mark9x (mark9x) wrote in otrageniya,
mark9x
mark9x
otrageniya

Рабство




Ответьте на следующие вопросы:

Хотите ли вы гарантированно иметь работу?

Хотите, чтобы вам бесплатно выделяли жилье?

Желаете ли бесплатное и обязательное медицинское наблюдение?

Желаете ли, чтобы ни вы, ни ваши дети никогда не голодали, потому что продовольствие вам выделяли бы бесплатно?

Хотите, чтобы тунеядство наказывалось?

Хотите, чтобы ваши дети получали бесплатное профессиональное образование, соответствующее их способностям?

Желаете, чтобы рабочий человек высоко ценился?

А строгую охрану правопорядка?

А может вы желаете, чтобы многодетность всячески поощрялась и все дети находились под надежным присмотром, пока их родители выполняют свои профессиональные обязанности?

Если на все эти вопросы вы ответили утвердительно, то вполне возможно, что вы весьма уютно чувствовали бы себя рабом в рабовладельческом обществе. На каких-нибудь вергинских плантациях. И даже утешали бы себя мыслишкой, что для своего времени и на определенном этапе человеческого развития рабовладельческий строй - это вполне себе прогрессивная социальная формация. Сегодня мы мыслим о рабстве умом цивилизованного человека, живущего в относительной свободе XXI столетия, и нам крайне сложно понять, почему люди тысячелетиями сидели в рабских колодках и предпринимали чрезвычайно мало усилий, чтобы от них избавиться. И основная проблема рабства, возможно, в том и есть, что оно слишком долго удовлетворяло всех участников этого процесса.

Самым крупным рабовладельческим обществом древности очевидно был Египет. Историки задаются вопросом, почему именно он? Ведь в современном ему Китае рабство не было таким популярным. Рабы там, конечно же, были, да и жизнь самих крестьян, зависимых от местных властителей была практически похожей на рабскую, однако с масштабами египетскими всё это и близко несравнимо. Исследователи связывают эти различая с разными же сельскохозяйственными моделями. Если в Китае, благословенном оазисе идеального климата и плодородия, человек мог весь год потихоньку обрабатывать свой клочок земли, обеспечивая пропитание своей семье и отдавая излишки ремесленникам, торговцам, чиновникам и военным, то в Египте дело обстояло иначе. Там все поля были вытянуты вдоль Нила, и требовалась мощная система ирригации. Сельское хозяйство велось перио­дами и рывками. То все вместе срочно копают тысячи километров водоотводов и каналов, с бешеной скоростью вспахивают землю, а следующие несколько месяцев на полях делать нечего и можно строить пирамиды. Одиночка-земледелец в Египте был обречен, если не считать очень редких и удачных территорий в дельте. Периодически на земле требовалась работа сразу огромного количества рук. Поэтому так эффективна была система рабства, при которой можно было в любой момент мобилизовать десятки тысяч человек на срочные масштабные работы.

Но почему же рабы не разбегались во все стороны, когда их особо никто и не охранял, а вся планета была по большому счету терра инкогнита - беги куда хочешь, строй себе избушку и живи долго и счастливо? Да потому что всюду их ждали голод, пустыня и неведомые ужасы. В то время, как быть рабом в Египте - в целом дело неплохое. Гарантированная кормежка, льняные одежды, пиво по праздникам и никакого беспокойства о завтрашнем дне. И главное, Египет тогда был центром мировой цивилизации. Здесь кипела жизнь, здесь были празднества и врачи, новости и моды, туалеты и утонченные кушанья. Все это иной раз перепадало и рабам. А некоторые рабы достигали и немалых социальных высот и жили со всевозможным комфортом. Были управляющими у частных хозяев, надзирателями, а то и вообще царедворцами и чиновниками. Поменять все это на первобытную жизнь в неведомых краях, дураков не было.

За редкими исключениями рабство всегда содержало в себе элементы культурного развития. Люди из отсталых регионов привозились в более развитые области и знакомились с местным мироустройством. Достоверно известно, что когда наши купцы привозили в Царьград собранный родными выкуп за пленников, угнанных печенегами в Византию, то сплошь и рядом сделка срывалась по причине отказа невольника возвращаться домой. Как-то так получалось, что быть сторожем или садовником на вилле в достойном семействе им нравилось больше, чем голодать и мерзнуть в родной землянке. Та же картина наблюдалась и в Америке, где не только рабы, но и чернокожие свободные, не горели желанием возвращаться домой. Организации, которые носились с прожектами «вернуть черных в Африку», например «Американское колонизационное общество», не находили желающих уехать. Подавляющее большинство дядей Томов разумно предпочитало свои кукурузные трубки, жареных куриц и, бог с ним, сегрегацию, но посреди цивилизации. Чем мухи, голод и людоеды на исторической родине. Хотя одну крупную колонию «Американскому колонизационному обществу» организовать всё-таки удалось в Либерии.

О том, что черные рабы на плантациях жили сытнее, были наряднее одеты и крепче здоровьем, чем белая нью-йоркская беднота, сказано во множестве текстов "Северян" первой половины XIX века. Когда мы смотрим фильмы типа «Джанго освобожденного», мы считаем само собой разумеющимся, что черных рабов бесконечно бьют, истязают, калечат и убивают. Однако вот в чем факт. По ценам на 1840 год здоровый раб тридцати лет отроду стоил 1200 долларов. Это весьма солидная сумма. Корова стоила 12, приличная ездовая лошадь - около 50, небольшой, но комфортный дом в пригороде - около 1000. А теперь представьте, что вы купили себе "недвижимость" по цене 24 автомобилей среднего класса. Как бы вы относились к ней? И что бы вы сделали с тем, кто попытался бы её помять или поцарапать? Цена раба всегда была гарантией достаточно бережного с ним обращения. Гарантией, которой не было у свободных людей. В тех же Штатах мы могли бы пинать ногами детвору ирландской бедноты сколько влезет, но за шлепок, отвешенный негритенку, можно было влететь на приличный штраф по иску его хозяина.

Поэтому самые чудовищные формы рабство принимало там, где рабы не стоили ничего. Еврейские рабы в германских концлагерях были совершенно бесплатными. Рабов ГУЛАГа рациональнее было побыстрому израсходовать на очередной великой стройке и заменить на свеженьких. В современных восточных деспотиях типа полпотовской Кампучии рабы не стоили даже того воздуха, которым дышали. Именно там и возникали те худшие сцены рабской жизни, которые мы видим в «Джанго освобожденном».

Естественно, жизнь рабов не была сладкой. Но не следует забывать, что сладкой она не была не только у рабов. Вот Говард Зинн один из самых идейных борцов за освобождение негров пишет о тяжелых условиях, в которых находились рабы при перевозке в Новый Свет: «В этих условиях умирал примерно каждый третий чернокожий, перевозимый через океан, но огромные прибыли (часто вдвое превышавшие затраты на один рейс) делали это предприятие выгодным для работорговца, и поэтому трюмы, как рыбой, были набиты неграми». А вот дневник Уильяма Брэдфорда капитана корабля Плимутской колонии, в котором он пишет, что сия компания редко довозила до Плимута больше половины своих пассажиров - совершенно свободных белых людей. Дурная пища, холод, морская болезнь и несоблюдение гигиены приводили к тому, что от дизентерии и кишечной палочки умирал каждый второй.

Конечно, ужасно, когда детей могли отнять у матери и продать на другие плантации, и родители за всю жизнь могли не получить от своего ребенка даже весточки. Но правда в том, что черные дети разлучались с матерями обычно позже, чем дети небогатых семейств в Англии. Возраст 10–11 лет считался подходящим для начала карьеры на море, на лондонских фабриках или складах, в то время как подростка-раба выгоднее было продержать еще несколько лет при себе, на несложных работах, а продавать на пике его физической кондиции — в 18–20 лет. Рабская доля была определенно не лучшей, но часто она была и не худшей.

Прямо сейчас, когда вы читаете эти строки, внутри того же общества, в котором вы живете, трудится около 800 тысяч бесправных рабов. Трудятся косвенным образом и на вас в том числе. Принуждаемые к бесплатному труду и подвергающиеся физическим наказаниям за отказ от него. Это заключенные. Но нас это совершенно не беспокоит, потому что такое рабство мы считаем благим и естественным еще со времен Древнего Рима. Это же преступники! Примерно так и относились к рабству во все времена. Это же преступники, низшая каста, проклятые Богом потомки Хама, враги нашей страны, с честью взятая добыча.

Чтобы человечество возненавидело рабство так, как ненавидит его сейчас, нужно было немало поработать над сознанием людей. Нужна была целая эпоха Просвещения, провозглашающая рабство позором не только для рабов, но и для господ. Нужно было написать великие произведения о тяжкой доле американского раба, чтобы от сочувствия к дяде Тому содрогнулся весь мир. Нужны были километры страниц советской литературы, повествующих про ужасы крепостного права. Но самое главное, необходимо было, чтоб человечество действительно осознало, насколько свободный, инициативный, деятельный и отвечающий сам за себя человек выгоднее обществу, чем унылый раб, вяло ковыряющий мотыгой то, что хозяин велел ковырять. Человечество и осознало.

Ну, и напоследок несколько любопытных фактов, опровергающих некоторые устойчивые мифы.

Первыми рабами в колониях были не чернокожие негры, а сервенты - белые люди, находившиеся в контрактных отношениях со своим временным хозяином. Множество сервентов были пленными ирландцами, сражавшимися против британских войск. Но и после того, как из Африки хлынул поток «черного золота», а сервентов поубавилось, рабское положение определялось не цветом кожи, а исключительно документами о праве собственности.

Чернокожий человек и сам мог вполне иметь рабов. Это было разрешено законом. К 1845 году в южных штатах насчитывалось минимум 3200 чернокожих рабовладельцев.

Более того, самым первым стопроцентным рабовладельцем в США стал именно чернокожий. В 1654 году Энтони Джонсон получил судебное решение, что другой чернокожий, Джон Кейзер, находится у него в «пожизненном контракте».

Одним из самых устойчивых мифов является представление, что белые обращали в рабство чернокожих жителей Африки. Хотя набеги белых корсаров иной раз и приводили к захвату пленников и обращению их в рабство, однако в 99 случаях из ста европейцы просто покупали невольников у местных царьков и работорговцев. Тем более что рабы, похищенные из Африки неофициально, сразу получали свободу в колониях, если этот факт удавалось доказать.

И самый распространенный миф, что больше всего рабов было вывезено в США. И снова, нет. Из 12–14 миллионов рабов, вывезенных с XVI по XIX век из Африки, непосредственно в США попали только 400 тысяч. Основная масса отправилась в Южную и Центральную Америки.

В Бразилии рабство было отменено спустя четверть века после 1865 года, когда рабство в США объявили вне закона. А последним официальным рабовладельческим государством в мире оказалась Мавритания. Там рабство официально было отменено только в 1981 году. А неофициально до сих пор чернокожее население этой страны является рабами арабского населения.
Subscribe
promo otrageniya апрель 14, 06:25 67
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments