28 ноября 2020г. -140 лет со дня рождения поэта
В 1897 году, в возрасте 17 лет, Александр Блок на немецком курорте в Бад-Наухайнм пережил первое свое увлечение -это был роман с К.М.Садовской.Это была его первая любовь, оставившая глубокий след в творчестве поэта. Садовская была намного старше Блока - ей было 37 лет, она была замужем и имела троих детей. Курортный роман был бурным, а затем перерос в длительные отношения.
Александр Блок.1898. Ему 18 лет
17-летний юноша испытал весь спектр чувств мужчины к женщине - от пылкой влюбленности и неловкого смущения до ярости и ненависти.
В это время Блоком было создано много лирических стихов о любви,позже они будут объединены в цикл "Отроческие стихи" (при жизни Блока не были изданы).
Влюбленный Блок писал:
"В такую ночь успел узнать я,
При звуках ночи и весны,
Прекрасной женщины объятья
В лучах безжизненной луны".
"В такую ночь успел узнать я,
При звуках ночи и весны,
Прекрасной женщины объятья
В лучах безжизненной луны".
Садовская после революции похоронит мужа, будет страдать от нищеты в голодном Петрограде. Отправится к сыну в Одессу, а по пути будет подбирать колоски и жевать их, чтобы не умереть от голода.
Дни свои Ксения Михайловна Садовская закончит в Одессе, шестидесяти пяти лет, в клинике для душевнобольных, пережив поэта, чьей музой она была в течение каких-то полутора лет, на четыре года. Лечащему врачу-психиатру, большому любителю и знатоку поэзии, она раскроет тайну первой любви Блока. Он не совсем ей поверит. А после ее смерти в подоле юбки окажутся зашитыми двенадцать писем Блока, перевязанных розовой лентой, и засохшая роза, по лепесткам которой совершенно невозможно было узнать ее прежний цвет.
Через двенадцать лет, когда до него дойдут слухи о якобы кончине Садовской, поэт не лестно отзовется о своей первой любви: "Однако, кто же умер? Умерла старуха. Что же осталось? Ничего. Земля ей пухом".
Ксения Садовская
Под финал своей жизни великий поэт Александр Блок поймет, что на всем свете у него было, есть и будет только две женщины — Люба (Любовь Дмитриевна Менделеева) и «все остальные». Люба — дочь талантливейшего ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Они были знакомы с детства: когда их отцы вместе служили в университете, маленькие Саша и Люба в колясочках гуляли в университетском саду. Потом они встретились, когда Саше было 17 лет, а Любе — 16.
После романа с Садовской Александр приехал в имение Менделеевых Болоблово, где они вместе с Любой сыграли шекспировского «Гамлета». Он — Гамлета, она — Офелию.
Дело в том, что вплоть до 1900 года Александр Блок был уверен, что станет актером, он посещал курсы драмтургии М.Читау-Кадминой, с большим успехом участвовал во многих спектаклях.
Александр Блок (18 лет) в роли Гамлета. Имение Боблово, 1898
Любовь Дмитриевна Менделеева. (17 лет)в роли Офелии в домашнем спектакле. Имение Боблово, 1898
После спектакля они пошли погулять и впервые остались наедине…
Странно: мы шли одинокой тропою,
В зелени леса терялись следы,
Шли, освещенные полной луною,
В час, порождающий страсти мечты.
Стана ее не коснулся рукою,
Губок ее поцелуем не сжег...
Всё в ней сияло такой чистотою,
Взор же был темен и дивно глубок.
Лунные искры в нем гасли, мерцали,
Очи, как будто, любовью горя,
Бурною страстью зажечься желали
В час, когда гасла в тумане заря...
Странно: мы шли одинокой тропою,
В зелени леса терялся наш след;
Стана ее не коснулся рукою...
Страсть и любовь не звучали в ответ.
В зелени леса терялись следы,
Шли, освещенные полной луною,
В час, порождающий страсти мечты.
Стана ее не коснулся рукою,
Губок ее поцелуем не сжег...
Всё в ней сияло такой чистотою,
Взор же был темен и дивно глубок.
Лунные искры в нем гасли, мерцали,
Очи, как будто, любовью горя,
Бурною страстью зажечься желали
В час, когда гасла в тумане заря...
Странно: мы шли одинокой тропою,
В зелени леса терялся наш след;
Стана ее не коснулся рукою...
Страсть и любовь не звучали в ответ.
Дом Д.И.Менделеева в имении Боблово. 1870-1890
"Твой образ чудится невольно
Среди знакомых пошлых лиц.
Порой легко, порою больно
Перед Тобой не падать ниц"
1900
Среди знакомых пошлых лиц.
Порой легко, порою больно
Перед Тобой не падать ниц"
1900
Через год он назовет ее своей Прекрасной Дамой, Вечной Женой, Таинственной Девой и сделает официальное предложение семье Менделеевых. Многие из окружения Менделеева негодовали, что дочь такого великого ученого собирается выходить замуж за «декадента». Сам Дмитрий Иванович стихи своего будущего зятя не понимал, но уважал его: «Сразу виден талант, но непонятно, что хочет сказать».
Любовь Дмитриевна и Дмитрий Иванович Менделеевы
Возникли разногласия и между Любой и Александрой Андреевной – виной этому были нервозность матери Блока и ее ревность к сыну.
Идеальный на первый взгляд союз поэта и его музы был далеко не столь счастливым. Блок считал, что любовь физическая не может сочетаться с любовью духовной, и в первую же брачную ночь попытался объяснить молодой жене, что телесная близость помешает их духовному родству... Это была катастрофа.
...Наутро после первой «брачной ночи» Люба Блок вышла из спальни с красными от слез глазами и осунувшимся бледным лицом. Но она и не думала сдаваться! Подобно Скарлет О'Харе, намеренной вернуть своего Рета Батлера, она была полна отчаянной решимости. Чего бедняжка только не делала! В ход пошли все традиционные женские средства обольщения: наряды от самых модных петербургских портних, белье из Парижа, приворотные зелья от деревенских знахарок и даже легкий флирт с лучшим другом Блока Андреем Белым.
Лишь осенью 1904 года Любе удалось «совратить» своего законного супруга, но, увы, долгожданная близость не принесла им обоим удовольствия. «Не могу сказать, чтобы я была наделена бурным темпераментом южанки. Я северянка, а темперамент северянки - шампанское замороженное. Только не верьте спокойному холоду прозрачного бокала, весь искрящийся огонь его укрыт лишь до времени», - напишет позже Любовь Дмитриевна в своих мемуарах.Но тогда в ней что-то сломалось. Она смирилась со своей судьбой и решила жить так, как хочет Сашенька. Принять его правила и стать «свободной, как птица».
В жизни Александра Блока было много романтизма, но мало любви. Чувство к жене, Любови Дмитриевне Менделеевой, поэт сохранил на всю жизнь, но оно было так густо приправлено философскими идеями, не позволявшими видеть в любимой женщине ничего, кроме воплощения Вечной Женственности, что собственно любви и не получилось: после четырех лет братского сожития и поэтического воспевания Любовь Дмитриевна настолько устала и от поэзии, и от философии, что демонстративно ушла с головой в любовные романы, только уже не с мужем.
Другими словами, она ударилась «во все тяжкие».
Александр Блок и его жена Любовь Дмитриевна Менделеева
Сначала она стала любовницей поэта Георгия Чулкова. И когда туманные слухи об этой связи дошли до Блока, объяснила это просто: «Я же верна моей настоящей любви, как и ты? Курс взят определенный, так что дрейф в сторону не имеет значения, не правда ли, дорогой?»... И поскольку «дорогому» нечего было на это ответить, Люба стала «дрейфовать» от одного романа к другому. Она увлеклась театром, играла небольшие роли у Мейерхольда, гастролируя с театром по России.
О каждом новом любовнике она честно писала Блоку, не забывая приписывать в конце неизменное: «Люблю тебя одного в целом мире». Блок все больше замыкался в себе, наблюдая, как «идеальная любовь» терпит крах.
К суровой реальности ее вернуло известие о собственной беременности. Было и стыдно и страшно, но Блок, который в юности переболел сифилисом и не мог иметь детей, выслушал признание жены с радостью: «Пусть будет ребенок! Раз у нас нет, он будет общий»... Но и этого счастья Бог им не судил: новорожденный мальчик скончался, прожив на свете всего восемь дней. Сына, родившегося в начале февраля 1909 года, назвали в честь Менделеева Дмитрием. Блок переживает его смерть гораздо сильнее своей жены… После его похорон он напишет знаменитое стихотворение «На смерть младенца». Блок сам похоронил младенца и часто потом навещал его могилу в одиночестве.
Блок отнюдь не был монахом. В конце 1900-х годов он увлекся красавицей-актрисой Натальей Волоховой, которую тут же назвал своей «Снежной Девой»: «Посвящаю эти стихи Тебе, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города».
Начавшаяся война и последовавший за ней революционный разброд нашли свое отражение в творчестве Блока, но мало повлияли на его семейную жизнь. Любовь Дмитриевна по-прежнему пропадает на гастролях, он тоскует без нее, пишет ей письма.
Во время войны она стала сестрой милосердия, потом вернулась в Петроград, где изо всех сил налаживает разваленный войной и революцией быт – достает продукты, дрова, организует вечера Блока, сама выступает в кабаре «Бродячая собака» с чтением его поэмы «Двенадцать».
Александр Блок во время военной службы. 1916
В конце жизни Блок все чаще искал любви там, где когда-то впервые познал ее вкус: у продажных женщин из дешевых борделей на Лиговке. Располневшие «мадам», провожая нескромным взглядом сутулую фигуру Блока, наставляли своих девушек: «Будьте с ним поласковее, кошечки мои, это известный поэт, глядишь, и вам чего посвятит!» Но Блоку в то время уже давно не писалось. Он чувствовал себя разбитым и старым, в революции разуверился, идеалы растерял и все чаще забывался за бутылкой дешевого портвейна, повторяя в полубреду строки, написанные в прошлой жизни: «Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине». Он безумно скучал по своей Любаше и в то же время понимал, что их разделяет пропасть.
В 1920 году она поступила на работу в театр Народной комедии, где тут же попала под обаяние актера Жоржа Лельвари, известного широкой публике как «клоун Анюта». Но и Блока вырвать из своего сердца ей не удавалось. «Я в третий раз зову тебя, мой Лаланька, приезжай ты ко мне, - писала она ему в письме из гастролей. - Сегодня Вознесение, я встала ровно в семь часов и пошла на Детинец, там растут березы и сирень, зеленая трава на останках стен, далеко под ногами сливаются Пскова и Великая, со всех сторон белые церквушки и голубое небо. Мне было очень хорошо, только отчаянно хотелось, чтобы и ты был тут и видел...»
Но Блок тяжело болен и не может приехать. Он не выходит даже из своей нетопленой квартиры. Он бредит наяву и никого не хочет видеть. Мнение врачей по вопросу, что же с ним происходит, разделились: болезнь сердца? Неврастения? Истощение? Или все сразу?..
Узнав об этом от друзей, Менделеева срочно возвращается домой и ухаживает за мужем как за малым ребенком. Она как-то ухитряется доставать продукты в голодном Петрограде 1921 года, обменивает свои драгоценности на лекарства для Сашеньки и не отходит от него ни на шаг. Понял ли несостоявшийся Дон Кихот, какое сокровище потерял, упиваясь химерами «любви по Соловьеву»? Наверное, да, если незадолго до смерти посвятил Любе такие строки:
«...Эта прядь - такая золотая, Разве не от старого огня? -Страстная, безбожная, пустая, Незабвенная, прости меня!»
Он уже тяжело болен – врачи не могут сказать, что это за болезнь. Постоянно высокая температура, которую нельзя было ничем сбить, слабость, сильные боли в мышцах, бессонница... Ему советовали уехать за границу, а он отказывался. Наконец согласился уехать – но не успел. Он умер в тот день, когда прибыл заграничный паспорт – 7 августа 1921 года. Газеты не выходили, и о его смерти было сообщено лишь в рукописном объявлении на дверях Дома писателей. Хоронил его весь Петербург.
Александр Блок. 1920
Александр Блок. Девушка пела в церковном хоре
https://www.liveinternet.ru/users/bahit/post442677697/
https://dorys.livejournal.com/319119.html
Community Info