mark9x (mark9x) wrote in otrageniya,
mark9x
mark9x
otrageniya

Культура счастья



Хорошо ли быть счастливым? Как ни странно, у человечества на протяжении тысяч лет было два прямо противоположных ответа на этот вопрос.

Древние греки считали счастье, в том числе красоту, здоровье, богатство и успех, знаком особой милости богов и относились к людям, обладавшим всеми этими качествами, с почтением. Аристотель даже писал, что эвдемония (процветание, блаженство) - это стимул любой деятельности человека, что человек создан для счастья и что счастье вообще самое большое благо во Вселенной.

Иудеи и мусульмане в целом не отвергали такого подхода, ибо, с их точки зрения, логично было, что хорошо может жить только человек, к которому бог в общем и целом расположен. Правда, бог может испытывать своего любимца — умертвить, например, всех его детей, жену и прочих близких, а самого усадить на гноище. Но потом он непременно вознаградит беднягу за страдания и даст ему новых детей и жен, еще лучше тех, старых. Так что в этих культурах богатство и успех тоже всячески приветствовались.

А вот у китайцев и их соседей уже к нашей эре вполне было сформировано понимание, что иногда лучше не высовываться, не злить друзей, знакомых и начальников слишком сытым и довольным видом. Целее будешь. Культура «потаенной радости», «сокровенной жемчужины в убогой раковине» предполагала стремление скрывать то, что тебе дорого, от чужих глаз, особенно глаз власти, прибедняться, носить скромную одежду и окружать свой дом уродливым забором, а внутри уже спокойно оттягиваться среди кораллов, нефритов и красавиц, способных разрушать царства. В дальнейшем эта традиция распространилась и на Ближний Восток. Туристы до сих пор изумляются, обнаруживая за грязными глинобитными стенами сады с павлинами и бассейны, отделанные золотом.

Буддисты полагают счастье одним из величайших проклятий этого мира. Приманкой с железным крюком, которая заставляет мириады живых существ хвататься за право существования в сансаре, этой отвратительной юдоли скорбей, бесконечно перерождаясь на новые муки, уготованные тут всему живому. Впрочем, несчастье буддисты тоже не особенно жалуют, потому что и существо, избалованное счастьем, и существо, измученное несчастьем, — пленники сансары, неспособные отрешиться от страстей этого мира.

Но дальше всех в своем скепсисе по отношению к счастью продвинулись, разумеется, христиане. Эти просто идеализировали страдание. Христианство сделало ставку исключительно на воздаяние в загробном мире, а любые блага в мире обычном, догробном, объявило плодом греха и семенем греха. Богатому так вообще был заказан путь в царствие небесное. Тело считалось вместилищем порока, его надлежало бичевать, покрывать язвами и населять вшами во имя святости. Даже удовольствия, черпаемые в мудрости, науках и размышлениях, периодически признавались сатанинскими затеями. Смех - изобретением сатаны. Демонстрация успеха - гордыней. Радость одобрялась только богоугодная.

Зачем же люди так над собой издевались? Загробный мир – перспектива, конечно, соблазнительная, но всё же откуда в таком количестве культур могло возникнуть подозрительное отношение к счастью? Вопрос открыт для обсуждения. Есть на него и научный взгляд. Исходит он в основном из того, что психика наша вполне способна существовать и без ярко выраженных радостных чувств. Несложно заметить, что способность эта, радоваться жизни, вообще редуцирована у зрелых особей большинства видов. В детстве, это важный стимул для выживания, но позже сформированный организм находит её зачастую обузой. Экстаз, эйфория, приступы веселья требуют много энергии. Это весьма утомительная биохимическая встряска. Она уместна для детенышей, осваивающих жизнь со всеми ее неприятностями, она неплоха как награда для подростков, вынужденных вступать в борьбу за право размножения. Но зрелой особи ни к чему взвизгивать от счастья, гоняясь за собственным хвостом, ей важнее поберечь силы для схватки с противником или для погони за обедом. Дольше всех играют и веселятся представители групповых видов, которые могут позволить себе некоторые излишества благодаря коллективному существованию. И хотя человек в этой области абсолютный лидер, но и у нас излишняя веселость воспринимается как ребячество, признак слабости, незрелости и несерьезности. Поэтому комедия - это жанр низкий, а трагедия - высокий. Поэтому японские поэтессы писали километры стихов о слезах, но предпочитали молчать о хохоте. Поэтому до сих пор добровольцы, определяя интеллект человека по фотографии, выше оценивают умственные способности моделей с суровым, неулыбчивым лицом.
Subscribe
promo otrageniya april 14, 06:25 62
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments