Александр Дятлов (aborigenarbata) wrote in otrageniya,
Александр Дятлов
aborigenarbata
otrageniya

Воспоминания старого химика

Никогда не угадаешь, к чему в итоге может привести пофигизм ответственных лиц.
Вспомнился трагический случай на трассе Когалым-Сургут, произошедший 2 сентября 1992 года.


На эту трассу, проложенную в тундре, выехал тягач с прицепом, на котором находился дизель-генератор весом в несколько тонн.
По инструкции тягач не имел право выезжать на общественную дорогу, а имел допуск для езды только по дорогам между добычными участками, но водитель всё же выехал на трассу, чтобы сократить путь к месту назначения и не трястись по бездорожью.
На трассе у прицепа разрушилась серьга буксирной сцепки, с помощью которой прицеп крепился к тягачу, и на скорости 60 км/час оторвавшийся прицеп врубился в небольшой автобус ПАЗ, перевозивший группу нефтяников объединения «Когалымнефтегаз». Тринадцать человек сразу в морг, остальные в реанимацию с тяжелейшими травмами.
При расследовании оказалось, что серьга (стальной бублик с диаметром стенок 3 см) проварена с корпусом сцепки поверхностно, только на 1 см, вместо положенных трёх см.

При поездках по участкам (фактически по тундре), во время которых тягач постоянно дергает прицеп, сварка сначала надорвалась (разорвавшейся в одном месте сварной шов был забит грязью и было видно как плохо проварена серьга), а при выезде на трассу, сварка окончательно развалилась и освободившейся многотонный прицеп, пулей полетел на встречу с автобусом.
При разборке аварии, руководители автотранспортного предприятия, которые, на мой взгляд, и были соучастниками преступления, не стесняясь, всю вину валили на водителя тягача — молодого парня, только что вернувшегося из армии. Водитель был в неадекватном состоянии и не мог связно отвечать на вопросы. Вина парня, конечно, очевидна, но и его начальники также виноваты в происшедшем однозначно. Но способность администраторов уходить от ответственности, взвалив её на стрелочника, многогранна и, как правило, успешна.
В то время мэром Когалыма был наш нынешний мэр С.С.Собянин. На совещаниях в объединении «Когалымнефтегаз» и у С.С.Собянина решались вопросы с отправкой тел погибших на родину, а также социальные проблемы семей погибших нефтяников. Надо отметить, что в то время при добычи нефти широко использовался вахтовый метод и большинство нефтянников постоянно не жили на Севере, а прилетали на определенное контрактом время и отбыв вахту возвращались домой, чтобы отдохнув, снова вернуться на работу.
Тогда, присутствуя на этих совещаниях, я и не мог себе представить, что этот высокий седоватый человек станет мэром столицы России.
В объединении «Когалымнефтегаз» решением вопросов, связанных с этой трагедией, занимался в то время главный инженер объединения Анатолий Барков, более сегодня известный как вице-президент «ЛУКойла», участник аварии на Ленинском проспекте на площади Гагарина, произошедшей 25 февраля 2010 года, в которой погибли женщины врачи.
В начале 90-х травматизм на предприятиях Минтопэнерго России был запредельным. В год число погибших достигало 1,5 тысяч человек, число получивших травмы и оставшихся инвалидами чуть-ли не в пять раз больше.
Работая на должности заместителя начальника Главного управления министерства по промышленной безопасности, постоянно приходилось либо выезжать на групповые случаи смертельного травматизма, либо посещать предприятия Минтопэнерго, расположенные в самых отдаленных районах России, для проведения проверок.
Несколько интересно, как я занял эту должность. В Минтопэнерго России я работал в Департаменте, связанном с нефтепереработкой, на меньшей должности, но оказалось, что все угольщики министерства враз перешли на работу в только организованную компанию «Росуголь», где зарплаты были в несколько раз выше, чем в министерстве, и фронт борьбы с травматизмом в угольной отрасли, одной из самой опасной по травматизму, оголился, а ответственным за травматизм в отрасли осталось министерство, а никак не компания «Росуголь».
Вот Министр В.М.Лопухин и нашел «выход». Волевым решением перевел несколько химиков на руководящие должности в этот Главк. Пришлось взять в руки учебники и прописи по технологиям добычи угля в стране. Месяца через три-четыре, максимум через полгода, химики, посетив большинство угольных бассейнов страны, и побывав в десятках угольных шахт от российского Донбасса до Партизанскугля, что на Дальнем Востоке, наконец научились разговаривать с профессиональными шахтерами на одном языке.
Tags: aborigenarbata
Subscribe
promo otrageniya декабрь 1, 11:52 124
Buy for 300 tokens
Что бы мы делали без наших мам и бабушек?! Вот ведь верно говорят, пока живы родители, ты еще ребенок. Но даже ушедшие они все еще берегут твое детство, сохраняют тебя для тебя же, самим собой уже давно забытого. И тихо посылают тебе напоминания, маленькие якоря…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments