голову - это прямая отсылка на судьбу Берлиоза! И совершенно ожидаемым после этого выглядит то, что голову отрывают снова всё те же персонажи, и что Бенгальский после этого оказывается рядом с Иваном, в соседней палате. Мы видим уже третье повторение одной и той же, по сути, истории. И с этой точки зрения все прочие странности сеанса становятся вдруг логичными: всё это - очередное переживание Иваном произошедшего, и поскольку всё это происходит не в реальности, то оно и не должно подчиняться каким-либо её законам. Во сне или изменённом состоянии сознания возможно всё, а во сне больного шизофренией - даже намного больше. Не удивительно, что одновременно с событиями в Варьете Иван встречается с Мастером (и тоже во сне, Булгаков говорит об этом почти очевидно). Кстати, а что мы знаем о Мастере?
Итак: во-первых, у него нет ни имени, ни фамилии (у Ивана - два: Понырев и Бездомный). Во-вторых, он писатель, пишет прозу (Иван - поэт). В третьих, он написал роман о тех же событиях, что и Иван свою поэму, но если Иван вывел Христа в чёрных красках - то Иешуа Мастера завораживает своим светом. В четвёртых, у Мастера в прошлой жизни осталась красавица-любимая (Бездомный холост, как мы узнаём из слов Рюхина). В пятых, его роман написан превосходно (Иван же о своих стихах отзывается так: "Хороши ваши стихи, скажите сами?
− Чудовищны! − вдруг смело и откровенно произнес Иван
"). В шестых, он свободно передвигается между палатами, Иван же полностью лишен свободы передвижения. Наверное, можно не продолжать: уже вполне очевидно, что в гости к Ивану явилась его полная противоположность. И тем не менее они удивительно похожи: оба писатели, оба пишут на одну тему, один лишился дома - другой носит фамилию Бездомный, оба страдают сильным душевным расстройством. Они похожи как Джекил и Хайд. Как две стороны одной личности. Исходя из предыдущих событий - они и есть одно.

Что же было дальше? А дальше мы очень долго не встречаемся с Иваном, потому что автор на протяжении многих глав рассказывает нам о том, что происходило с прочими персонажами. Мы не знаем, чем занимался в это время Иван, ведь теперь мы его встретим только после смерти Мастера и Маргариты, когда они прилетят к Ивану попрощаться. Это будет так:
"Иванушка лежал неподвижно, как и тогда, когда первый раз наблюдал грозу в доме своего отдохновения. Но он не плакал, как в тот раз. Когда он всмотрелся как следует в темный силуэт, ворвавшийся к нему с балкона, он приподнялся, протянул руки и сказал радостно:
− А, это вы! А я все жду, жду вас. Вот и вы, мой сосед.
На это мастер ответил:
− Я здесь! Но вашим соседом я, к сожалению, больше быть не могу. Я улетаю навсегда и пришел к вам лишь с тем, чтобы попрощаться
".
Булгаков - настоящий Мастер. Этими словами он говорит куда больше, чем написано: он предсказывает, что к Ивану больше не будут являться видения, что он выздоравливает. Иван и сам это понимает уже - ведь после прощания "Иванушка впал в беспокойство. Он сел на постели, оглянулся тревожно, даже простонал, заговорил сам с собой, поднялся. Гроза бушевала все сильнее и, видимо, растревожила его душу. Волновало его также то, что за дверью он своим, уже привыкшим к постоянной тишине, слухом уловил беспокойные шаги, глухие голоса за дверью. Он позвал, нервничая уже и вздрагивая:
− Прасковья Федоровна!
Прасковья Федоровна уже входила в комнату, вопросительно и тревожно глядя на Иванушку.
− Что? Что такое? − спрашивала она, − гроза волнует? Ну, ничего, ничего… Сейчас вам поможем. Сейчас я доктора позову.
− Нет, Прасковья Федоровна, не надо доктора звать, − сказал Иванушка, беспокойно глядя не на Прасковью Федоровну, а в стену, − со мною ничего особенного такого нет. Я уже разбираюсь теперь, вы не бойтесь
". Он уже умеет контролировать своё сознание и может отличать реальность от игр своего разума. Выздоровление близко - и, как следствие этого, персонажи, придуманные им, уходят один за другим. Умирают Мастер и Маргарита, улетают из Москвы Воланд и его свита. Скоро обретёт свободу и уйдёт и ещё один из главных героев романа - Понтий Пилат. И останется с нами только Иван - только из Бездомного он снова превратится в Ивана Николаевича Понырева. "Ивану Николаевичу все известно, он все знает и понимает. Он знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вылечился". У него остались только воспоминания да тревога, которая посещает его раз в год. Тогда он идёт по Арбатским переулкам и приходит к особняку Маргариты, который описан так: "пышный, но еще не одетый сад, а в нем − окрашенный луною с того боку, где выступает фонарь с трехстворчатым окном, и темный с другого − готический особняк".
Есть одна загадка с этим особняком: дело в том, что ничего подобного в Арбатских переулках нет. Но мы помним, где на самом-то деле происходили события... Может быть, Булгаков говорит об этом особняке?



Мы его уже встречали, это один из корпусов того самого санатория, который стал прообразом клиники профессора Стравинского. Тут есть и фонарь с обзором на три стороны, и сад, и готическая архитектура, при этом даже круговой балкон мы тут видим с левой стороны - тот самый, по которому к Ивану мог прийти Мастер. Круг замыкается.

По всему получается, что главным героем романа Булгакова "Мастер и Маргарита" является Иван Николаевич Понырев, проходивший лечение в психиатрической клинике и видевший за время лечения много странного и удивительного.
Tags: troll_lol_o, Литература, По следам событий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments