Father of Lies (pyka_npu3paka) wrote in otrageniya,
Father of Lies
pyka_npu3paka
otrageniya

Протоязык

Перейдем, так сказать, к практической части. Предположим, что перед нами стоит задача создать язык для обучения обезьян. Такие эксперименты давно проводятся, но в силу слаборазвитого голосового аппарата обезьян их обучают языкам жестов. Но все-таки какие-то звуки они издавать могут, будем ориентироваться на универсальный жестово-вокальный язык как базу для обучения. Сразу оговорюсь - далее в рассуждениях будут использоваться только эмпирические данные, например результаты уже проведенных экспериментов, основы Теории систем, основы фонетики (без углубления), формальная логика и основы Теории информации.
Сначала основы, известно, что сконструировать систему сигналов можно всего из двух сигналов, пример - азбука Морзе, двоичный код и пр. Будем стремиться к  минимизации количества сигналов (нас интересуют и звуки и жесты), количество оптимизируем до минимального значения. Теперь вводные данные - допустим, данный конкретный вид обезьян способен четко воспроизводить 16 звуков (на самом деле - потенциально больше). Но мы ограничим используемые в нашей системе сигналов. Но у нас есть дополнительное условие - мы должны для удобства обучения дублировать наши вокальные сигналы жестовыми (или подобными им). У обезьяны две руки и на них 10 пальцев. Итак, логично будет взять именно 10 звуков и отождествить их у обучаемой обезьяны с ее 10 пальцами. Так она лучше запомнит и в любой момент сможет вспомнить где какой сигнал у нее на пальцах. Так же на пальцах можно будет комбинировать сигналы, показывая слова жестами пальцев. Тут нужна оговорка - установлено, что обезьяны быстрее запомниют зрительные образы чем комбинацию звуков (до обучения).

Но какие именно звуки отобрать? Можно например ограничиться одними гласными (в русском их например ровно 10). Но из фонетики нам известно, что две подряд гласные образуют дифтонг, это нормальная конструкция, но уже три - трифтонг, который склонен к неустойчивости, сливанию звуков. А уже 4 гласные подряд без твердого приступа произнести трудно. В перспективе слова из наших звуков могут стать даже длиннее, поэтому такой вариант отпадает. Но может нам смешать согласные и гласные?..Такой вариант возможен, но где гарантия, что снова не возникнут например трифтонги?..К тому же этот вариант неоднороден и мало понятен обучаемому в плане логики запоминания звуков. Гласные позже появятся, я поясню как, мы от них в итоге не откажемся. Но все 10 базовых звуков сделаем согласными. Лингвисты в курсе, что есть полугласные (на самом деле согласные) звуки, которые стоит включить в наши 10 - они здорово помогут произносить комбинации из согласных. Их два - j  и w. Также мы обязательно включим сонорные согласные (такие звуки можно произносить протяжно - как и полугласные и...гласные). Это m и l и заодно включим дрожащий звук r. Его также можно "тянуть". Из фрикативных возьмем пока только два - глухой глотальный h, он прост в произношении и его также можно "тянуть". Еще один - протяжный фрикативный альвеолярный s. Также возьмем глухой взрывной t - обезьяна его легко модулирует. По той же причине - р.  И еще - заднеязычный k, тоже взрывной. Всего ровно 10, по числу пальцев обучаемой обезьяны. Заметьте, звуки не разделены на пары глухой/звонкий, не требуют специфических движений языком (кроме просто произносимых взрывных) и их разрешается произносить звонко или тянуть. По той же причине не различаются m и n. Обе назальные и мало отличаются по артикуляции. Попробуйте с заложенным носом их попроизносить...Плюс важно заметить, что из этих 10 звуков в перспективе обучаемые, усвоив базовый язык, смогут в дальнейшем, искажая звуки, привыкать  к новым и увеличивать таким образом свой словарный запас. То есть в данной системе сигналов есть резерв для расширения базиса.

Еще один момент - для более удобного произнесения звуков, их "разбивки", допустимо вставлять между звуками гласный, помните, выше я сказал, что отказа от гласных не будет. На этапе обучения этот гласный будет безударный шва ("Ничто" на иврите - Ə). Его разрешено вставлять и между согласными для удобства произнесения и перед ними, то есть разбивка на слоги может идти как по типу согласная+гласная, так и по типу гласная + согласная, если подряд идут две шва - произносится только одна. Замечу, что и система гласных впоследствии имеет широкий простор для искажений и возникновения новых звуков в слогах - в принципе любых (как и согласных).

Итак, поверните руки ладонями к себе. Вот так:

Каждый палец означает один звук. Их 10:
На левой ладони, слева направо: l, j, h, w, s
На правой ладони, справа налево: m, r, k, t, р
Весь ряд слева направо: l, j, h, w, s, р, t, k, r, m
Для чего разбивка на левую и правую ладонь: когда мы будем обучать, то правая ладонь (обучаемый - правша) обозначает все, что связано с обучаемым, большой палец правой ладони (ПЛ) передает звук m (mƏ, "я").

Левая ладонь (ЛЛ) означает все, что связано с обучающим, соответственно большой палец ЛЛ означает звук l (Əl, "учитель", для удобства обучения чтобы не путать какой звук - пусть слоги, образуемые левой ладонью, наоборот начинаются со шва). Научить этому обезьяну довольно легко. Тут я опускаю подробности самого метода обучения, который состоит в выработке и закреплении приобретенного рефлекса. Кто собак тренировал, тот знает в чем он состоит, кто не тренировал - найдет эти методы. Главное на этом этапе обучить запоминанию последовательности "палец - звук - предмет". Пока используем только односложные сигналы, из одного элемента: kƏ, Əj, mƏ, Əh и т.д.

Далее учим обучаемого вокализировать сначала сигналы на пальцах повторяя жест одним пальцем и звук одновременно, доводим до автоматизма. После этого переходим к изучению жестов палец+палец (вокализируя эти сочетания). Тот палец, который сверху другого, символизирует первый звук, тот, который под ним - второй. Сначала на одной руке, начиная с правой, например: r+k (rƏkƏ) - собственно рука, на левой симметрично ƏjƏh - обучение и т.д.
жест mƏrƏ, "ты".

Если накрывает наоборот указательный палец, то читается наоборот, как rƏmƏ, "он", "другой". Множественное число образуется добвалением Əj: rƏmƏj - "они".

Дальнейшее наверное понятно - переходим к жестам и вокализации сначала пальцев-звуков стоящих не рядом на одной руке, затем трех пальцев-звуков, затем к комбинации звуков на разных ладонях (mƏl, "просьба", обратите внимание - две шва подряд не произносятся, сливаясь в одну, ƏlmƏ, "награда") и так далее. Подкрепляем обучение вокализации жестами пальцами.

О счете. Три средних пальца на правой руке, rƏ, kƏ, tƏ  - 1,2 и 3. Система исчисления троичная, больше пока не надо, 4 передается как 3+1, tƏrƏ, есть еще слова мало (=плохой), много (=хороший), это pƏ и Əs.

Сколько таким образом можно получить слов. С одним звуком-пальцем - 10, с двумя на одной руке - 20, комбинируя на двух руках - 90, всего 100 слов из одного и двух слогов. Из трех слогов - 720, всего 820 слов из одного, двух и трех слогов. Из четырех слогов - 5040, всего из 1, 2, 3 и 4 слогов - 5860. Из пяти слогов - еще 30240. Не во всяком современном языке столько найдется...Отсюда понятно, что корней из более чем трех слогов нам пока не нужно - слишком долго учить, время не резиновое да и столько понятий ей не нужно. Поэтому учим обезьяну только основным словам - имена, понятия, глаголы (действия). На этом этапе словарного запаса из одного и двух слогов  вполне достаточно - память перегружать не надо. Главное - дать базу для дальнейшего конструирования слов.

Дальше самое интересное - запомнив этот язык, обезьяна (да и вообще любое животное на этой планете, я на ком только не проверял, от собак до крокодилов, там правда своя специфика языков, немного не так как у приматов) получит...разум! Оно исподволь начнет осмысливать символы языка после приобретения условного рефлекса и станет анализировать окружающую реальность на этом языке (другого у нее нет кроме того, что у животных есть "язык" образов, которым они и анализируют реальность, даже у насекомых - они не глупее обезьян на самом деле. Но там нет языка как формальной системы и универсальной формализации - она есть только в языке, а взяться ему неоткуда (см. предыдущую статью "Откуда взялся язык"). Да, примат изначально более интеллектуален из-за развитости мозга и у него мышление будет получше, но это непринципиально. Если встретите говорящее животное - не удивляйтесь)

Да, еще момент, на время обучения обезьяну надо изолировать, чтобы она не смешивала новый язык со старым инстинктом общения в стаде, лучше вообще брать сразу детеныша, далее обучаем еще несколько обезьян, в изоляции, выпускаем всех обезьян (достаточно двух!) в одно помещение где они станут общаться на уже выученном ими языке. Пусть это будет не вольер, а нечто вроде довольно обширного, но огороженного участка в тропическом лесу. По мере того как у них появятся дети, обезьяны станут обучать их языку сами - по той же методике. Это зафиксировано во всех опытах по обучению обезьян языку жестов. Все, дело сделано - пора выпускать обезьян в дикую природу, где они станут использовать свой разум и язык для переустройства самой природы в своих интересах. Там им не страшен уже никакой хищник и никакая трудность - разум побеждает всё! Может быть со временем они создадут интернет и в нем узнают как все начиналось =)
Tags: Про людей, Рука Призрака, Язык - дом бытия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments