admiral_hood (admiral_hood) wrote in otrageniya,
admiral_hood
admiral_hood
otrageniya

Category:

Из Индонезии с любовью (письма с острова Бали) - 6.2

12.02.2020. Следующим пунктом назначения был храм Таман Айюн, что в переводе с балийского означает «прекрасный сад». Это второй по значимости храм Бали после храма Бесаких на склоне вулкана Агунг. Построен в 1634 году.



Гид сразу оживился, видно было, что религия — его любимая тема.

Как полагается по местному балийскому фэншую, любой храм на Бали состоит из трёх территорий-дворов, отделённых друг от друга каменными стенами и связанных изощрённо украшенными воротами.

Трёхуровневое устройство мира — это вообще стержень всей балийской космологии. Вверху, на вершинах гор живут боги; внизу, под землёй и в воде обитают злые духи, а люди чалятся посерёдке между ними — на равнинах и склонах гор.

Точно так же храм состоит из центральной, самой священной части, куда доступ простым смертным закрыт или ограничен, а вокруг располагается ещё два двора меньшей степени святости. В маленьком деревенском храме, где мы были вчера, все три двора располагаются рядом, бок о бок, а в Таман Айюн они вложены друг в друга как матрёшки, и внешняя прямоугольная стена отделена от города широким каналом.



Во внешний двор ведут самые большие ворота. Как пояснил гид, внешний двор символизирует ад, а в ад доступ открыт всем и попасть туда можно без труда. Насколько я понимаю, «ад» — это метафора, чтобы сделать рассказ понятным для русского туриста, как такового ада в индуизме нет. В действительности самый внешний двор символизирует мир людей. Здесь люди готовятся к церемониям: готовят еду и подношения, поэтому двор застроен хозяйственными павильонами (бале) для кухни и подсобных помещений. Бале почти всегда не имеют стен и представляют собой крышу из пальмовых листьев на четырёх столбах. Это особенности местного климата — здесь всегда тепло, но иногда идут дожди.



Один из бале у входа в храм закрыт на реставрацию и задрапирован заборчиком с фотообоями.



Рядом стоит ещё один большой бале, специально предназначенный для петушиных боёв. Петушиные бои официально запрещены по всей Индонезии, кроме Бали, где они являются важной частью религиозного обряда. Клюв и ноги петуха, убитого в бою, являются важным ингредиентом определённого вида подношений. Играют, между прочим, на деньги. Короче говоря, балийцы прекрасно совмещают религиозные обряды с маленькими радостями жизни.

Для туристов внутри павильона с помощью искусно раскрашенных манекенов реконструирована сцена петушиного боя. Устраивают ли на этом месте настоящие петушиные бои — не знаю. Интересна технология создания соломенной крыши. Это вам не русская хата, где солому просто валят на стропила :~)



Вот так, если верить словам гида, выглядит балийский ад :~)



Далее в средний двор (который по образному выражению гида символизирует чистилище) ведут ворота поуже. Это «пограничная зона» между мирами богов и людей: здесь проходит большинство церемоний. В среднем дворе расположены башня с набатом, бале для оркестра традиционных музыкальных инструментов гамелан и другие павильоны для церемониальных нужд.

В балийской архитектуре есть два типа ворот — обычные закрытые сверху ворота, которые называются «падуракша» или «кори-агунг» и «расщеплённые» или «расколотые» ворота, называемые «чанди-бентар». Они символизируют священную гору, расколотую на добро и зло, и напоминают традиционное пирамидальное святилище чанди, разрезанное с помощью джедайской лазерной сабли и раздвинутое в стороны для прохода. В ад и чистилище ведут расколотые ворота чанди-бентар. Дядька в оранжевой спецовке в проёме ворот — это наш гид.



А вот так влюблённая индийская парочка резвится в чистилище :~)



Внутренний двор, самое священное место в храме, символизирует мир богов. В центральную часть святилища всегда ведут ворота кори-агунг, так как это более сакральный объект, чем чанди-бентар. Сюда могут заходить только священнослужители, поскольку именно сюда спускаются боги во время церемоний.



Хотя внутренний двор закрыт для туристов и огорожен стеной и рвом с крокодилами, всё его внутреннее устройство прекрасно видно через невысокую ограду.



Здесь расположены жертвенники богам и бале для приношений и хранения реликвий. Интересно, что жертвенник представляет собой колонну, на вершине которой расположен пустой трон. Это логично, поскольку единый верховный бог балийских индуистов безличен и невидим, видимы только его воплощения, самые важные из которых — Брахма, Вишну и Шива.



Также во внутреннем дворе возвышаются похожие на пагоды многоярусные башни (меру). Они символизируют священную в индуизме гору Меру – место обитания богов, воплощением которой на Бали является вулкан Агунг. Крыша меру имеет 3, 5, 7, 9 или 11 ярусов. Три яруса посвящены Брахме, Вишну и Шиве, ещё четыре (если они есть) — духам сторон света (север, юг, запад, восток), ещё четыре — духам промежуточных сторон света (северо-восток, юго-запад...). Более дробных сторон света (как у моряков — норд-норд-ост) балийские индуисты не различают :~).



Тут имеет смысл упомянуть о концептуальных основах балийского индуизма, так как от мысли, что индуизм может быть монотеистической религией, слегка сносит крышу.

Первоначально весь архипелаг, на котором расположена нынешняя Индонезия, был зоной распространения индуизма. Затем сюда вторглись захватчики исламского вероисповедания, и остатки индуистов, спасаясь от религиозных гонений, бежали на Бали, который до сих пор остаётся вотчиной индонезийского индуизма. Затем было голландское завоевание, потом независимость от голландцев, и у Индонезии появилась конституция, которая устанавливает свободу религии при условии, что эта религия является исламом похожа на ислам — имеет единого бога, священное писание, пророка и писаный моральный кодекс. Почесав репу, местные индуисты поняли, что индуизм всегда был монотеистической религией, так как в Махабхарате и Рамаяне кое-где упоминается вездесущий дух Ачинтья, проявлением которого являются, боги, духи и всё сущее.

Махабхарата и Рамаяна превратились в Писание, легендарный основатель первой индуистской общины на Бали (1540 г.) Данг Хьянг Нирарта стал пророком, Ачинтья получил имя Санг Хианг Видхи Васа и стал верховным богом, а духи, боги и дэвы стали ангелами. После чего балийские индуисты (наряду с католиками, протестантами, буддистами и частично конфуцианцами) были объявлены «людьми Писания», то есть духовно близкими к мусульманам людьми, которые только в силу своей лёгкой ущербности не признают Мухаммеда и не принимают ислам. Не принадлежать ни к какой из разрешённых религий в Индонезии нельзя — лишат гражданства со всеми вытекающими последствиями. Тем более, нельзя быть атеистом, так как все атеисты — коммунисты, а коммунизьм оставил в Индонезии недобрую память.

А мы продолжаем гулять по балийскому чистилищу...



... заходим в бале, где хранятся маски для ритуальных танцев...



... и неожиданно натыкаемся на русский ад — контейнеры для раздельного сбора мусора :~).



Надписи на контейнерах:
Департамент по охране окружающей среды регентства Бадунг, 2017.
Стеклянный мусор, стеклянные бутылки, железо и тому подобное;
Пластик, пластиковые бутылки и тому подобное;
Батареи, лампы, аккумуляторы, бутылки с пестицидами и тому подобное;
Листья, фрукты и тому подобное;
Резина, кожа и тому подобное.

Также есть фирменные бетонные урны с логотипами храма...



У выхода из храма долго фотографировали кошку с котёнком. Гид спросил:
— Что такое «котёнок»?
— Это маленькая кошка.
— Телёнок, котёнок...
— Ребёнок...
— А-а-а, понятно!

Хорошо, что не спросил, как называется маленькая обезьяна :~)



Весь путь к следующему объекту (парку обезьян) превратился в длинный сумбурный монолог нашего словоохотливого гида. Не всё из этого непрерывного потока сознания я запомнил, поэтому излагаю как есть, без редактирования и систематизации, вперемежку со своими впечатлениями от разговора.

1. На Бали всё пронизано религией. Даже самые прозаичные вещи, никак не касающиеся мироздания, балиец воспринимает как религиозный ритуал и подношение богам. И если средний русский ребёнок перестаёт верить в Деда Мороза в 10 лет, то балиец доживает до седых волос и продолжает верить в своих странных богов — шестирукого Шиву и Ганешу со слоновьей головой. Думаю, они к этому относятся серьёзно, хотя иностранцам рассказывают с некоторой долей юмора.

2. Нашему гиду 55 лет. Его зовут Óка (он пятый ребёнок в семье). Он знаком со своим тёзкой, который был нашим гидом вчера, но принадлежит к другой касте. Закончил местный университет по специальности английская филология. Кроме английского знает итальянский и испанский. Русский учил на местных курсах и довольно часто вспоминает разные русские поговорки и скороговорки. Когда мы проезжали мимо рисового поля и увидели цаплю, он сразу же вспомнил «Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла». У него трое взрослых детей и какое-то количество внуков. Когда он узнал, что мне 57, он удивился и сказал, что я выгляжу моложе.

3. И вот этот немолодой человек, выпускник солидного университета, изложил нам две научные гипотезы о том, почему у бога Ганеши слоновья голова.

Гипотеза 1. Когда мать Ганеши, Парвати, жена Шивы, была беременна им, её сильно испугал какой-то отмороженный слон.

Гипотеза 2. Когда родился Ганеша, его отец Шива был в отлучке. И как полагается сыну бога разрушения, младенец сразу встал на охрану родного дома. Через некоторое время отец вернулся домой. Естественно, родственники не узнали друг друга.
— Скажи пароль!
— Пароль!
— Ты издеваешься что ли?!
Слово за слово — началась драка, отец оторвал сыну голову и забросил так далеко, что быстро найти не получилось. Тут прибежала Парвати и набросилась на мужа с горькими упрёками, требуя воскресить сына взад. Поскольку для реанимационных мероприятий потребовалась голова, Шива взял её у первого попавшегося под руку существа — им оказался слонёнок.

4. На Бали существует два вида погребального обряда — индивидуальный и групповой. Индивидуальный стоит около 10 американских килобаксов, что могут себе позволить только очень богатые балийцы. Поэтому безутешные родственники осведомляются у брахмана о дате следующей групповой кремации и до этих пор закапывают покойника в землю. Закапывают не менее чем на год, иначе с духом покойника произойдёт что-то скверное, я не помню что. К установленной дате покойников откапывают (не раньше, чем через год, запомните это!!!) и подвергают кремации. Поскольку стоимость обряда делится между всеми участниками, экономия средств получается значительной.

5. На Бали нету почтовых адресов как таковых. Остров делится на регентства, внутри каждого регентства выделяются деревни. На этом официальный почтовый адрес кончается. Названия есть только у самых больших улиц. Поэтому чтобы найти в деревне человека, нужно знать его имя и название общины, к которой он принадлежит. Если в этой общине есть несколько человек с таким именем, нужно знать его профессию. Например, Ока-гид. Если в общине есть несколько Ока-гидов, нужно знать, на каком иностранном языке он говорит. Наш Ока в таких поисках всегда фигурирует под кликухой «Ока-полиглот» :~).

6. На балийский новый год перед каждым домом устанавливается «ёлка». Ока назвал эту штуку ёлкой только для того, чтобы было понятно русским туристам. В действительности это длинный (метров примерно 6) стебель бамбука с загнутым как ручка у зонтика тонким концом, на котором висит какая-то плетёная из пальмовых листьев дребедень. Эта «ёлка» также считается подношением богам.

7. Проезжая по улицам города, мы то и дело видели ритуальные мастерские, заставленные деревянными, каменными, бетонными фигурками разнообразных богов. Рядом с одной из мастерских мы увидели керамическую черепаху длиной сантиметров 70, у которой вместо головы из-под панциря торчал огромный фаллический символ. Когда мы обратили на это внимание нашего гида, он долго смеялся и сказал, что это не божество из традиционного индуистского эпоса, «просто художник так видит».

8. На Бали можно фотографировать везде, и это нигде не считается некошерным (хотя я знаю место, где фотографировать нельзя — в выставочном зале ювелирной мастерской).

Продолжение следует...

======

Из Индонезии с любовью (письма с острова Бали) - 1
Из Индонезии с любовью (письма с острова Бали) - 2
Из Индонезии с любовью (письма с острова Бали) - 3
Из Индонезии с любовью (письма с острова Бали) - 4
Из Индонезии с любовью (письма с острова Бали) - 5
Из Индонезии с любовью (письма с острова Бали) - 6.1
Из Индонезии с любовью (письма с острова Бали) - 6.2
Из Индонезии с любовью (письма с острова Бали) - 6.3
Из Индонезии с любовью (письма с острова Бали) - 7, 8, 9, 10

======

Другие путешествия:

Из Таиланда с любовью (письма из Паттайи)
Из Вьетнама с любовью (письма с острова Фукуок)
Subscribe
promo otrageniya april 14, 2019 06:25 69
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments