Морозов Александр Гавриилович (moralg) wrote in otrageniya,
Морозов Александр Гавриилович
moralg
otrageniya

План создания кастовой системы ВУЗов России и его возможные последствия.

      В недрах высшей властной тусовки вызревает новая система государственной аккредитации ВУЗов. Делящей российские ВУЗы на касты - базовую, продвинутую и ведущую. Формальные признаки такого деления довольно просты. Но последствия подобной реформы описывающие их журналисты оценить не в состоянии. А интервьюируемые ими ректоры не претендующих на ведущий статус ВУЗов слишком осторожны с тем, чтобы не спровоцировать скатывание своих детищ из продвинутой касты в базовую.

      Каковы же признаки новой кастовой системы российских ВУЗов и возможные последствия планируемой реформы?


    1. В ВУЗе, аккредитованном на статус базового, нужно будет преподавать большинство предметов в онлайн-режиме на базе соответствующих курсов, разработанных аккредитованными на статус ведущих ВУЗами.

    2. Продвинутым ВУЗам будет позволено работать в нынешнем режиме, не отягощая себя обязанностью учить своих студентов по онлайн-курсам и не имея право продвигать в другие ВУЗы свои онлайн-курсы.

    3. Ведущие же ВУЗы будут обязаны все свои курсы и спецкурсы реализовать и сделать общедоступными в онлайн-форме.

      Концепция такой реформы на первый взгляд кажется весьма привлекательной. Но к ней возникают, как минимум, четыре вопроса, правдивые ответы на которые показывают ее громадную разрушительную силу.

    Первый из этих вопросов - кто будет принимать зачеты и экзамены у студентов, прослушавших онлайн-курсы? Очевидно, что авторы этих курсов из ведущих ВУЗов не поедут в базовые для такой работы. А местные преподаватели, лишенные нагрузки в течение семестров, не смогут выдержать суперперегрузку в течение гораздо более коротких сессий (стандартная годовая аудиторная нагрузка в ВУЗе - 800-900 часов).

    Второй вопрос - каким будет массовое сокращение штатов преподавателей в базовых ВУЗах? Ибо сейчас в большинстве ВУЗов норма - один преподаватель на 9-11 студентов. Что коррелирует с упомянутой выше стандартной годовой аудиторной нагрузкой в 800-900 часов. При резком сокращении аудиторной нагрузки произойдет не менее резкое сокращение штатов ВУЗовских преподавателей.

    Третий вопрос - что случится с научными школами ВУЗов, которые будут сведены до уровня базового? Они, очевидно, пойдут под нож сокращения штатов.

    И, наконец, четвертый вопрос - а чем принципиально будут отличаться онлайн-курсы от аналогичных курсов, изложенных в обычных учебниках в книжной форме? Тем паче, что многообразие учебников по одному и тому же предмету ныне гораздо больше, чем возможное многообразие онлайн-курсов по тому же предмету даже лет через десять.
   
      Попытка ответить только на эти вопросы вынуждает меня однозначно заявить, что планируемая реформа аккредитации российских ВУЗов может привести только к дальнейшей деградации российского высшего образования.


    Я не только не против активного внедрения онлайн-образования в ВУЗах России, но и всецело ЗА. Но категорически против использования цифровых технологий для уничтожения образования. Которое всегда строилось и будет строиться на личных контактах ученика и Учителя.


Tags: moralg, Общество, ТОП-25, Цифровая экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments