Об обезьянничестве

Сегодня утром в разговоре с коллегой (ей-богу, лучше бы молча работал) чисто случайно коснулся темы миграции человека: почему так много людей едут из глубинок, например, из моего Кирова, в Москву, а потом и вовсе за бугор — в Канаду, США, Австралию и прочие дебри. 

Понятно, я спрашиваю: — "Кому они там нужны? Всю жизнь будут слоняться по миру как неприкаянные. В отрыве от почвы - чё за жизнь?" —  — "Как кому? Себе, себе нужны. Жизнь-то одна, если ты не заметил. Надо всё повидать, пожить для себя. А то выходит, зря жизнь прожил, все в своем болоте сидишь.""И? Ну, мир повидать можно и без эмиграции.""Ты вообще, видимо, не шаришь. Там все деньги, вся жизнь, театры, архитектура, цивилизация". 

Ну, думаю, тут уж если слово "ци-ви-ли-за-ци-я" изо рта у кого выползет, то жди-ка сентенций про то, как у нас грязно и бедно, а где-то там чисто и богато, и как там нам всем будет хорошо — как растениям в теплице, вырванным с поля. 

"Это, — говорю, — ведь по сути не самое главное в жизни. Комфорт, чужая цивилизация, тыры-пыры, все дела. Есть же что-то другое, что-то выше. Надо бы только смотреть на все поширше, в корень.""Ага. И чё ты увидишь в своем корне? Не почву ли свою?""А пусть бы и почву. Я тут родился, тут и пригодился. Не хочу отрываться от родной земли, не хочу слоняться призраком по Западу. Более того, я не хочу ни в москвы, ни в питеры, ни куда бы то ни было ещё. Я и здесь себе дело найду. А ты если хочешь иди, милостыню у них проси авось кто расщедрится. Может, замуж выскочишь, вообще напрягаться не придется. У нас-то здесь в Кирове у всех же морды кривые." 

Собеседница, понятно, обиделась и ушла. Бог с ней. Тут не только один мой уязвленный патриотизм говорит. Потому что не уязвлен мой патриотизм. Нет. Людей, опять же, жалко: вроде уже и зрелые все, а мысли подростковые в головах. Или же все сводится к брюху, "к экономическим соображениям". Но у некоторых людей и правда нет выбора, и экономические соображения диктуют им правила жизни, заставляют эмигрировать. Но тут-то другой случай. Тут именно яд. Самый настоящий яд, засевший в нас с бог знает какого времени. Чем же так запад приглянулся нашему человеку? Сразу приходит на ум одна мысль из "Зимних записок о летних впечатлениях" Достоевского. Вот она: 

"Позвольте рассказать анекдот. Раз, нынешней осенью, беру я одну газету из прогрессивнейших. Смотрю: известие из Москвы. Рубрика: "Еще остатки варварства" (или что-то в этом роде, только очень сильное. Жаль только, что теперь газеты перед глазами нет). И вот рассказывается анекдот, как однажды, нынешней же осенью, в Москве, поутру, усмотрены были дрожки; на дрожках сидела пьяная сваха, разодетая в лентах, и пела песню. Кучер тоже был в каких-то бантах и тоже пьян, тоже мурлыкал какую-то песню! Даже лошадь была в бантах. Не знаю только, пьяна или нет? верно, пьяна. В руках у свахи был узелок, который она везла напоказ от некоторых новобрачных, очевидно, проведших счастливую ночь. В узелке, разумеется, заключалась некоторая легкая одежда, которую в простонародье обыкновенно на другой же день показывают родителям невесты. Народ смеялся, смотря на сваху: предмет игривый. Газета с негодованием, с форсом, поплевывая, передавала об этом неслыханном варварстве, "даже до сих пор сохранившемся, при всех успехах цивилизации!" Господа, признаюсь вам, я расхохотался ужасно. О, пожалуйста, не думайте, что я защищаю первобытное каннибальство, легкие одежды, покровы и проч. Это скверно, это нецеломудренно, это дико, это по-славянски, знаю, согласен, хотя всё это сделалось, конечно, без худого намерения, а напротив, с целью торжества новобрачной, в простоте души, от незнания лучшего, высшего, европейского. Нет, я другому засмеялся. А именно: вспомнились мне вдруг наши барыни и модные магазины наши. Конечно, цивилизованные дамы уже не отсылают теперь легких покровов к родителям, но когда, например, придется заказывать модистке платье, с каким тактом, с каким тонким расчетом и знанием дела они умеют подложить вату в известные места своей очаровательной европейской одежды! Для чего вату? Разумеется, для изящества, для эстетики... Мало того: их дочери, эти невинные, семнадцатилетние создания, едва покинувшие пансион, и те знают про вату, всё знают: и к чему служит вата, и где именно, в каких частях нужно употребить эту вату, и зачем, с какой то есть именно целью всё это употребляется... Ну что ж, подумал я со смехом, эти хлопоты, эти заботы, сознательные заботы о ватных приумножениях, - что же, чище, нравственнее, целомудреннее, что ли, они несчастной легкой одежды, везомой с простодушной уверенностью к родителям, с уверенностью, что так именно надобно, так именно нравственно!.."

