Физматшкола. Воспоминания.

Физматшкола в Новосибирском Академгородке была организована  в 1962 году, а я поступил туда в 1963. Учеников отбирали с помощью олимпиад. Профессиональные учителя вели только такие предметы, как русский язык, литература, английский язык, физкультура. 

По физике, математике, химии, биологии и генетике нам читали лекции ведущие специалисты научно-исследовательских институтов СОАН СССР. Например, лекции по ядерной физике нам читал директор ИЯФ академик Будкер. А семинары вели сотрудники тех же институтов с ученой степенью не ниже кандидата наук.

Многое можно вспомнить. Но опишу лишь несколько моментов, которые более ярко отразились в памяти..

1. Помню, наш первый преподаватель физики на семинарах заставил нас решить последовательно ряд таких задач: 

мы попали на необитаемый остров, у нас есть секундомер, линейка, и еще какие-то подручные материалы. Надо было «открыть» ряд физических законов, определить массу и диаметр Земли, Луны, Солнца, расстояния до Луны и Солнца, и многое, многое другое. Причем решение каждой следующей задачи базировалось на результатах решения предыдущих. 

Красивые были задачи! Какой замечательный сборник задач мог бы получиться. Жалко, не помню подробности. Может когда-нибудь, помня идею, попробовать восстановить ...

2. В параллельном 9-м классе учился парень, который очень увлекался химией. Он постоянно ставил какие-то опыты, вечно ходил в одежде с прожженными дырками. Как-то к нему приехали родители, купили ему новый костюм, но через неделю он опять был весь в дырках. 

Осенью в комнате, где он жил, раздался мощный взрыв. Все стекла в том крыле здания вылетели. Стена в комнате треснула. Сквозь эту трещину можно было увидеть соседнюю комнату. Кровати и батарея «завязались» узлом. Слава богу, никто не пострадал, все ушли на обед. 

Выяснилось, что он в своих опытах «производил» взрывчатые вещества, сушил их на подоконнике, а «готовую продукцию» складывал в шкаф для одежды. Под ярким солнышком то, что сохло на подоконнике, взорвалось, а то, что было в шкафу, сдетонировало.

Естественно, парня выгнали из школы. Так вот, он вернулся домой, сдал всю школьную программу экстерном, и уже летом поступил в университет. 

А мы еще год учились в физматшколе.

3. Я жил в общежитии, в кухне двухкомнатной квартиры, в «хрущевке». В моей кухне по вечерам постоянно собирались ребята из нашего класса поболтать "о жизни". Все вырвались из под родительской опеки. Иногда хотелось попробовать чего-нибудь «запретного». 

А в то время Академгородок хорошо снабжался. В винном отделе продавались полсотни марок вин и болгарских ликеров. Мы скидывались, покупали одну бутылку на десяток ртов и смаковали. 

К Новому году у меня на антресоли скопилось полсотни пустых бутылок. Я собрал в соседних квартирах еще столько же. В горячей воде отклеил этикетки и нанизал их на нитку. Получилась длинная гирлянда новогодних флажков.

 На Новый год мы этой гирляндой опоясали несколько раз елку, которая была установлена в спортзале. Но к моменту начала праздника эта гирлянда исчезла. Погоревали, жалко было. 

А через пару дней я увидел мою гирлянду на елке в одной из квартир, где жили учителя ...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.