Реакция региональных и местных советов на разгон Верховного Совета России показала Президенту, что опоры в советах он не имеет. Поэтому 9 октября 1993 года он издает указ № 1617 "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации".
В котором предписывает реформировать эти органы в краях, областях, автономных округах, городах федерального значения (Москва, Питер), а также реформировать органы местного самоуправления. При этом в региональных органах представительной власти должно стать не более 50 депутатов. Заметим, что республиканские (верховные) советы в приведенном выше списке не упомянуты.
Пунктом 4-м этого указа деятельность всех советов ниже регионального уровня (городских, районных, сельских) было предписано прекратить. И выполнение их функций передать соответствующим администрациям. А 5-й пункт указа гласил: "В случае самороспуска Совета народных депутатов или невозможности выполнения Советом своих полномочий ввиду отсутствия необходимого кворума функции органа представительной власти временно осуществляет соответствующая администрация.".
Простое сравнение п. 4 и п. 5 говорит, что п. 5 относится исключительно к региональным советам. И фактически настоятельно рекомендует региональным (кроме республиканских) советам самораспуститься.
Этот вывод подтверждается и вышедшим 22 октября указом № 1723 " Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации". Пункт 3-й которого предписывает провести выборы в представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ (за вычетом республиканских) в период с декабря 1993 г. по март 1994 года.
[ Волгоградский отлуп Президенту.]
Как же отреагировал на эти указы Волгоградский облсовет? Как ни странно, реакция облсовета оказалась упреждающей и неожиданной для Москвы.
Новость о желании Президента распустить все советы витала в воздухе. И соответствующая работа работниками администрации с депутатами области велась. Хотя напрямую администрация ВО меня об этом не информировала. Сессия облсовета для обсуждения новой политической конфигурации в России собралась до появления первого из упомянутых выше указов Президента (№ 1617 от 9 октября).
Шабунин, как глава администрации области, публичной активности в этом русле не проявил. Сделал это один из вице-губернаторов (стенограмма его выступления у меня сохранилась). Не будучи депутатом облсовета, но сославшись на предопределенность решения этого вопроса в вечернем телевыступлении Президента, он буквально "ребром" поставил вопрос о самороспуске облсовета. Утверждая, в частности, что "в последнее время в этом зале были приняты решения, которые привели к трагическим решениям Верховного Совета.".
Обмолвился он и о готовности силовых структур к поддержанию порядка в области и к выполнению приказа "о помощи Москве". И завершил свое выступление заверениями о поддержке администрацией области уходящих депутатов в решении их социальных, финансовых и жилищных вопросов. В качестве вознаграждения за добровольный уход.
Я понимал, что после такого выступления вопрос о самороспуске облсовета будет решен положительно. Но мне этого не хотелось. По причине свойств моего характера. Поэтому, воспользовавшись правами председательствующего, я произнес такую речь (этот кусок стенограммы я не нашел, поэтому за точность цитирования не ручаюсь, но смысл – точен):
"Администрация области предлагает областному совету самораспуститься. Причина, я думаю, всем понятна. Это не столько ее предложение, сколько указание сверху. Но это не главное. Главное в том, что исполнительная власть не хочет брать на себя грех разгона облсовета. И предлагает нам совершить самоубийство. Я хоть и не крещеный, но христианин по воспитанию. И знаю, что самоубийство – грех. И знаю, что самоубийц не хоронят рядом с нормальными людьми. Поэтому вопрос о самороспуске областного совета я вести не буду. И подаю в отставку. А дальше сессию и вопрос о самороспуске будет вести Александр Александрович (первый зампредоблсовета). Если вы проголосуете за самороспуск облсовета, то и вопрос о моей отставке решать не придется. А если проголосуете против самороспуска, то следующим вопросом рассмотрите вопрос о моей отставке.".
Завершив свое выступление я сел в зал на свое место (93-й избирательный округ). И сидел там более двух часов. Пока обсуждался вопрос о самороспуске. Не очень внимательно следя за дискуссией. После этого сессия проголосовала против самороспуска областного совета (с малым перевесом голосов). И затем не приняла мою отставку.
Понятно, что этот результат однозначно поставил крест на моей политической карьере.
Имели ли в России место еще подобные случаи неподчинения указу Президента о самороспуске региональных советов? Республики обсуждать не будем – их указы не касались в силу признаваемой Президентом их суверенности. Я задавал этот вопрос бывшим аппаратчикам ВС уже в начале 1994 года. Их ответы были не очень определенными. И сводились к тому, что примерно в 4 русских регионах регсоветы не самораспустились. Без конкретных поименований. Подозреваю, что это были те регионы, которые еще до середины 1993 года объявили себя республиками (Вологодская, Свердловская и Челябинская области и Приморский край). область.
Местные же советы после 9 октября были повсеместно распущены. Особых проблем с трудоустройством при этом не возникло. Поскольку в районах на освобожденных должностях работало не более 2-3 человек, а в крупных городах нашлись свободные места и в горадминистрациях.
Наступившее почти двухмесячное всероссийское затишье Ельцин использовал для окончательной шлифовки предложенной им конституции. В частности, сделал Совет Федерации выборным (до этого предполагалось, что СФ будет автоматически формироваться из губернаторов и председателей региональных советов).
Наступило 12 декабря - день выборов в Госдуму, СФ и референдума по Ельцинской конституции. Поздно вечером на всех главных телеканалах началось шоу, посвященное победному шествию по России референдума по конституции. Началось, разумеется, с Дальнего Востока. Предполагалось, что оно будет всенощным. Но в первой пятерке регионов официальные цифры одобривших проект Конституции не выходили из интервала в 46–49 %. С экрана раздался возглас: "Россия, ты одурела?". И через несколько минут телешоу прекратилось.
Наутро я зашел к Шабунину поинтересоваться итогами выборов и референдума. Увидел, результаты, которые он назвал предварительными. За проект конституции проголосовало в области немногим более 47 %. Через два дня на его столе я видел уже другие цифры по области – более 51 %. Как было в других регионах - сейчас уже никто не скажет.
Community Info