Был в "зимних записках" пример и понагляднее, но поразил меня именно этот. Как созвучна эта мысль Достоевского с сегодняшними тенденциями в головах наших людей. Как же так упорно можно любить чужую культуру и так ненавидеть, отрицать своё (никто через костер прыгать не заставляет). Как привыкли мы обезьянничать, косить под европейцев, под их выхолощенную, выполированную до блеска цивилизацию. Но зачем? 

Славянство — заря народа — наше детство, подростковый же период начался от крещения Руси и не закончился ещё и по сей день. Живое, детское начало мы напрочь отбросили и забили голову подростковыми грезами. 

Американская мечта заменила нам народное, почвенное чувство. Противно слушать. И это мы? Если это мы, тогда меня тошнит от нас. XX век, Великая Отечественная война — наш народ кровью доказал, и в первую очередь самим себе, потому же и так называемой "интеллигенции", что мы заслуживаем право быть собой, не стыдится своей народности, но вот грянула перестройка —перекройка и — до свидания! Опять мы, как обезьяна панталоны, напяливаем на себя западную цивилизацию. Ну мала она нам — мала. Не одним комфортом сыты! 

Нам голода не надо, нам грязи не надо — но обжираться и оттирать всё до белизны нам тоже ни к чему. Но...но...и ещё раз НО. Мне больно. Мне больно, когда простые люди размышляют об эмиграции, об американской мечте. Зачем? 

Вот оно — всё что нужно — под рукой лежит, ждет тебя! Только потрудись дотянуться! Сделай что-нибудь, а не только плюй на землю. Подними чужой окурок и выброси его, вместо того чтобы бесконечно стонать, как у нас грязно. Вы не представляете, как тяжело слышать эти вопли, смотреть на эту видоплясовщину, грезы по западу, по путешествиям, по достатку, по дому с лужайкой —— и всю эту муть постоянно слышишь в обычной русской глубинке - в Кирове. Откуда в наших людях столько фальши? Я спрашиваю их — меня в ответ идиотом называют, или говорят, что я "хрень иногда такую сморожу — хоть стой, хоть падай — жизнь то одна: надо всё повидать, а не тут заживо гнить!" 

Ха-ха-ха — и эти люди меня идиотом называют. Одна жизнь. Да сколько людей уже стали жертвами подобного мировоззрения. Не только Их погубила эта мещанская узость взглядов — если бы только ИХ. Нас, тех кто ещё может видеть, слышать и чувствовать, понимать и любить родную почву. Нас они губят своим холодом. Больно.

P.S. Ещё пример из жизни. Недавно, месяц назад, тренер из по фехтованию эмигрировал в США. Причины всё те же: деньги и перспективы. Вот так-так. Значит, будем лучше американцев тренировать, воспитывать, а нашими пускай всякие бесперпективняки занимаются, чего им, также сгниют. А мы нет, мы другое дело, у нас перспективы, таких как мы больше в мире нет. Конечно, я не говорю про нашу внутреннюю политику, она скособоченная и тоже слизанная с запада, вот прям один в один то, о чем я выше говорил. Так и чего мы ждем? Несколько городов живут нормально, а остальные...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.