petrus_paulus wrote in otrageniya

Category:

Барышни и хулиган

Любите ли вы старое французское кино? Кажется, этот вопрос я уже задавал)). Думаю, не грех задать ещё раз, потому что обязательно найдутся те, кто ответит отрицательно. И, скорее всего, потому что либо смотрели его совсем мало, либо не смотрели вовсе. И очень напрасно! Ведь в старом французском кино обитает такое количество потрясающе красивых и талантливых женщин, что другим кинематографам конкурировать с ним невероятно сложно. Конечно, можно привести в пример кино американское, но боюсь, при всём гигантском выборе красивых американских актрис, с талантом у большинства из них не очень.

А во время главного весеннего праздника (и это не Масленица, хотя в этом году они совпадают), когда мы в который раз восхищаемся нашими женщинами и радуем их чуть больше, чем обычно, есть прекрасный повод посмотреть или пересмотреть вместе старый французский фильм, где не обязательно должна быть весна, но обязательно – красивая женщина и бескрайняя любовь.

Женщина ощущает себя женщиной в полной мере лишь когда рядом с нею достойный её мужчина. Только такой мужчина в силах сломать столь живучую у нас жизненную позицию «я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик», превратив женщину в Женщину. С мужчинами во французском кино тоже дефицита не наблюдается – про Алена Делона и Жана Поля Бельмондо мы уже говорили. Они на экране то бандиты, то хулиганы, то полицейские – всегда есть какой-то элемент отрицательного оттенка, даже в образе полицейских. Барышни так любят хулиганов… Этот отрицательный оттенок творит невообразимые вещи, и благовоспитанная барышня спонтанно ускользает из уютного родительского гнёздышка, следуя за порочным обаянием молодого человека/зрелого мужчины.

Классический образ чарующе-отрицательного персонажа во французском кино смог создать лишь один актёр – Жан Габен. Ни Жерар Филипп, ни Жан Марэ, ни Ив Монтан (при всей их гениальности) не обладали той одновременно положительной и отрицательной харизмой, которой обладал Габен. Женщины рядом с ним начинали играть каким-то необъяснимыми красками, раскрывая доселе невидимые грани своего таланта. Габен, как настоящий самец, вёл этих женщин к полному проникновению в их женское начало, которое, распускаясь на экране подобно цветку, производило сногсшибательный эффект. Помогая актрисам блистать, Габен довольствовался ролью ювелира, огранившего алмаз, тем не менее зарабатывая популярность и для себя самого. Сегодня я предлагаю вспомнить шесть актрис старого кино, которые, играя в дуэте с Габеном в разные годы, показали себя не в привычном для них экранном амплуа, а смогли доказать зрителю свою разноплановость и широту мастерства.

Обычно Жан Габен представляется нам таким.

Или таким.

Да, большинство его фильмов показывались в Советском Союзе уже глубоко после войны, поэтому нам Габен запомнился именно в образах 60-70-х. Но ведь пик его карьеры и основная слава – это 40-50-е. Тогда он выглядел так.

А сниматься начал вообще в 30-х (первый его фильм, «Мефисто», вышел в 1930 году), и тогда это совсем другой человек.

Вот в такого бравого хулигана и влюблялись тогда барышни. С годами игравший бандитов, беглых преступников и солдат, моряков и разнорабочих, Габен остепенился и переквалифицировался на серьёзных мафиози, сельских пьяниц и садовников. Но при этом не растерял ни грамма своего шарма, продолжая источать негативное обаяние. Даже роли комиссара Мегрэ в нескольких экранизациях Сименона обладали каким-то подспудным отрицательным зарядом. Но в хорошем смысле)).

Шесть картин, которые мне вспомнились не только благодаря Габену, но и участию в них в совершенно неожиданном ракурсе знаменитых великолепных актрис, расскажут нам о солдате-дезертире, прорабе-строителе, беглом убийце, мафиози-налётчике, матёром адвокате и сельском пьянице. И в каждом из случаев этот, казалось бы, отрицательный персонаж оказывается жутко положительным, открывая отчаявшейся женщине путь к надежде на лучшее.

"Набережная туманов", Франция, 1938, Pathe, Cine-Alliance, режиссёр Марсель Карне, автор сценария Жак Превер, композитор Морис Жобер
"Набережная туманов", Франция, 1938, Pathe, Cine-Alliance, режиссёр Марсель Карне, автор сценария Жак Превер, композитор Морис Жобер

«Набережная туманов» Марселя Карне – классический образец поэтического реализма в кино. Сценарий писался под Габена и под съёмки в портовом Гамбурге, но министр пропаганды Третьего Рейха Геббельс счёл его декадентским и запретил. Поэтому и действие фильма, и съёмки переехали во французский Гавр. Это история солдата-дезертира, пытающегося сесть в Гавре на корабль и покинуть Францию. Он встречает девушку, которую играет Мишель Морган, потрясающая французская актриса, к сожалению, давно забытая у нас. 

Мишель Морган в "Набережной туманов"
Мишель Морган в "Набережной туманов"

Она несчастна, поскольку безуспешно ищет пропавшего возлюбленного, которого на деле убил местный ростовщик, назойливо ухаживающий за героиней Морган. Пропавшего разыскивают и портовые бандиты, и в такую кутерьму оказывается втянут герой Габена. Распутав этот клубок противоречий, он спасает девушку, к которой проникся искренней симпатией, от ростовщика, убивая его, чтобы потом погибнуть от рук бандитов, считающих, что он убил и их пропавшего друга. Весь фильм снят в тёмных тонах с почти постоянным присутствием в кадре тумана, что обеспечивает картине атмосферу напряжённости и тревоги. И лишь два светлых пятна на этом сером фоне – Габен и особенно Морган – рассказывают историю любви и её всепобеждающей силы. Костюмы для Морган, кстати, придумала и сшила Коко Шанель.

Кадр из фильма "Набережная туманов"
Кадр из фильма "Набережная туманов"
"Мартен Руманьяк", Франция, 1946, Gaumont, Alcina, режиссёр Жорж Лакомб, автор сценария Пьер Вери, композитор Джованни Фуско
"Мартен Руманьяк", Франция, 1946, Gaumont, Alcina, режиссёр Жорж Лакомб, автор сценария Пьер Вери, композитор Джованни Фуско

Марлен Дитрих – совсем не французская актриса, а очень даже немецкая. Переехав в 1930 году в США и начав там свою американскую кинокарьеру, она несколько раз отвергла предложение Геббельса вернуться в Германию и сниматься там в кино за безумные деньги и полностью на её условиях. В 1941 году в Лос Анджелесе она познакомилась с Габеном, приехавшим туда из уже оккупированной нацистами Франции. Их бурному роману суждено было прожить шесть лет, а его квинтэссенцией стал фильм «Мартен Руманьяк».

Марлен Дитрих настоящая, на съёмках "Мартена Руманьяка"
Марлен Дитрих настоящая, на съёмках "Мартена Руманьяка"

Дитрих снималась с Габеном уже во Франции и на французском языке. Поначалу кажется, что она вновь играет роковую женщину, способную уничтожить мужчину одним лишь поднятием брови. Но потом оказывается, что это просто запутавшаяся в отношениях одинокая, но очень эффектная женщина, которая допускает к себе «разнообразных не тех». И лишь простоватый и прямолинейный прораб Руманьяк способен дать ей ту самую настоящую мужскую любовь, которую она ищет всю жизнь. Героиня Дитрих отвергает ухаживания влюбившегося в неё по уши студента, купившего птичку в её магазине, поскольку он ещё слишком юн и неопытен для неё, отвергает и серьёзного дипломата с очень хорошими деньгами, поскольку он слишком фальшив и самовлюблён. Но Руманьяк, сжигаемый ревностью, случайно убивает её в ссоре. Благодаря правильно выстроенной защите суд оправдывает его, но он прекрасно знает, что сделал. И, когда видит в тени сада своего дома того самого студента с пистолетом, добровольно подставляется под его пулю, чтобы получить заслуженную кару.

Кадр из фильма "Мартен Руманьяк"
Кадр из фильма "Мартен Руманьяк"
"У стен Малапаги", Франция-Италия, 1949, Francinex, режиссёр Рене Клеман, авторы сценария Жан Оранш и Пьер Бост, композитор Роман Влад
"У стен Малапаги", Франция-Италия, 1949, Francinex, режиссёр Рене Клеман, авторы сценария Жан Оранш и Пьер Бост, композитор Роман Влад

Этот фильм имеет двойное название. У нас он известен под своим итальянским именем – «У стен Малапаги». Во Франции же он назывался «По ту сторону решётки», что лучше отражает его суть, ведь речь здесь о беглом преступнике, совершившем хоть и непреднамеренное, но убийство, и бегущем от правосудия из Франции через Геную. Пару Габену здесь составляет удивительная Иза Миранда, актриса итальянская, но много снимавшаяся во Франции, а в 60-х работавшая в основном уже в Великобритании и США. История двух одиноких и потерявшихся в жизни людей, неожиданно нашедших друг друга среди безысходности и темноты. Один из безусловных шедевров неореализма. Режиссёр Рене Клеман и Иза Миранда были удостоены премий Каннского кинофестиваля за свои работы.

Кадр из фильма "У стен Малапаги"
Кадр из фильма "У стен Малапаги"
"Не тронь добычу", Франция-Италия, 1954, Del Duca Films, Antares, режиссёр Жак Беккер, авторы сценария Жак Беккер, Морис Грифф и Альбер Симонен, композитор Жан Винер
"Не тронь добычу", Франция-Италия, 1954, Del Duca Films, Antares, режиссёр Жак Беккер, авторы сценария Жак Беккер, Морис Грифф и Альбер Симонен, композитор Жан Винер

Из 30-х и 40-х перемещаемся в 50-е. Габен уже заматерел и немного раздался в торсе, что придало ему дополнительный налёт привлекательности. «Не тронь добычу» - классический гангстерский триллер, просто перенаселённый красотками. Однако роковую роль в жизни бандита Макса, ограбившего банк и завладевшего восемью золотыми слитками, сыграла именно безумно красивая героиня великой Жанны Моро. 

Жанна Моро и Лино Вентура в фильме "Не тронь добычу"
Жанна Моро и Лино Вентура в фильме "Не тронь добычу"

Относясь к нему как к папочке, она постоянно ищет у него защиты, меж тем проболтавшись другому бандиту, Анжело (его замечательно играет Лино Вентура) о добыче Макса. Герой Габена – уставший от жизни человек, которому до чёртиков надоели гулянки, бабы и налёты – он хочет остепениться и ложиться спать пораньше! Но благодаря героине Моро опять приходится брать в руки автомат и отстаивать своё место под солнцем. Отличный образец криминального кино эпохи раннего Диора, однозначно рекомендую.

Кадр из фильма "Не тронь добычу"
Кадр из фильма "Не тронь добычу"
"В случае несчастья", Франция-Италия, 1958, Iena Productions, UCIL, CEI-INcom, режиссёр Клод Отан-Лара, авторы сценария Жан Оранш и Пьер Бост, композитор Рене Клёрек
"В случае несчастья", Франция-Италия, 1958, Iena Productions, UCIL, CEI-INcom, режиссёр Клод Отан-Лара, авторы сценария Жан Оранш и Пьер Бост, композитор Рене Клёрек

Спустя ещё несколько лет Габен уже остепенившийся и уважаемый адвокат, который влюбляется в свою подзащитную Иветту, молодую сексуальную девушку в совершенно фееричном исполнении Брижит Бардо. Она совершила ограбление, но мэтр Гобийо всячески выгораживает её, пытаясь спасти и вывести на верный жизненный путь, подтасовывая факты на суде. Разумеется, ничем хорошим такая история закончится не может. Смотрите сами – получите массу удовольствия. 

Габен и Бардо на съёмках фильма "В случае несчастья"
Габен и Бардо на съёмках фильма "В случае несчастья"

В первоначальной версии фильма при первой встрече героиня Бардо раздевается перед Габеном догола и стоит так перед ним прямо в кадре. Безусловно, сцена была снята со спины, а не с такими откровенностями, которые заставлял вытворять Марко Феррери Жерара Депардье и Орнеллу Мути на съёмках «Последней женщины», но для конца 50-х и она оказалась верхом дерзости, поэтому сцену пересняли, где Бардо всего лишь задирает перед Габеном юбку, чтобы продемонстрировать ему отсутствие трусов. Сохранились обе версии фильма, так что можно постараться и найти и ту, и другую.

Кадр из фильма "В случае несчастья"
Кадр из фильма "В случае несчастья"
"Гром небесный", Франция-Италия-ФРГ, 1965, режиссёр Дени де Ла Пательер, авторы сценария Дени де Ла Пательер и Паскаль Жарден, композитор Жорж Гарваренц
"Гром небесный", Франция-Италия-ФРГ, 1965, режиссёр Дени де Ла Пательер, авторы сценария Дени де Ла Пательер и Паскаль Жарден, композитор Жорж Гарваренц

Что ж, начинали с Мишель, Мишелью и закончим)). В середине 60-х Габен уже старик, однако ничуть не утративший своего обаяния. В «Громе небесном» он играет ненавидящего весь мир деревенского ветеринара-пьяницу, который притаскивает домой из придорожного кабака проститутку Симону в очаровательном исполнении Мишель Мерсье, знаменитой у нас благодаря сериалу про Анжелику. 

Мишель Мерсье в фильме "Гром небесный"
Мишель Мерсье в фильме "Гром небесный"

Он принимается воспитывать её как дочь, наставляя на путь истинный и создавая при этом массу комичных ситуаций. В итоге Симона, оберегаемая героем Габена как драгоценность, влюбляется в его молодого соседа и, чтобы смягчить предполагаемый гнев новоявленного отца, объявляет ему о беременности. Реакция Габена обескураживает всех – теперь он любит весь мир и готовится стать дедушкой. Мерсье здесь – брюнетка со стрижкой. Именно такой привык видеть её европейский зритель, для нас же она более привычна блондинкой с длинными роскошными волосами.

Кадр из фильма "Гром небесный"
Кадр из фильма "Гром небесный"

Все шесть актрис, про которых мы сегодня вспомнили, совершенно разные и поэтому так интересны нам, зрителям. Габен же всегда одинаков – жёсток, мужественен, бескомпромиссен, и вместе с тем нежен, заботлив, умеет любить. И поэтому он нам тоже интересен как герой! Ведь имея рядом с собой героя, женщина расцветает, неся весну не только в свою жизнь и в жизнь своего мужчины, но во весь мир.

Поздравляю всех женщин с праздником весны и любви! Продолжайте радовать мир своим присутствием в нём! Ну, и про нас, мужчин, не забывайте)).

promo otrageniya april 14, 2019 06:25 69
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded