smirnov_vasilii wrote in otrageniya

Category:

Метафизика биологии

Есть соль земли. Есть сор земли.
Но сохнет сокол без змеи.
                    А.Вознесенский

Биология по сравнению с химией и физикой — очень молодая наука. Свое название она приобрела лишь в начале XIX века. Формирование биологии, как науки, связано с тем, что такие свойства, как рост, развитие, размножение, раздражимость, обмен веществ и движение  в совокупности оказались присущи только живым организмам, хотя отдельные объекты неживой природы могут обладать одним или несколькими признаками живого. Однако, будучи очень молодой наукой, ее продолжают сотрясать не снятые до сих пор внутренние противоречия.

Каждая научная дисциплина помимо специфического предмета исследования имеет свою особую методологию — систему принципов и подходов исследовательской деятельности, которой придерживается ученый, работающий в рамках конкретной дисциплины. Основная задача методологии заключается в обеспечении эвристической формы познания системой строго выверенных и прошедших апробацию принципов, методов, правил и норм. Биология выделилась из естественных наук, поэтому сохранила влияние их методологического подхода, основой которого является эксперимент и интерпретация его результатов, обработанных с помощью специально разработоваемого для этой цели расчетного аппарата. Однако предмет биологических исследований — все многообразие проявления живого — очень часто не дает возможности ставить эксперимент, обеспечивающий контроль за всеми параметрами изучаемого явления. Поэтому основными эмпирическими методами исследования в биологии остаются наблюдение, сравнение и измерение при весьма ограниченной возможности применения расчетного аппарата других естественных наук. Эта особенность компенсируется  широким применением методов теоретического исследования (абстрагирование, анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.), основой которых является логика. В результате в биологии имеется множество логически безупречных и часто взаимоисключающих теорий, которые не имеют экспериментального подтверждения традиционного для других естественных наук. Поэтому биология приобретает черты метафизики — раздела философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы, как такового. 

Рост, развитие, размножение, раздражимость, обмен веществ, движение, наследственность и изменчивость в той или иной форме присуще объектам неживой природы, что до сих пор служит основанием для борьбы с метафизикой биологии и сведения биологии к физике и химии. Особенно ярко эта тенденция проявилась в участии физико-химиков в драматическом споре неоламаркистов и формальных генетиков. Суть разногласий сторонников и противников мичуринской биологии состоит в том, что «классические генетики» абсолютизировали значение гена, как единственного материального фактора, определяющего любой признак организма — «один ген — один признак, а организма — это набор генов». В то же время сторонники мичуринского направления в биологии делали акцент на первостепенном значении факторов внешней среды в реализации наследственных задатков. Противниками Т.Д.Лысенко, ставшего лидером мичуринцев, были многие видные физико-химики из числа академиков АН СССР, которым крайне упрощенные представления о наследственности и  геноме были куда более понятны, чем трудные для обывателя концепции теоретиков биологии.

Особую остроту метафизической дискуссии в биологии придавало то, что на рекомендациях формальной генетики основывалась идеология немецкого фашизма, в то время как на позициях мичуринцев строилась идеология Советского государства. Если евгеника в те времена рекомендовала физическое уничтожение неполноценных индивидов, наций, рас, то мичуринская биология исходила из пластичности всего живого, из способности живых организмов адаптироваться к внешним условиям. В социальных науках этой же линии придерживались сторонники Г.Спенсера, в частности, более чем популярный в среде российских социал-демократов и либералов И.М. Сеченов. Во всесильность перевоспитания свято верили, например, аполаагеты А.С.Макаренко, на идеях которого строилась воспитательная работа в советских детских садах, школах, армии, тюрьмах и колониях. 

Академик А.А,Ухтомский, по свидетельствованию его учеников, часто вспоминал горячие публичные дискуссии И.П.Павлова и В.М.Бехтерева на нейтральном поле — биофаке Императорского Санкт-Петербургского университета. В силу горячности И.П.Павлова, они превращались настоящие бои, рефери которых был академик Н.Е.Введенский. Однако в кулуарах, по наблюдению А.А,Ухтомского, непримиримые оппоненты вели себя по отношению друг к другу более чем достойно. При этом А.А.Ухтомский сокрушался, помятуя научные баталии в 1930-х годах. Его огорчало, что в этот период научные споры стали выходить за пределы кафедр и лабораторий, обсуждались широчайшими кругами общественности, а сами «ученые мужи» начали отходить от элементарных этических норм.  Наука становилась производительной силой со всеми вытекающими последствиями. Поиски истины затмили поиски финансирования проектов, становящихся все более и более дорогостоящими. И символом этих изменений стал Н.И.Вавилов, неудавшийся агроном по базовому образованию, выдающийся путешественник по призванию и удачливый предприниматель по духу.

В конце 1930-х — начале 1950-х годов государственное признание получило одно из двух крайних метафизических направлений. По после отстранения Н.С.Хрущева  от власти осень 1964 года начался новый этап в борьбе «мичуринцев» и приверженцев формальной генетики. И, естественно, революционноый — мичуринская биология была полностью разгромлена!  Можно было бы сказать, что «кто был никем, тот стал всем». Но это далеко не так. Непоколебимые «мухолюбы-человеконенавистники» были в то время уже вполне себе уважаемыми докторами наук и профессорами, возглавляли кафедры и лаборатории. Поэтому по мановению ока были пересмотрены программы обучения биологии в средней школе и вузах. Т.Д.Лысенко стал изгоем, упоминание И.Мичурина стало моветоном, как из рога изобилия посыпались газетные и журнальные статьи, научные монографии и романы, славящие бывших «мухолюбов-человеконенавистников». В биологии опять победила крайняя позиция, противоположная мичуринской. И опять с мощной поддержкой государства, которое продолжало яростно боролось со сталинизмом. 

Осень 1964 стала звездным часом формальных генетиков, объединившихся с физико-химиками и потерявшей былой метафизический шарм. 

То-то физики в почете, то-то лирики в загоне.  Это самоочевидно. Спорить просто бесполезно.     Б.Слуцкий
Профессор Ю.И.Полянский (1904 - 1993 гг.), заслуженный деятель науки, член-корреспондент АН СССР, Герой Социалистического Труда.
Профессор Ю.И.Полянский (1904 - 1993 гг.), заслуженный деятель науки, член-корреспондент АН СССР, Герой Социалистического Труда.

В 1966 году под редакцией профессора Ю.И.Полянского, вскоре получившего высокие почетные звания и награды, был издан школьный учебник «Общая биология», до сих пор являющийся основой биологического образования в нашей стране, эталоном для аналогичных учебников.

Будучи непримиримым противником неоламаркизма, Ю.И.Полянский крайне отрицательно отнесся к интерпретации открытия РНК-зависимой ДНК-полимеразы, которое открывало широкий спектр метафизических теорий наследования приобретенных признаков. Но за этим открытием в молекулярной биология стали появился все новые факты и наблюдения, подтверждающие актуальность позиции неоламаркистов. Однако о них в программах по биологии ни гугу. Полное подавление в СССР и в современной РФ критики формальных генетиков со стороны биологов, придерживающихся мичуринской парадигмы, привело в России к дискредитации биологии, как науки. Недавно  появился учебник общей биологии для общеобразовательных учреждений с преподаванием биологии на православной основе. Причем учебник «разработан в соответствии с современными образовательными стандартами и школьными программами, структурно соответствует действующим школьным учебникам и содержит весь необходимый материал для успешной сдачи общешкольных экзаменов». Парадокс заключается в том, что в учебнике полностью отрицается теория эволюции, разработке которой посвятил свою научную деятельность профессор  Ю.И.Полянский.

Милейший Юрий Иванович Полянский, лидер «менделизма-морганизма» в борьбе с «лысенковщиной», на своих лекциях по общей биологии ссылался на факт сохранения крайней плоти у мужчин народов, тысячелетия практикующих обряд обрезания (хирургическое удаление у мальчиков и мужчин крайней плоти). В середине прошлого века это был сильный аргумент против неоламаркизма. Но, тем не менее, навряд ли есть где-либо в мире религиозный еврей с сохранившейся крайней плотью, хотя в геноме обряд обрезания и не нашел отражения. Неоламаркист прибавит — пока. Как и способность к прямохождению, которая наследуется через социальную регуляцию поведения. Человечество существует еще очень недолго — в будущем все может произойти с геномом, даже сформироваться «ген обрезания» и «ген прямохождения». Если само человечество до этого не погибнет, как исчезли очень многие виды живого. Или никогда не отразятся, если обряд обрезания пропадет и люди вновь станут снова ходить на четвереньках. 

Но худо-бедно отечественная биология развивается, хотя нет и в помине обобщений, подобных тем, какие сделали В.Вернадский, С.Четвериков, И.Шмальгаузен, И.Мечников, А.Северцов. Хуже то, что из содержания отечественного общем биологического образования фактически изъято серьезное обсуждение метафизических воззрений этих отечественных ученых и таких корифеев биологии, как Жан Батист Ламарк, Карл Линней, Чарльз Дарвин, Фридрих Леопольд Август Вейсман, не говоря уже о метафизических построениях ученых Древней Греции. Да и студенты  биофаков университетов, как правило, не получают теоретических знаний, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. А вот за рубежом дело обстоит иначе, там не стыдяться признать, что «нельзя... сбрасывать со счетов вклад Ламарка... его необходимо принять во внимание, чтобы создать более убедительную и исчерпывающую теорию». 

Отсутствие  у населения общей биологической подготовки на современном уровне особенно наглядно проявилось в условиях пандемия COVID-19. В массе своей население понятия не имеет об особенностях возникновения вирусной пандемии и индивидуальной стратегии борьбы с этой напастью. Не только население, но и многие эксперты-завсегдатаи провластных СМИ не совсем понимают биологическую суть специфического (врожденного и приобретенного) и неспецифического иммунитета, все тонкости взаимодействия вируса и организма,  закономерности циркуляции вирусов в популяции.

Согласно биологической науке самое важное, что должен делать при эпидемии каждый человек — соблюдать режим самоизоляции и укреплять свой иммунитет всеми доступными ему способами, будь то интерферон, лимон, корень имбиря или физические упражнения. Но люди, в 2-3-х поколениях  изучавшие биологию по учебнику Ю.И.Полянского, знающие только о том, что имеются какие-то неведомые гены, ДНК, РНК и их мутации, а остальное — от лукавого, к этим словам не прислушиваются, продолжая разносить по стране коварную инфекцию. И при такой крайне низкой базовой биологической подготовке вся вертикаль власти в стране и все провластные СМИ мгновенно наполнилась экспертами в области медицины, эпидемиологии и иммунологии

За просчеты в государственном регулировании развития науки и в формировании системы образования приходится дорого расплачиваться. При этом платить приходится низшим слоям общества. И дорого. Как всегда до сих пор. Пока? Метафизика физиосоциологии! И биологии.

promo otrageniya april 14, 2019 06:25 69
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded