krolik2007 (krolik2007) wrote in otrageniya,
krolik2007
krolik2007
otrageniya

В о й н а



Салют посмотрели, ура крикнули, друг друга поздравили, за погибших выпили, гордости преисполнились, пора бы и охладиться. Без ущерба для патриотизма разумеется.

Уже не первый год нравственно озабоченные активисты пытаются обратить внимание общественности на рынок компьютерных игр. Обеспокоенность их вызывает количество насилия, что запрограммировано в этот продукт и упаковано в красивые коробочки. Им не дает покоя убеждение, что вся эта красота вызывает склонность к жестокости, агрессии, и обязательно проявится в виде преступного насилия. Действительно, 90% всех игр в качестве развлечения предлагают убийство. Игры, где надо лечить, растить или строить не очень популярны. Но моралисты, как всегда, перепутали причину и следствие. К их огорчению никакого заговора нет. Корпорации игровой индустрии не ведут никакой сознательной работы по разрушению неустойчивой психики потребителя. Они тупо делают деньги. Продают то, что имеет наибольший спрос. И, конечно, они не виноваты, что 90% потребителей желают убивать. Бизнесмены не воспитывают эту склонность. Они всего лишь её удовлетворяют.

За всю обозримую историческую ретроспективу на планете не было ни одной минуты, когда где-нибудь не шла война. Вся история человека — это история войн. Попутно, конечно, изобреталось колесо и мытье рук, но любой открывший учебник истории обязательно утонет в обилии взмыленных конских крупов, окровавленных мечей и прорывов линии Мажино. Даже самые великие литературные произведения древности — это в основном вдохновенные повествования о том, как Ахилл выдирает сухожилия из Гектора, Шива раздает пинки асурам, прекрасный Усивака изничтожает дом Тайра, а Кухулин, сломав спину своему другу Фердиаду, говорит по этому поводу несколько добрых, прочувствованных слов. Про Библию и говорить нечего: там сплошное избиение младенцев от первой страницы до последней. Увы, но люди так и не сумели придумать ни одной обширной идеологической системы, которая однозначно говорила бы, что война — это категорически плохо. Все религии так или иначе поддерживали святое право одной группы людей резать другие группы людей. Существуют десятки теорий, объясняющих феномен войны: Фрейд объяснял её тягой к смерти, Мальтус — борьбой с перенаселением, Гегель — законами диалектического развития общества, Ленин — классовой борьбой. В последние годы появилась масса новых: теория пассионарности, возрастного дисбаланса (чем моложе население в обществе, тем охотнее оно воюет), экономические теории и рационалистические. Все они замечательно показывают, в каких условиях люди охотнее воюют, но не отвечают на главный вопрос: зачем они это делают? Здесь стоит обратить внимание на тот факт, что сплошь и рядом люди воюют вообще без шанса получить за это хотя бы мизерную награду. Достаточно изучить историю военных конфликтов каких-нибудь папуасов Новой Гвинеи, где каждое племя находится в перманентном состоянии жестокой войны со всеми остальными. Люди просто живут тем, что уничтожают друг друга. Забота о пропитании, жилье, потомстве там второстепенна, на первом месте стоит постоянная бдительность, страх перед врагом и ненависть к соседям.

Также нужно отметить ещё два очень парадоксальных обстоятельства. Во-первых, желание убивать кажется весьма противоречивым в сочетании с развитым состраданием. Ну, разве не удивительно смотреть на человека, который воздыхает над увядшим цветочком, нежно целует детей и жену, поправляет вязаное одеялко младенцу, гладит киску, треплет за ухом собачку, подсыпает пшена канарейке, а потом берет берданку и идет истреблять мерзавцев? За годы эволюции этот каннибал и падальщик нахватался такого альтруизма и таких способностей к сопереживанию и милосердию, что казалось бы уже давно должен был забыть и смысл этого слова - война, и само слово. Ан, нет. Прогресс у нас всё так же идет в ногу с варварством. Во-вторых, само убийство, отнятие человеческой жизни практически всегда считалось преступлением. Но с одной оговоркой. Убийца действовал один или в небольшой группе. Как только группа становилась значительной, то любое убийство, совершенное ею, называлось ли оно войной, казнью, революцией или подавлением бунта, получало полную моральную индульгенцию. Человек имеет право убивать, если находится в группе, но не имеет, если он один. Запомним этот момент. В дальнейшем он кое-что объяснит нам.

У человека есть навязчивое желание искать в мотивах своих действий благородную составляющую. Высокие стремления к нравственным идеалам. Он умудряется находить духовное совершенствование даже в таких вещах, что являются естественными по своей сути. Он категорически не хочет признавать в себе животного в естественном биологическом смысле этого слова. Видимо, кроме ученых, это положение вещей не понимает никто - человек является не столько частью природы, сколько самой природой. Как ни прискорбно сознавать, но фундаментальные, самые глубинные причины человеческого поведения лучше всех остальных объясняют как раз биологи. Долгое время считалось, что животные не воюют. Они могут драться, кусаться, царапаться, выгонять со своей территории и вести брачные сражения, но в плане полномасштабных боевых действий у них имеется большой ноль в анамнезе. Не было таких образцов поведения, чтобы группа одного вида целенаправленно ходила истреблять представителей другой группы, относящихся к тому же виду. Не было до середины 70-ых годов. Когда исследовательница Джейн Гудолл, специализировавшаяся на изучении шимпанзе в естественных условиях, выпустила книгу, свидетельствующую о том, что шимпанзе воюют. Именно воюют, без каких-либо разночтений. Биолог, временно превратившаяся в летописца, месяц за месяцем детально записывала историю этих войн. Каждой обезьяне она дала имя, предав повествованию выразительной художественности. Летопись просто поражает своим драматизмом. Заставляет сопереживать. Местами хочется откровенно прослезиться. Книга Гудолл вызвала огромный скандал, особенно в лагере поклонников теории о том, что настоящая жестокость в природе свойственна только человеку — существу, от природы оторванному. Дальнейшие исследования ученых подтвердили наблюдения и расширили их. Выяснилось, что военные вылазки совершают и другие обезьяны, гиббоны, павианы и даже травоядные гориллы и паукообразные обезьяны периодически встают на тропу войны, чтобы как следует навредить соседям. Наблюдаемые Гудолл шимпанзе не страдали от бескормицы, у них были вполне обширные охотничьи угодья, способные прокормить и большее число представителей вида. Возникало ощущение, что они совершают такие набеги просто из удовольствия. Глумление над трупами и радостные танцы вокруг них казались актом бессмысленной и неоправданной жестокости. И почему шимпанзе — такие умные, привязчивые и эмпатичные, так трогательно сотрудничающие друг с другом и заботящиеся о безопасности своих ближних — вдруг превращаются в обезумевших садистов? Какие механизмы позволили эволюционировать и закрепиться такому явно вредному для вида свойству? И тогда возник вопрос: а вредному ли? Самые жестокие воители среди приматов — это шимпанзе, они же являются самым разумным из ныне живущих видов (за исключением человека). Взаимосвязь очевидна. Так что появилось раньше — разумность или жестокость по отношению к представителям своего вида?

Некоторые исследователи и учёные полагают, что наш общий с шимпанзе предок должен был сначала поумнеть, прежде чем начать развлекаться войнушкой. Бесспорно, жестокость воюющих приматов есть несомненное проявление их высокоразвитой способности к "размышлению" и состраданию. Именно потому, что умеют понимать чужую боль, они причиняют её сознательно, испытывая агрессию и возбуждение. И это возбуждение, страх и эмпатия становятся своего рода наркотиком, который совершенно нельзя добыть иначе, как только муча себе подобных. Единственные детеныши, которые осознанно калечат маленьких животных и приходят в возбуждение, глядя на их агонию, — это детеныши шимпанзе. Котенок может изувечить мышь, но он не будет задумываться о чувствах мыши — он просто играет дергающимся клубком. Детеныш шимпанзе прекрасно понимает, что птичке с оторванной ножкой больно, — он демонстрирует поочередно и страх, и жалость, и злорадство, играя своей живой игрушкой. Но всё-таки. Абсолютное большинство эволюционистов придерживаются взглядов противоположных: что разумность приматов как раз и обусловлена их чрезвычайной агрессивностью по отношению к себе подобным.

Если собрать воедино различные теории на эту тему, то в самом упрощенном виде картина будет, примерно, следующей. Предки приматов жили в местности, в которой постепенно началась жестокая конкуренция за ресурсы. Расселение вне привычного ареала по каким-то причинам долгое время было затруднено, и популяция страдала от периодических голодовок, после чего начались активные стычки между ее членами с целью, например, каннибализма или просто регуляции численности (такие картины мы можем наблюдать у некоторых современных видов, например у львов, гиен и крыс). Вот тогда и оказались крайне выгодными мутации, которые ориентировали особей на альтруизм по отношению к «своим», то есть самым близким родственникам, и на агрессию к «чужим» — более дальним родственникам. Будучи от природы существом, не слишком хорошо вооруженным для уничтожения себе подобных, в отличие от львов, гиен и крыс, предок человека и обезьян не мог легко убивать соперников в одиночку. Зато объединившись группой, можно было истребить всех лишних кузенов и троюродных дядюшек. Достаточно крупное животное-собиратель, нуждающееся в большом количестве белка, не специализированное на травоедении и не обладающее мощными клыками, когтями или зубами, сделало ставку на сотрудничество и на агрессию к чужакам. Миллионы лет оно совершенствовалось в этих замечательных навыках. Часть его потомков научилась скакать по деревьям и питаться листиками, так что у растительноядных обезьян такие вылазки являются, скорее, атавизмом. Но вот обезьяны-мясоеды вынуждены были и дальше тренировать свой патриотизм и непримиримость к врагам, так как проще всего было получить белок из такой же обезьяны, если, конечно, подкараулить ее толпой и оторвать у нее питательные части тела. И да, в групповых сражениях побеждали не сильнейшие, а умнейшие. Наблюдательные, осторожные, с высокими способностями к коммуникации, взаимопониманию и взаимовыручке. Те, которые старались не допустить никаких свар в своей группе (вспомним тот важный момент, что убийца-одиночка у нас всегда изгой, так как личная агрессия, особенно по отношению к «своим», не приносит бонусных очков группе, а отнимает их). Социальная организация наших предков, но с разделением на своих и чужих, развитие в отношении своих альтруизма, и агрессии к чужакам, позволила нам пройти через эволюционные эпохи и недурно поумнеть за это время.

Так что же мы теперь "прокляты" на веки и обречены до конца времен быть "человеком убивающим" раз уж такая видовая специализация вышла? Вот японский писатель XVII века пишет сказку о разбойнике, который грабил и убивал людей, а потом его поймали и приговорили к казни в кипящем масле. В котел кинули и маленького сына разбойника, и, когда масло стало закипать, разбойник, спасаясь от жара, встал на ребенка ногами, и «зрители над ним смеялись». Семнадцатый век, просвещенный писатель. А ведь сегодня даже в ИГИЛ мы вряд ли наберем зрителей, которые сумели бы посмеяться над таким зрелищем. К счастью человек меняется. Он становится лучше. Он становится сознательней, и это определяет всё. Свободный доступ к информации и её разнообразие, отчасти способствуют этому процессу, хотя сам процесс идет медленно и неравномерно. Увы, но подавляющее большинство людей всё так же представляют из себя бессознательную массу, изуродованную когнитивным морально-нравственным искажением с иллюзией превосходства. Однако. Стоит им лишь услышать эту закодированную фразу "свои-чужие", впаянную в них эволюцией, вплетенную в геномом, и они наглядно демонстрируют всю свою обезьянью натуру. Метод нейро-лингвистического программирования, подопытными которого мы уже давно являемся, не совсем корректен в формулировке. Человека не надо программировать, он запрограммирован от природы. Его достаточно активировать, запустить эту программу "секретной" комбинацией свой-чужой. Можете и дальше делать ставку на моральный потенциал человека, надеяться на его нравственные успехи, но это не поможет. Нажмется кнопочка свои-чужие, и овеянный благородством гусар, воспитанный в галантных манерах, нравственно выпестованный, наденет свой кивер, белоснежные чикчиры, поправит одеяльце младенцу и пойдет истреблять мерзавцев. Не стройте иллюзий. Даже вполне себе цивилизованного, образованного и просвещенного джентельмена можно в считанные недели превратить в пылающего ненавистью шимпанзе. Для человека, незнакомого со своей целостностью, со своей внутренней сознательной сутью, само сознание будет иметь двуполярную природу, разделенную в основании на субъективное и объективное начало. Человек будет тем, на что обращено его внимание, и ничем больше. И против вашего желания вам помогут обратить внимание на то, что требуется. После нескольких систематических обращений сознание ставит маркер и включает объект внимания в персональный реестр значимого. Остается только поделить мир на своих и чужих. Для шимпанзе свои - это те, кого он обнюхивал последние пару месяцев и считал своим. У человека с его обширнейшими коммуникациями и сверхнакачанным мозгом все куда сложнее. Он может искренне ненавидеть соседа по коммуналке и горячо любить своего президента, хотя соседа он нюхает ежедневно, а президента даже никогда не трогал. В "свои" могут попадать идеологические убеждения и установки. Нравственные ценности. Особенно под национальным соусом традиционности.

Невеселая историческая правда состоит в том, что за всеми крутыми политическими изменениями стоит всегда небольшая группа радикалов, обремененных излишней инициативностью, специфическими идеями и своеобразными интересами. Когда рычаги информации забирают обезьяны, всё общество очень скоро начинает покрываться дикой шерстью. В особенности та его часть, образование которой по своей малости и чахлости не сможет выступить надежным щитом, защищающим от страха и ненависти к «чужим». Лучшие исторические достижения в разделении на своих и чужих продемонстрировала, конечно, религия. Везде, где только начинали себя утверждать эти общественные паразиты, почти всегда, начинались деградация и регресс. Как только возникает необходимость разделения, эти ребята просто незаменимы. В непостижимой наглости и лживости, уверяя всех, что лишь они имеют исключительное право на конечные моральные суждения, эти скудоумные деятели изливают тонны серы на головы "чужих", гарантируя им вечное страдание, и обязывают остальных возлюблять ближнего. Последние реалии российской действительности снова показывают, что отказаться от их деградационных услуг было бы кощунственно невыгодно. Волосатыми ручками господина Володина растворились старые склепы, и в дыму кадила на свет выползла вся эта волосатая братия, готовая пылко объяснить нам, кто здесь свои, а кто чужие. В сознание населения полилась русская идея. Идея народности. Утверждающая в своем апофеозе божественное предназначение русского народа как последнего оплота истинной нравственности и духовности. Кнопочка в очередной раз нажалась.

Человеку не надо становиться моральнее. Проницательнее старины Фрейда сформулировать это невозможно - человек гораздо моральнее, чем думает, и аморальнее, чем может себе это даже представить. Поймут немногие. Когда вам повезет встретить по-настоящему духовного человека, вы с удивлением увидите, что в нем нет никакого благородства. От слова нравственность на его губы ложится изгиб брезгливости и отвращения. Но вы не сможете не заметить, что в нем полностью отсутствует разделение на своих и чужих. Хотел бы и я сказать, сопротивляйтесь этому разделению. Сопротивляйтесь сознательно. Награда будет высока. Мир целостен. Его многообразие существует в этой целостности и существует как единое целое. Разумное, сознательное единое целое. Но к моему большому сожалению преодолеть в себе примата человек, очевидно, ещё не готов. А значит... Пока война.
Subscribe
promo otrageniya april 14, 06:25 62
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments