elamind wrote in otrageniya

Categories:

Оставьте в покое "Иронию судьбы"!

Каждый год тридцать первого декабря мы с друзьями... придалбываемся к "Иронии судьбы". Вы знаете о чём я.

Про этот фильм рассказали уже каждый факт, перемыли косточки всем персонажам, доказали, что он переоценён или неправильно понят... Многим он уже надоел. И я понимаю почему. Это один из самых знаменитых новогодних фильмов. (Я, если честно, не очень много знаю новогодних фильмов. Рождественских гораздо больше.). Поэтому понятно, почему люди не перестают его обсуждать.

Но мне кажется, за всем этим перестали видеть сам фильм. Его слишком заиграли, замылили, разложили на элементы и так далее. Я бы наверное не писала этот пост, если бы так много людей не критиковали "Иронию судьбы", хотя, казалось бы, можно было бы уже оставить её в покое. И каждый год одно и тоже!

Ладно. Давайте посмотрим на историю. Именно историю. Сейчас, кажется, многие не осознают, что это классический сюжет о людях попавших в непредвиденную ситуацию и как это заставляет их переосмыслить свою жизнь. Это было уже миллион раз в литературе. На самом деле половина всех рассказов строится на этом сюжете. Неожиданность, недоразумения, забавные совпадения. Это похоже на эффект критических обстоятельств, когда привычная рутина нарушилась и у вас есть время поразмышлять над тем, кто вы, что вы делаете, а главное зачем.

"Ирония судьбы" - это именно то, что написано на упаковке. У судьбы есть ирония. Это название уже звучит поэтично.

Говорят, пьеса "Ирония судьбы" была основана на байке, как одного человека по ошибке отправили на самолёте в другой город. Это сюжет для анекдота. Но это всего лишь толчок к завязке. Мне кажется, суть истории раскрывается в первой песне на стихи Евтушенко.

Со мною вот что происходит:
ко мне мой старый друг не ходит,
а ходят в мелкой суете
разнообразные не те.
И он
  не с теми ходит где-то
и тоже понимает это,
и наш раздор необъясним,
и оба мучимся мы с ним.
Со мною вот что происходит:
совсем не та ко мне приходит,
мне руки на плечи кладёт
и у другой меня крадёт.
А той -
     скажите, бога ради,
кому на плечи руки класть?
Та,
у которой я украден,
в отместку тоже станет красть.
Не сразу этим же ответит,
а будет жить с собой в борьбе
и неосознанно наметит
кого-то дальнего себе.
О, сколько
        нервных
              и недужных,
ненужных связей,
             дружб ненужных!
Куда от этого я денусь?!
О, кто-нибудь,
           приди,
                нарушь
чужих людей соединённость
и разобщённость
             близких душ!

Но об этом позже. Давайте поговорим о том, о чём сейчас любят упоминать. Пропаганде алкоголя.

Вот этого обвинения в сторону "Иронии судьбы" я никогда не понимала. То есть вы же не предъявляете претензий Шекспиру за шутки про пьянство? Да и смешно обвинять в подобной пропаганде фильм, где столько раз повторили: "Надо меньше пить!".

Я знаю, найдутся люди, которые скажут: "Ты не понимаешь, это серьёзно...". Да, я в курсе. Это серьёзно. Только вы забываете о сути юмора, как такового. Думаете, шутки о неуклюжести никого не задевают? У некоторых людей проблемы с координацией и это не очень-то смешно! А как насчёт шуток про болезни, про смерть, про катастрофы... Думаю, вы поняли. Даже абстрактный юмор у некоторых вызывает отвращение, что уж говорить об обычном! Сама я ненавижу шутки о пищевом отравлении, но я знаю, что не могу запрещать другим так шутить.

По большей части в "Иронии судьбы" ситуация с подпитием нужна только для того, чтобы Лукашина по ошибке засунули в самолёт. Это как в некоторых комедиях используют слабительное, чтобы на время обезвредить своего врага. Не всем смешно, но такова условность.

И... Ладно, я признаюсь. Я люблю шутки про пьянство и алкоголь именно в таком духе. Это же уморительно! Начиная с предложения закусить шоколадкой и заканчивая Ипполитом, принимающим душ в пальто. Все шутки выдержаны идеально. Кстати, напоминаю, что никто в этом фильме не алкоголик. Уж точно не Женя, иначе бы алкоголь на него так не подействовал. Вот насчёт пары его друзей, которые остались в сознании (относительно), могут возникнуть некоторые сомнения... И, да, я просто обожаю логическую цепочку, которую они выстраивают, когда решают, что именно Женя должен лететь в Ленинград.

«— У тебя поразительная память.

— Сейчас не об этом.»

А ещё у Мягкова один из самых смешных пьяных голосов. Не настолько смешной, как у Вицина, конечно, но вполне на уровне.

И... хватит об этом. Я бы вообще об этом не писала, но иногда приходится объяснять очевидные вещи... (Тем, кто придирается, что персонажи живут в одной квартире с мамой, предлагаю изучить историю квартирного вопроса).

Для меня это первый фильм, в котором праздновали Новый год. Кажется. Во всяком случае это первый фильм, в котором Новый год праздновали дома, а это очень важно. Было что-то особенное в этом.

Например, то, как Надя приходит домой. Это показано очень подробно, она входит, раздевается, кладёт подарок, достаёт платье... Или маленькая ёлочка в комнате. Или накрытый стол с апельсинами на тарелке. Все эти детали создают ощущение реальности. Может быть ситуация с перелётом по чужому билету и действие алкоголя (вряд ли бы Женя смог в подобном состоянии добраться до квартиры) противоречат логике. Но другие сцены кажутся настолько похожими на жизнь, что идеально подавляют недоверие.

Я смотрела этот фильм не с начала (в первый раз), а со сцены, когда Надя находит спящего Женю. Поэтому мне было много чего непонятно. Но спор о том, чья это квартира, вышел настолько смешным, что я решила смотреть дальше. И поэтому, когда темп замедлился, я была слегка озадачена. В детстве мне было очень сложно отслеживать сюжет в фильмах, поэтому всё казалось запутанным. Уже позже я оценила, как юмор переходит в драму, шум в тишину, а веселье сменяется грустью.

Сцены в этом фильме как будто отзеркалены. И речь не только о двух практически идентичных квартирах. Сначала Женя пытается объяснить Наде, что произошло, потом точно также Надя пытается объяснить это Ипполиту, а затем и Гале. Сначала Женя хочет вернуться домой, а потом изо всех сил пытается найти предлог остаться. О том, кто заходит в эту квартиру, а потом выходит лучше даже не начинать. Как сказал сам Женя: "Это не квартира, это проходной двор!". А сцены с двумя подругами Нади, которые никак не могут понять, почему "Ипполит" так странно себя ведёт... Вот это действительно отзеркалено с точностью до противоположности. Но меня лично поразило, что обе гитары одинаково украшены лентой. Кто вообще так делает!

Действительно ирония судьбы проявляется в совпадениях, недоразумениях, а порой в неожиданной схожести разных вещей. Но знаете, ирония судьбы ещё и в том, как в разных статьях пытаются разоблачить главных героях, показав их в неблагоприятном свете. Так. Минутку. Вы ведь в курсе, что эти персонажи и не задумывались как пример для подражания?

Ни Надя, ни Женя не являются идеальными людьми. Они даже не идеальные воплощения тропов романтической истории. Они просто... обычные.

Мне нравится, насколько много в этом фильме построено на взаимодействии Нади и Жени. Они проходят весь спектр чувств и эмоций. Удивление, недоумение, возмущение гнев, неприязнь, симпатия, сочувствие, радость, восхищение, опять неприязнь, но уже другая, влюблённость, сожаление, тоска, смирение, отчаяние...  Всё меняется, но постепенно, можно отследить каждый этап. 

Они оба попали в неудобную ситуацию, но потом понимают, что она им даже нравится. Но тут история не заканчивается, им всё ещё нужно понять, что с этим делать. Нельзя же оставить всё как есть... Или можно?

Я уже сказала, что они не идеальные. И Женя, и Надя оправдывают себя, дразнят друг друга, манипулируют, жалуются, обзываются, врут по мелочам, обманывают себя. Каждый постепенно понимает, что не знает, чего хочет на самом деле. Неудачи в личной жизни тоже этому не способствовали. Кстати, об этом... Помните вступительную песню? Она же как раз о том, что чувствуют главные герои. Им одиноко, поэтому они вступили в отношении, которые на самом деле не сделают их счастливыми, это самообман. Сам Женя говорит Наде прямо.

«-Вы в этом уверены? Сколько вам лет? Тридцать два? Тридцать три?

- Тридцать четыре. 

- Тридцать четыре? А семьи всё, ну, не получилось. Не повезло, это бывает. И вдруг появляется он. Вот такой... Серьезный, положительный. Красивый. С ним удобно. Надежно. За ним, как за каменной стеной. Да и жених, наверно, выгодный, и подруги советуют... "Смотри, не упусти". »

При этом он сам осознаёт, что связался с девушкой, которая его на самом деле не любит. Впрочем для Гали он явно не последний шанс...

Вот вы мне и скажите, что тут разоблачать? Они уже сами всё сказали. Думаете, они не осознают глупости, нелепости, смехотворности происходящего? Или того, что сами обманывали себя? Или того, насколько хрупко ненадолго возникшее счастье и ощущение перемен? Впрочем, да, последнего они не понимали. Пока не пришёл Ипполит...

Знаете, что ещё не понимают некоторые люди? То, что Ипполит и не задумывался отрицательным персонажем. Даже Миронов, которому предлагали эту роль, сказал: "Я не хочу больше играть отрицательные роли!" "Он скорее несчастный", - ответил Рязанов. Это так и есть. При этом он тоже не идеальный. Я верю, что он любит Надю и понимаю, почему он ревнует, но, согласитесь, он ей явно не доверяет по-настоящему. Ипполит и сам это осознал. Потому что, когда он разбивает машину, он уже злится не на Надю и даже не на Женю. Он злится на самого себя.

Та сцена, когда он входит в квартиру, не просто смешная, она неожиданная. Кто вообще мог ожидать, что Ипполит вернётся именно так? И то, что он напился, это вообще кажется нонсенсом. Но это тоже важно, потому что сейчас он говорит именно то, что думает, не скрывая своих мыслей. Послушайте его.

«Под Новый Год человек отправляется в баню. Это его прекрасно характеризует. Потом он там надирается по случаю женитьбы. Это тоже в его пользу. Потом его, как чурку, кладут в самолет. И он попадает в другой город. Потрите мне спинку, пожалуйста. Ну что вам трудно, что ли? Не хотите, как хотите. Что же я могу поделать? В этом городе ему подворачивается другая. Про московскую невесту он забывает, естественно. Обзаводится новой, ленинградской. А все потому, что он человек высоких моральных устоев. Прошу вас, перестаньте. Вы что, обиделись? Не обижайтесь, это же правда. А на правду нельзя обижаться, даже если она горькая. Надя, за такой короткий срок старое разрушить можно, а создать новое очень трудно. Нельзя. Конец новогодней ночи, завтра наступит похмелье. Пустота. Самое интересное, что вы оба знаете, что я прав.»

Это не просто то, что думает Ипполит обо всей этой череде недоразумений. Эти слова словно ломают четвёртую стену. Я могу себе представить рецензию на фильм в такой манере. Чёрт побери, да так и говорят об этом фильме, холодно анализируя сюжет! И, да, это правда. Такова жизнь. Не бывает так, чтобы можно было обрести счастье за одну ночь и выстроить новые отношения. Посмотрите на лица главных героев, они тоже это знают. И Надя говорит: "Он сказал то, что мы сами не решаемся сказать друг другу."

Так значит всё. Ночь кончилась. Они расстанутся и больше никогда не увидят друг друга. Именно такое ощущение складывается после "Баллады о прокуренном вагоне". Конец?

Но может быть... Может быть, вы бы не говорили об этом фильме, если бы он закончился именно так. Или наоборот, хвалили бы за реалистичность. Ведь счастливый конец такая пошлость. Помните, как сказал волшебник в "Обыкновенном чуде": "Замолчи! Как ты смеешь причитать, ужасаться, надеяться на хороший конец там, где уже нет, нет пути назад. Избаловался! Изнежился! Раскис тут под пальмами. Женился и думает теперь, что всё в мире должно идти ровненько да гладенько". В фильме Захарова он ещё и прибавляет: "Так не бывает".

Но знаете, чего ещё не бывает? Не бывает так, что человек переосмысляет свою жизнь за одну ночь, которая проходит для него, как три. Не правда ли? А ведь это одна из самых известных святочных историй. Но так случилось. И в это можно верить.

А что такое "Ирония судьбы", как не рождественская сказка. Сам Рязанов так её называл. Вот отрывок из "Неподведённых итогов", где сам Рязанов упоминает Диккенса.

«— Это выглядит как издевательство. А когда же еще показывать ваш фильм, как не первого января? А во-вторых, вы говорите, что «Ирония судьбы» — рождественская сказка для взрослых...

— Ну, правильно, — подтвердил я.

— Так вот, — сказал мне руководящий голос, — у нас нет рождественских сказок, мы не отмечаем религиозные праздники. Вам следует сказать — «новогодняя сказка».

Я не стал спорить и объяснять, что «рождественская сказка» — специальный жанр в искусстве, что Диккенс ежегодно публиковал свои рождественские сказки.»

А знаете что? Не все сказки оканчиваются грустно. И счастливые концы бывают. Поэтому, когда Женя просыпается утром, он видит Надю. Да, это правда. Чудо случилось.

Золушка счастлива в браке. Щелкунчик расколдован и стал принцем. А Скрудж решил стать другим человеком. Вы можете этому верить или не верить. Но это так.

Эта история могла случиться "только и искючительно" в новогоднюю ночь. Исключения из правил бывают. У судьбы есть ирония, и она отнюдь не всегда злая.

И заметьте, ведь у фильма нет однозначного счастливого конца. Некоторые считают, что его вообще нет. Но он оставляет нам надежду на лучшее, а это самое важное.

Что я хотела сказать. "Ирония судьбы" отличный фильм. Но лучше его не смотреть. Сейчас.

Если вы читаете этот пост, то наверное вы уже смотрели этот фильм больше одного раза. И возможно он вам надоел.

Даже самая замечательная музыка надоест, если слушать её постоянно. Поэтому лучше перестать её слушать. Так же и с кино.

Если вам надоел этот фильм, если вы уже не можете слышать песен оттуда, если вы придираетесь ко всем персонажам, холодно анализируете детали и конец кажется вам фальшивым, то не смотрите его. Оставьте его в покое. Посмотрите фильмы, которые вы ещё не смотрели, найдите что-то новое и неожиданное для себя. (В мире много хорошего кино, надо только уметь его найти). Я думаю, что даже не все американцы смотрят "Эту замечательную жизнь" каждый год, иначе фильм перестанет чувствоваться живым.

Но если вы всё ещё переживаете за персонажей, как в первый раз, не можете оторваться от экрана и сюжет волнует вас всё так же, то посмотрите его. Это решать только вам. 

Да, кстати, я его не смотрела уже два года, если не дольше. По-моему, если даже актёр против, чтобы этот фильм показывали каждый год, стоит задуматься. Нельзя замыливать хорошие вещи. Это опасно.

P.S. Я надеюсь, что с Павликом тоже всё будет хорошо. Думаю, его жена поймёт. И не беспокойтесь, Ипполит не вышел на улицу, его соседи не пустили. Ищите сами, где это сказано, мне лень. Во всяком случае простудиться и умереть ему Рязанов не позволил. 

promo otrageniya april 14, 2019 06:25 69
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded