Александр Дятлов (aborigenarbata) wrote in otrageniya,
Александр Дятлов
aborigenarbata
otrageniya

Category:

Автопортрет

Памяти художника Игоря Владимировича Радомана

Официально:
Радоман Игорь Владимирович родился в 1921 в Белоруссии в городе Русино, скончался в 1992 году в Москве.
Живописец, монументалист, виртуоз реалистического портрета. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
В 1948 блестяще окончил художественный институт им. В.И. Сурикова. Учился у И.Грабаря, П.Покаржевского, В.Фаворской - на живописном факультете, затем у А.Дейнеки - на факультете монументальной живописи.
В период 1947-1952 гг. по приглашению А. Дейнеки преподавал в МИПИДИ. Участник выставок с 1945 г.
Известен монументальными росписями Харьковского ж/д вокзала, станции московского метро «Киевская», Музея авиации и космонавтики, ГИТИСа и другими, многофигурными панно для Советских павильонов на Международных выставках в Пекине и Лейпциге.
Выполнял государственные заказы на историко-революционные картины, портреты государственных деятелей, военачальников. Создал галерею образов творческой интеллигенции. Мастер портрета - писал «в холст», без предварительных набросков. Работал также в жанре пейзажа и натюрморта.

От себя:
Среди художников своего поколения Игорь Владимирович был безусловным лидером. Его редкий талант живописца признавало всё художественное общество послевоенной Москвы.
Игоря Владимировича я помнил с самого раннего детства и длительное время полагал, что дядя Игорь - один из ближайших родственников родителей, наряду с другими их родными и двоюродными братьями.
У меня до сих пор остается впечатление, что Игорь Владимирович, до женитьбы в начале 50-х годов, всё свободное время проводил в нашем доме. Более того, когда я узнал, что дядя Игорь женился на одесситке Розите, почувствовал себя преданным и ревновал его к новой семье. Я очень любил этого незаурядного человека и понимал, что наши встречи теперь будут редкими. Так на деле и произошло.


Розита в зеленом бархате. И.В.Радоман. 1952 год

Детские впечатления о жизни, как правило приукрашивают действительность. Но твердое убеждение, что после войны для художников монументалистов, дизайнеров раскрылась синекура, остается во мне и сегодня. Восстанавливалась огромная страна. Взамен разрушенных строились новые вокзалы, дома культуры, театры и еще многое другое, что требовало участия художников.
Стране требовалось также огромное количество портретов вождей, военачальников, без которых в то время немыслимо было функционирование любого административного или культурного учреждения.
До распространения шелкографии портреты государственных деятелей и маршалов-победителей для солидных учреждений писались непосредственно кистью на холстах.
Отчетливо помню, как три художника: Игорь Радоман, Константин Аксёнов и мой отец Алексей Дятлов ваяли портреты руководителей государства и военачальников, используя своеобразный конвейер. Игорь быстро писал лик и передавал заготовку Константину, который подрисовывал мундир маршала, отличавшейся обильным золотым шитьем, в завершении работы он передавал почти готовый портрет отцу, который будучи графиком, мастерски выписывал многочисленные ордена. Пока Константин и Алексей трудились, Игорь успевал выписать следующий образ. Этот «прогрессивный метод» позволял в течение одного дня выполнить большой заказ: до 2-х отличных портретов. Разумеется, полученный гонорар тут же «спускался» в одном из коммерческих ресторанов.
Спрос на портреты вождей и маршалов был таким огромным, что для его удовлетворения вскоре пришлось организовывать шелкографические мастерские, специализирующиеся на массовом изготовлении подобных портретов. Угнаться за шелкографами, троица конечно не могла и их творческий союз постепенно сошел на нет.
К сожалению теперь уже не у кого спросить, но помнится, что в послевоенный круг друзей отца входили: Игорь Долгополов, Виктор Цыплаков, Григорий Опрышко, Николай Понамарёв, братья Цигали.
Помню, на мой взгляд, чудовищную историю, произошедшую с огромным мозаичным портретом И.В.Сталина в наземном вестибюле метро «Арбатская»Арбатско-Покровской линии работы Григория Опрышко.


Мозаичное панно. Г.Опрышко, 1953 год.
Мы всей семьей в 1953 году при открытии этого вестибюля ходили смотреть на работу Опрышко. Затем старшие, как и положено, пошли «обмывать» презентацию в ресторан. Где-то в году 55-ом пришел домой отец и не со свойственной ему злобой процедил сквозь зубы: - «Эти идиоты срубили чудную мозаику Григория на Арбатской. Он просил отдать хотя бы фрагмент панно с изображением головы Сталина, но получил отказ». Оказывается, приехала бригада товарищей в штатском и уничтожила мозаичную картину. Сейчас на месте мозаики просто декоративная рамка.
Спрашивается, ну, какое отношение имеет истинное искусство к политике. Однако мы и сегодня готовы разрушать, запрещать всё подряд во имя очередного глупейшего лозунга или текущего политического момента.
Достаточно вспомнить историю с прикрыванием фиговым листом причинного места Аполлона, правящего квадригой на фронтоне Большого театра. Сто лет стоял древнегреческий бог без этой детали туалета, и вот в 21 веке нашлись одни идиоты, решившие, что его нагота смущает других идиотов.
Портрет мамы Игорь Радоман написал в 1948 году. Смутно, но я помню процесс его написания. И сегодня через 70 с лишним лет я потрясен тем, как Игорь сумел точно схватить не только ее образ, но и передать характер девушки, прошедшей войну.


Женский портрет (портрет Д.Б.Дятловой). И.В. Радоман. 1948 год.


Фрагмент портрета Д.Б.Дятловой
В июле 1942 года мама после окончания курсов медсестер была призвана в звании сержанта на службу в армию и направлена в эвакогоспиталь № 3715, который находился в городе Славгород Алтайского края. В этот госпиталь в августе 1942 года и поступил мой отец в связи с тяжелым ранением, полученным на Воронежском фронте. По воспоминаниям мамы, кроме отца других москвичей в госпитале не было.
В начале 1943 года госпиталь двинулся на Запад: Новосибирск, затем Киров, где-то на этой дороге землячество их и сблизило, несмотря на 10-летнюю разницу в возрасте. В Кирове их свадебное путешествие благополучно завершилось, и родители вернулись в Москву.
Однако по теме.
Игорь после женитьбы на одесситке Розе стал реже общаться со старыми товарищами, но все-таки он находил время и навещал отца. У Игоря была замечательная особенность - в разговоре он рисовал карандашом, часто на обрывках бумаги, портреты людей, о которых упоминал в разговоре. Таких карандашных набросков после его ухода оставалось немало, но мы ухитрились их не сохранить.
В одну из таких встреч Игорь принес и подарил отцу свой автопортрет с надписью: «Другу Лёхе от Игоря».


Автопортрет. И.В.Радоман. 1962 год?



Фрагмент автопортрета И.В.Радомана.

Прошло некоторое время и однажды, придя домой из института, я не обнаружил портрета на привычном месте.
На мой вопрос: «А где портрет Радомана?» домработница Анна ответила: - «А приходила Роза и его унесла».
И я и отец были несказанно огорчены произошедшим. Но поделать ничего не могли.
Через несколько лет к нам заглянул Игорь и, не увидев автопортрета, спросил у отца:
- «Дятел, ты что пропил мой автопортрет?»
- «Какой на х..... пропил? Твоя Роза давно его утащила!» - ответил отец. Игорь, ничего не говоря, вышел из дома и вернулся уже поздно вечером с портретом, но только без дарственной надписи. Розита ее стерла.
Так автопортрет художника Радомана, на мой взгляд, одна из лучших его работ, с тех пор не покидает наш дом.
Где-то в 90-х, гуляя по Ваганьковскому кладбищу, я совершенно случайно в довольно отдаленном месте (вот и не верь после этого в проведение) буквально уткнулся в могилу Игоря Владимировича, вернее увидел и узнал его бронзовую голову над надгробием.
Потрясенный случившимся, я бросился к матери рассказать об этом. Мама тот час выразила желание посетить могилу Игоря, но учитывая состояние ее здоровья, мы собрались не сразу, а где-то недели через три. Приехав на погост, я так долго не мог найти могилу Игоря, что мать обвинила меня в патологической рассеянности. Посадив её на скамеечку, я продолжил поиски и в результате всё-таки нашел могилу художника Радомана. Как оказалось, я много раз проходил мимо могилы и не узнавал ее, так как для меня ориентиром в её поиске был бюст Игоря, который до нашего прихода вандалы успели похитить.
Мама по приезду домой сразу позвонила Розите, которая и сообщила ей, что чудный бюст Игоря работы скульптура Владимира Цигаля был недавно похищен охотниками за цветными металлами и восстановить его нет ни какой возможности.
В связи с этим, почему-то вспоминается фраза из анекдота: - А это наша Родина сынок.
Бывая на Ваганьковском погосте на могиле родителей жены, мы обязательно посещаем и могилу Игоря Владимировича, чтобы отдать дань памяти гениального живописца.
Следует отметить, что в лихие 90-е с Ваганьковского погоста было похищено множество бронзовых деталей памятников.
Tags: aborigenarbata
Subscribe
promo otrageniya april 14, 2019 06:25 69
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments