Морозов Александр Гавриилович (moralg) wrote in otrageniya,
Морозов Александр Гавриилович
moralg
otrageniya

Госпереворот-1993. От расстрела Белого дома до референдума по конституции.

      Расстрелом Белого дома 4 октября 1993 года госпереворот не закончился. Ибо он подавил и разогнал только Верховный Совет России. Нужно было завершить его принятием новой конституции и избранием нового парламента. Оказалось, однако, что указом № 1400 эта задача была поставлена не совсем корректно. Проявилось это в том, что практически все местные и региональные советы не решаясь на открытое противостояние Ельцину своими решениями и действиями саботировали его указания. Ему пришлось подавлять и это сопротивление. Как это делалось и с каким результатом принималась в регионах на референдуме ныне действующая конституция - под катом.


      Реакция региональных и местных советов на разгон Верховного Совета России показала Президенту, что опоры в советах он не имеет. Поэтому 9 октября 1993 года он издает указ № 1617 "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации".

      В котором предписывает реформировать эти органы в краях, областях, автономных округах, городах федерального значения (Москва, Питер), а также реформировать органы местного самоуправления. При этом в региональных органах представительной власти должно стать не более 50 депутатов. Заметим, что республиканские (верховные) советы в приведенном выше списке не упомянуты.

       Пунктом 4-м этого указа деятельность всех советов ниже регионального уровня (городских, районных, сельских) было предписано прекратить. И выполнение их функций передать соответствующим администрациям. А 5-й пункт указа гласил: "В случае самороспуска Совета народных депутатов или невозможности выполнения Советом своих полномочий ввиду отсутствия необходимого кворума функции органа представительной власти временно осуществляет соответствующая администрация.".

      Простое сравнение п. 4 и п. 5 говорит, что п. 5 относится исключительно к региональным советам. И фактически настоятельно рекомендует региональным (кроме республиканских) советам самораспуститься.

      Этот вывод подтверждается и вышедшим 22 октября указом № 1723 " Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации". Пункт 3-й которого предписывает провести выборы в представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ (за вычетом республиканских) в период с декабря 1993 г. по март 1994 года.

[Волгоградский отлуп Президенту.]
      Как же отреагировал на эти указы Волгоградский облсовет? Как ни странно, реакция облсовета оказалась упреждающей и неожиданной для Москвы.

      Новость о желании Президента распустить все советы витала в воздухе. И соответствующая работа работниками администрации с депутатами области велась. Хотя напрямую администрация ВО меня об этом не информировала. Сессия облсовета для обсуждения новой политической конфигурации в России собралась до появления первого из упомянутых выше указов Президента (№ 1617 от 9 октября).

      Шабунин, как глава администрации области, публичной активности в этом русле не проявил. Сделал это один из вице-губернаторов (стенограмма его выступления у меня сохранилась). Не будучи депутатом облсовета, но сославшись на предопределенность решения этого вопроса в вечернем телевыступлении Президента, он буквально "ребром" поставил вопрос о самороспуске облсовета. Утверждая, в частности, что "в последнее время в этом зале были приняты решения, которые привели к трагическим решениям Верховного Совета.".

      Обмолвился он и о готовности силовых структур к поддержанию порядка в области и к выполнению приказа "о помощи Москве". И завершил свое выступление заверениями о поддержке администрацией области уходящих депутатов в решении их социальных, финансовых и жилищных вопросов. В качестве вознаграждения за добровольный уход.

      Я понимал, что после такого выступления вопрос о самороспуске облсовета будет решен положительно. Но мне этого не хотелось. По причине свойств моего характера. Поэтому, воспользовавшись правами председательствующего, я произнес такую речь (этот кусок стенограммы я не нашел, поэтому за точность цитирования не ручаюсь, но смысл – точен):

    "Администрация области предлагает областному совету самораспуститься. Причина, я думаю, всем понятна. Это не столько ее предложение, сколько указание сверху. Но это не главное. Главное в том, что исполнительная власть не хочет брать на себя грех разгона облсовета. И предлагает нам совершить самоубийство. Я хоть и не крещеный, но христианин по воспитанию. И знаю, что самоубийство – грех. И знаю, что самоубийц не хоронят рядом с нормальными людьми. Поэтому вопрос о самороспуске областного совета я вести не буду. И подаю в отставку. А дальше сессию и вопрос о самороспуске будет вести Александр Александрович (первый зампредоблсовета). Если вы проголосуете за самороспуск облсовета, то и вопрос о моей отставке решать не придется. А если проголосуете против самороспуска, то следующим вопросом рассмотрите вопрос о моей отставке.".

      Завершив свое выступление я сел в зал на свое место (93-й избирательный округ). И сидел там более двух часов. Пока обсуждался вопрос о самороспуске. Не очень внимательно следя за дискуссией. После этого сессия проголосовала против самороспуска областного совета (с малым перевесом голосов). И затем не приняла мою отставку.

      Понятно, что этот результат однозначно поставил крест на моей политической карьере.


      Имели ли в России место еще подобные случаи неподчинения указу Президента о самороспуске региональных советов? Республики обсуждать не будем – их указы не касались в силу признаваемой Президентом их суверенности. Я задавал этот вопрос бывшим аппаратчикам ВС уже в начале 1994 года. Их ответы были не очень определенными. И сводились к тому, что примерно в 4 русских регионах регсоветы не самораспустились. Без конкретных поименований. Подозреваю, что это были те регионы, которые еще до середины 1993 года объявили себя республиками (Вологодская, Свердловская и Челябинская области и Приморский край). область.

      Местные же советы после 9 октября были повсеместно распущены. Особых проблем с трудоустройством при этом не возникло. Поскольку в районах на освобожденных должностях работало не более 2-3 человек, а в крупных городах нашлись свободные места и в горадминистрациях.

      Наступившее почти двухмесячное всероссийское затишье Ельцин использовал для окончательной шлифовки предложенной им конституции. В частности, сделал Совет Федерации выборным (до этого предполагалось, что СФ будет автоматически формироваться из губернаторов и председателей региональных советов).

      Наступило 12 декабря - день выборов в Госдуму, СФ и референдума по Ельцинской конституции. Поздно вечером на всех главных телеканалах началось шоу, посвященное победному шествию по России референдума по конституции. Началось, разумеется, с Дальнего Востока. Предполагалось, что оно будет всенощным. Но в первой пятерке регионов официальные цифры одобривших проект Конституции не выходили из интервала в 46–49 %. С экрана раздался возглас: "Россия, ты одурела?". И через несколько минут телешоу прекратилось.

      Наутро я зашел к Шабунину поинтересоваться итогами выборов и референдума. Увидел, результаты, которые он назвал предварительными. За проект конституции проголосовало в области немногим более 47 %. Через два дня на его столе я видел уже другие цифры по области – более 51 %. Как было в других регионах - сейчас уже никто не скажет.


Tags: moralg, История
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments