Александр Дятлов (aborigenarbata) wrote in otrageniya,
Александр Дятлов
aborigenarbata
otrageniya

Кабаре тет-а-тет (комплект для водки на подносе)

Вдвоем без других

Выскажу крамольную мысль, что о ценности произведения прикладного искусства судят в первую очередь по его видимой красоте и вычурности, отсюда и стремление обывателя гордиться и хвастаться редкой вещью. Это можно отнести и к старинному водочному набору на подносе (кабаре), чудом сохранившемуся в семье.
Период изготовления кабаре, а это 1840-1850 годы, т.е. еще при Государе Николае Павловиче, легко определяется по подносу, изготовленному на фабрике накладного серебра Федора Ивановича Эмме.

Справочно:
Фёдор Иванович Эмме — купец 3-й гильдии, владелец фабрики накладного серебра, одной из самых известных в Москве, существовавшей с 1833 года по 1856 год.
Изделия фабрики Эмме отличались высокими художественными качествами, пользовались спросом и продавались в фирменном магазине на Кузнецком мосту.
В 1856 году фабрика обанкротилась, и Федор Иванович пропал без вести.
Наиболее продуктивный период деятельности - 1840-е годы.
Изделия фабрики Эмме демонстрировались на международных выставках 1843 и 1853 годов.
Клеймо — Oehme.

Форма подачи стеклянных посудных изделий на специальном подносе с особыми «гнездами» для конкретных предметов вошла в моду в России уже с конца 18 века, но поначалу использовалась только в судках для специй.
В кабаре продумано всё, чтобы доставить удовольствие от пития хозяину и гостю.
Поднос для кабаре выдержан в стилистике «второго рококо», чертами которого являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание личному комфорту.
В центре подноса установлен ажурный подсвечник, функциональной особенностью которого является не только удерживание собственно свечи, а также и снимаемой с графина пробки.
Хрустальные графины с зеленым нацветом выполнены в технике накладов-одной из самой любимых в то время, и изготовлены на Дятьковском хрустальном заводе Мальцевых в русском стиле. Геометрическое вертикальное гранение- широкая грань, получило распространение на русских стекольных заводах, начиная с 1840-х годов.


Справочно:
Дятьковский хрустальный завод в Брянской области был основан в 1790 году дворянкой Марией Мальцовой. Завод стал выпускать высокохудожественный хрусталь с виртуозно тонкой алмазной гранью и изделия с нацветом.

Объем рюмки 70 мл, именно такое количество коньяка или водки способствует нормализации кровоснабжения всех внутренних органов и расширяет сосуды. Кожа краснеет, и в организме возникает приятное тепло.
По преданию, старое кабаре, включающее два литровых графина для водки и четыре стопки, ранее принадлежало смотрителю Александрийского приюта для неизлечимо больных и калек комитета «Христианская помощь» Российского общества Красного креста, находившемуся в Борисоглебском переулке, дом 9, как раз, напротив дома М.И.Цветаевой, и досталось моему деду Дятлову Ефиму Максимовичу — эконому указанного приюта, после кончины одинокого смотрителя вскоре после октябрьского переворота.
Интересна и, одновременно, традиционна, для подобных изделий, форма графинов в виде православных церквей.
Графины из музея.



Для изделия из стекла, со 180-летней историей, кабаре неплохо сохранилось. Утрачены только 2 стопки. Уж очень любили друзья отца повечереть за этим старинным столовым прибором.
Легко представить, как хозяин водочного набора, где-то в 19 веке, в морозную Московскую зиму, прихватив с собой также мерзнущего товарища, спешил домой, чтобы опрокинуть рюмку водки перед ужином.
Каюсь и я, будучи помоложе, грешил подобным.
Ну, правда, не будешь же так спешить домой, чтобы обыденно откупорить элементарную бутылку и высасать водку из граненного стакана.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments