Александр Дятлов (aborigenarbata) wrote in otrageniya,
Александр Дятлов
aborigenarbata
otrageniya

Из детства и не только

Лампада

Самое первое, что я помню по жизни — это горящая лампада над моей детской кроваткой. В квартире деда в Борисоглебском переулке было множество икон, большинство из которых он спас от надругательства в тридцатые годы прошлого века, принеся их домой из разрушаемых Московских храмов. Иконы занимали целую стену, были и в киотах, один из которых был фарфоровым, и без оных. Лампада перед иконами горела постоянно. Проснешься ночью, лампадка горит, и совсем не страшно. Кроватку под иконы поставили по рекомендации деда в целях вспоможения Всевышнего. Шел 1945 год, в Москве была карточная система, и, по рассказам старших, было довольно голодно, детки часто болели и не все справлялись с хворью. В начале 50-х годов отчетливо помню прощание с двумя ровесниками, умершими в дошкольном возрасте.
При переезде в 1960 году с Борисоглебского переулка в район Нижние Мнёвники, большинство икон так и остались висеть на стене. С собой взяли малую толику. На сегодняшний день из всех икон деда сохранилась только одна — Христос в багрянице.



Теперь вот внук на даче просит: «Дед, ты лампаду не гаси на ночь, так хорошо с ней». В Москве же лампаду зажигаю только по двунадесятым праздникам и в дни поминания усопших предков. Причина банальная — коптятся потолки. Правда, сегодня продается лампадное масло, по заверению производителей, не дающее копоти, которым я и пользуюсь.
На даче два «красных угла».
Один в спальне. Лампады, освещая образы, придают особый уют в доме.




Другой в столовой.




Из собственного опыта знаю, что всё, связанное с иконами, необычно.
Лет двадцать пять назад - это когда в Москве на ВДНХ стали проходить первые ярмарки по продаже икон, мне приглянулась икона редкого сюжета - Азовской Божией Матери, написанная в память о русско-турецкой войне на Азовском море 1735 – 1739 годов.




Бытует версия о написании этой иконы в память явления Богородицы во время осады Азова и её заступничества за казаков, стоявших под городом. По другой версии, почитание Азовской иконы начинается ещё при царевне Софии Алексеевне, со времени первого похода к Азову в 1686 году под предводительством князя Василия Голицына. Празднование Азовской иконы Божией Матери приходится на 10 сентября (28 августа по старому стилю).
Икона не тот товар, по которому можно торговаться, а уверенности, что я обладаю необходимой суммой, не было. Вывернув все карманы, и, посчитав всю наличность до копейки, я с удивлением обнаружил, что денег ровно столько, сколько стоит икона. Средств не оставалось даже на проезд в метро, но разве можно думать о таком пустяке, когда такая чудесная икона твоя.
В вестибюле метро ВДНХ я подошел к контролеру и, глядя ей в глаза, сказал: «Извините, но денег нет, на все купил икону». В ответ услышал: «Проходите».

Несколько лет спустя, в церковной лавке Зачатьевского монастыря, мне приглянулась икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Нет, не подумайте, по мнению моей дорогой супруги, я не настолько злоупотреблял алкоголем, чтобы просить Богородицу избавить от этой напасти, но и, конечно, не был абсолютным трезвенником. Просто икона мне понравилась необычайно тонким профессиональным письмом.



Цена иконы была значительная, и таких денег при себе не было. Зачатьевский монастырь находится неподалеку от дома, и я припустился, чуть ли не бегом, за деньгами. На путь до дома и обратно у меня ушло не более получаса, и всю эту дорогу меня не покидала мысль: «А вдруг ее уже купили». Я так спешил, что изначально даже не подумал обратиться к продавщице с просьбой придержать эту икону. Я вообще ей ничего не сказал про свое намерение купить икону. Рассмотрел внимательно лик и побежал.
И вот, я в лавке. К счастью, икона была на месте. Протягивая деньги продавщице, и показывая рукой на образ, сказал: «Сестра, пожалуйста, упакуйте икону «Неупиваемая чаша», я её покупаю». Её ответ ввел меня в ступор: «Это образец, икона не продается!». Я стал деликатно возражать, мол на иконе есть ценник, нет надписи, что это образец, что я бегал специально за деньгами домой, а затем, не иначе Господь меня надоумил, добавил: «Сестра, я конченый алкоголик, чувствую, что молитва перед этой иконой мне поможет спастись». Продавщица довольно странно посмотрела на меня, как бы в поиске присущих признаков алкоголизма на моем лице, потом достала сотовый телефон и куда-то позвонила, сказав, примерно следующее: «Матушка, вот тут один алкоголик просит продать икону «Неупиваемая чаша», с которой я позабыла снять ценник, что делать?». И далее: «Нет, матушка, деньги он отдает полностью сразу и обещает перед ней молиться!» По-видимому, матушка засомневалась, откуда у алкоголика может быть столь значимая сумма. Выслушав еще какие-то указания и спрятав в карман телефон, продавщица сказала: «Ладно уговорили», и взялась заворачивать покупку в тонкую бумагу перед тем, как положить её в коробку. Окрыленный покупкой, с гордо поднятой головой я не спеша пошел к дому.

Мне давно хотелось приобрести писанную икону святителя Николая архиепископа Мир Ликийского. Понравившаяся икона продавалась в церковной лавке в подземном переходе через улицу Новый Арбат в районе Арбатской площади, но её стоимость казалась запредельной.



И вот однажды в счастливый день, пользуясь этим переходом, я по обыкновению остановился около лавки с грустью посмотрел на икону и в раз обомлел — её цена была в два раза меньше, чем несколько дней назад. «Что, неужели попортили икону, снизив цену аж в два раза?» - спросил я продавщицу. «Ничего не попортили» - ответила она и продолжила: «Выселяют нас, дали три дня на завершение дел. Вот батюшка-настоятель и решил продать иконы подешевле, не везти же их обратно. Храм, от которого мы торгуем, находится неблизко от Москвы, а там кто их купит, денег-то у населения нет».
Так я стал обладателем иконы, о которой мечтал.

А эту икону мне подарила Ирина из поездки в Киев, зная мою любовь к образу Казанской Божией Матери. Икона выполнена в виде овала.



Из всех, находящихся дома икон, только эта имеет сертификат, в соответствии с которым этот святой образ - произведение иконописной мастерской Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Как следует из сертификата, для изготовления иконы по старинной технологии из натуральных материалов и пигментов произведено вручную 29 видов работ. Иконная доска изготовлена из дерева кипарис, липа, ольха. Доска из липы и ольхи пропитана лавандовым маслом для защиты от жучков-точильщиков. Доска из кипариса жучками не поражается. Икона освящена, имеет Благословление Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Живопись выполнена в стиле Киевской иконописной школы X-XII веков. И отдельно дано разрешение на вывоз иконы с территории Украины. Икона действительно чудного письма. В Зачатьевском монастыре мы заказали для иконы киот, вставили собственно икону в доску, раскрашенную под золото, и украсили эту доску стразами и полудрагоценными каменьями, использовав на это все девичьи кольца и серьги моей драгоценной супруги.
Tags: aborigenarbata
Subscribe
promo otrageniya december 1, 11:52 124
Buy for 300 tokens
Что бы мы делали без наших мам и бабушек?! Вот ведь верно говорят, пока живы родители, ты еще ребенок. Но даже ушедшие они все еще берегут твое детство, сохраняют тебя для тебя же, самим собой уже давно забытого. И тихо посылают тебе напоминания, маленькие якоря…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments