admiral_hood (admiral_hood) wrote in otrageniya,
admiral_hood
otrageniya

Из Индонезии с любовью (письма с острова Бали) - 5

11.02.2020. Пятый день на Бали начался экстремально — выехали из гостиницы на «Рейнджровере» в 3.30 ночи, поскольку планировалось встретить рассвет на видовой площадке, обозревая вулканы.

Южная гряда индонезийских островов, включая Бали (самый крупный из них — Ява) имеют вулканическое происхождение, здесь тянется цепочка вулканов, в том числе действующие. На Бали вулканы находятся в северной части острова, самый высокий вулкан Агунг действующий, высотой более 3 км, видно, как от него распространяется шлейф дыма. В 1963 году здесь произошло катастрофическое извержение, в котором погибло несколько тысяч человек. Далее к западу находится Абанг, про который ничего не знаю, кроме того, что он двугорбый, с двумя вершинами. Ещё дальше к западу находится вулкан Батур, он гораздо ниже Агунга, всего 1717 м, но это остаток древнего огромного вулкана. Когда-то, примерно 30 тыс. лет назад, этот вулкан после очередного землетрясения схлопнулся внутрь, и образовалась огромная воронка (кальдера) размером 13х10 км. В этой кальдере поднялся ещё один вулкан, он тоже схлопнулся, и получилась кальдера в кальдере диаметром 9 км. Восточную часть этой внутренней кальдеры заполнила вода, образовав самое большое на Бали озеро Батур. А на берегу этого озера вырос ещё один вулкан, который, собственно, и называется Батур. Все три вулкана видны с видовой площадки, на которую мы собирались ехать.

Водитель, он же «русскоговорящий гид», был молодой балиец, которого звали О'ка' (именно так — ударение на оба слога). Как он объяснил, мужские имена на Бали состоят из двух частей — порядкового номера сына в семье и ещё одного имени, придуманного родителями. В качестве обиходного обращения используется именно порядковый номер. При этом порядковых номеров всего три — четвёртый сын зовётся так же, как первый, и дальше цикл по три повторяется. Ока — это второй сын в семье (пятый, восьмой, одиннадцатый и т.д. тоже зовутся Ока).

На Бали всё ещё сохранилась кастовая система, как и в Индии есть четыре касты — священники (брахманы), правители, торговцы и земледельцы (шудры). В настоящее время принадлежность к касте не имеет никакого практического значения, кроме того, что священником в храме (а это должность общественная, не приносящая дохода) может быть только брахман. Наш гид принадлежал к низшей касте, но, похоже, это его нисколько не грузило. Он рассказывал случаи, когда человек из касты правителей работает шофёром на рынке или таксистом и везёт богатого балийца, принадлежащего к касте шудр. Скажу больше, нынешний президент Индонезии принадлежит к низшей касте.

Ехали на джипе Range Rover, который был когда-то куплен фирмой у военных. По балийским меркам это очень круто. Машинка обладает высокой проходимостью и позволяет подъехать максимально близко к вершине вулкана, так что до вершины остаётся примерно полчаса ходу (в программу экскурсии входило восхождение на вулкан Батур, но не на самый верх, а на одну из промежуточных вершин).

Два часа ехали по деревням, дороги пустые, только собаки иногда попадаются в свете фар. На полпути заехали на рынок. Рынки на Бали работают с 4 часов ночи до 9 утра. Как пояснил гид, это для того, чтобы торговцы, водители, рабочие и прочая рыночная тусовка могла утром успеть на работу. У многих, оказывается, есть ещё и дневная работа. Мы спросили у водителя — когда же на Бали спят? Он ответил — мы спим очень мало.

Восход солнца над вулканом

По серпантину поднялись на гору, где стояла деревенька, занятая в основном выращиванием фруктов. Здесь был большой огороженный помост из бамбуковых брёвен и набольшая халабуда, крытая тростниковыми листьями. Это, собственно, и называлось видовой площадкой.

Тут тусовались кошка и собака (мы их угостили пайкой сливочного масла, которая входила в наш завтрак). Собака обыкновенная, дворняжка, а кошка странная, с изогнутым как вопросительный знак хвостом. Гид сказал, что это не производственная травма, а порода такая.

Нас предупредили, что рассвет в горах может быть прохладным, и мы взяли с собой всю одежду, в которой выехали из Владивостока, кроме зимних курток. Действительно, было достаточно зябко, около 10 градусов. Одежда пришлась кстати, даже пришлось отдать свой джемпер особо теплолюбивым личностям.

Когда начало подниматься солнце, никаких особенных насыщенных цветов рассвета мы не увидели, но долина с полосой тумана и вид на озеро производили впечатление.

Чем больше светлело, тем более насыщенной, красочной и впечатляющей становилась долина.

Как только рассвело, по серпантину из долины начали подниматься самосвалы с вулканическим песком, который берут на склонах вулкана Батур и везут в южную часть острова, где используют как наполнитель бетонной смеси для строительства и укладки дорог.

Нафотографировавшись на фоне вулканов, мы отправились удовлетворять свою страсть к ботанике. Вокруг видовой площадки располагалась небольшая плантация, где выращивались разнообразные растения, ранее известные нам только по плодам, купленным на рынке.

У въезда на плантацию на цепи сидела забавная ручная макака, которая в неволе сдружилась с собакой.

Загрузившись в джип мы поехали вниз по серпантину, поскольку следующим пунктом нашего путешествия было восхождение на вулкан. Навстречу нам поднимались тяжёлые грузовики, гружённые вулканическим песком.

Правила дорожного движения на Бали штука весьма относительная. Даже левостороннее движение, принятое в большинстве стран Юго-Восточной Азии не является догмой :~) Поскольку у больших и неповоротливых грузовиков радиус поворота гораздо больше, чем у юркого и манёвренного джипа, повороты направо мы проходили по правой стороне, уступая левую сторону грузовикам. Здравый смысл царит на дорогах Бали. Даже рассекая на крутом военном джипе не принято кидать понты. Перед крутым поворотом надо обязательно бибикнуть :~).

Вулкан Батур

Мы довольно долго ехали по обычной для Бали хорошей дороге, потом дорога вдруг превратилась в грунтовку, стало жутко трясти на кочках, потом качка прекратилась, и мы въехали в чёрную пустыню — холмистое пространство, засыпанное чёрным вулканическим пеплом, с редкими островками чахлой зелёной растительности.

Как рассказал гид, после извержения вулкана на засыпанном пеплом пространстве много лет ничего не растёт, и местные жители для рекультивации территории сажают эвкалипты, привычные к засушливым условиям пустыни. Действительно, время от времени попадались рощицы невысоких деревьев, которые и оказались эвкалиптами (в этом мы убедились по характерному запаху, который исходит от растёртых в руках листьев).

Водитель открыл верхний люк джипа, чтобы мы могли немного поснимать окружающие пейзажи.

Довольно долго мы ехали по чёрному песку, потом подъём стал совсем крутым, мы вышли из машины и пошли пешком.

За следующие полчаса я десять раз пожалел, что не взял на Бали кроссовки. На мне были чёрные китайские сланцы и носки. На самый крайний случай я взял с собой ботинки, но надевать их не стал. Вулканический песок был мокрый от прошедшего ночью дождя, носки довольно быстро промокли и я испытывал некоторый дискомфорт.

Около получаса мы поднимались по дорожке, протоптанной в песке и наконец вышли на локальную вершину высотой 1500 м. Рядом совсем близко была собственно вершина вулкана Батур высотой 1717 м — казалось, ещё за полчаса мы бы могли добраться и до неё, но гид сказал, что впечатление обманчиво, ходьбы ещё часа два, туда есть специальная экскурсия для продвинутых альпинистов, в путь они отправляются затемно и идут другой дорогой.

Между тем с вершины 1500 открылся впечатляющий вид по обе стороны от вулкана. Было солнечно и почти безоблачно, но туман в долине ещё не рассеялся и лежал толстым слоем как на концерте Аллы Пугачёвой.

На вершине был небольшой кратер диаметром около 50 метров. Никакой лавы там, конечно, не было, просто яма в вулканическом песке, из которой торчали два базальтовых столба. Когда лава поднимается по вулканическому жерлу, она застывает там и превращается в базальт. Со временем окружающая порода разрушается и осыпается вниз, а базальтовый столб так и остаётся стоять фаллическим символом.

Развлечения на вершине ровно три — изготовления селфи на фоне красот природы и выходящих из расселин столбов пара; осмотр автоматической сейсмостанции с солнечной батареей, которая стоит на площадке недалеко от вершины, и печение яиц в расселине скалы, откуда исходит горячий пар.

Наш гид привёз с собой десяток яиц в целлофановом пакете, три из них разбились от тряски, оставшиеся семь положил в соломенную корзинку и засунул в облюбованную туристами нишку в скале.

Яйца пекутся минут 15. Когда нам надоело фотографироваться, мы разбрелись по вершине в поисках чего-нибудь интересного и очень быстро нашли «полезные ископаемые». Кое-где в скалах были вкрапления красивых жёлтых и красных минералов. Как сказал гид, жёлтые минералы — это какие-то соединения серы, а красные — соединения железа. Лыжной палкой, которую мы предусмотрительно захватили из джипа, выдолбили на память несколько образцов породы. Порода была влажная, а красная сильно пачкалась густой грязью характерного цвета, похожего на «сурик», которым красят гаражи.

Между тем яйца дошли, два из них лопнули от жары, два оказались недопеченными, «в мешочке», но вполне съедобными. Гид тщательно собрал скорлупу в экологически чистую сумку из бабмбуковой ткани. На Бали всеобщая мания борьбы за экологию, в магазинах полностью отказались от полиэтилена, покупателям дают разноцветные сумки из натуральных материалов. Впрочем, скорлупа — это тоже натуральный материал, и вся вершина горы ею закидана :~).

На спуске встретили двух девушек и парня из Чувашии в сопровождении местного гида. Перекинулись парой слов, а гиды долго и оживлённо трепались.

После восхождения на Батур предстояло съездить на два других вулкана, на этот раз без ненужного альпинизма, на автомобиле.

Ехали по бугристой грунтовке, которая была проложена вдоль пятиметровой магматической стены. Это память о катастрофическом извержении 1963 года, до этого места докатилась лава и здесь застыла фрактальным валом.

Горячий источник Батур

Следующим пунктом путешествия были горячие источники. Здесь множество бассейнов располагаются на склоне на разных уровнях, в верхний втекает горячая вода из вулканического источника, оттуда перетекает в нижние бассейны, постепенно охлаждаясь. Чем выше бассейн, тем горячее в нём вода. Приятно погреться в тёпленькой водичке, но, в общем, ничего особенного.

Роскошь источников с фонтанами и квазиантичными статуями забавно контрастирует со вполне совковой раздевалкой, которая в рекламе называется «камера хранения». Оставить сумочку с деньгами и документами в этой камере хранения я не решился, пришлось везде таскать её с собой.

Горячие источники расположены на берегу озера Батур, здесь находится ферма по разведению рыбы, вид на которую открывается с набережной.

Вид на озеро

В источниках мы расслаблялись примерно час, потом загрузились в джип и поехали на видовую площадку на склоне близлежащего вулкана. Площадка находится достаточно высоко в горах, климат здесь прохладный, не очень характерный для Бали, поэтому тропическая растительность практически отсутствует. Если не присматриваться, кажется, что находишься в лесу в средней полосе России.

Отсюда открывается вид на озеро, рыбную ферму и посёлок на берегу.

Деревенский храм

Здесь же, недалеко от видовой площадки, находится старый деревенский храм, к которому ведёт длинная лестница с замшелыми ступеньками.

Балийцы вообще крайние маньяки по части строительства храмов. Храмы здесь встречаются на каждом шагу, семейные храмы и алтари есть во всех частных домах. На улицах на брусчатке прямо под ногами везде лежат маленькие соломенные коробочки с цветами, фруктами, мелкими денежками, конфетками и печенюшками, ароматическими свечками. Это подношения злым демонам, чтобы не сильно зверствовали и не творили гадостей. Добрым богам тоже есть подношения, только находятся они не на земле, а на возвышенных местах.

По сторонам лестницы стоят деревянные ритуальные фигурки, сделанные из стволов папоротников (!). Папоротники здесь не чета нашим — большие, толстые, древовидные. Фигурки довольно страшные, в стиле деревенского примитивизма, старые, сгнившие, поросшие грибами и мхом. Каждая фигурка имеет своё собственное имя. Как даются имена, я так и не понял. Возможно, в честь каких-то реально существовавших людей. Имена некоторых божков написаны на табличках.

Храм представляет собой каменные стены без крыши, разбивающие внутреннее пространство на три площадки-комнаты. Лестница подходит к главным воротам, которые ведут на центральную площадку и украшены золотыми свастиками. Слева от главных ворот стоит небольшой домик с шиферной крышей, где живёт местный смотритель.

Из центральной площадки в правую и левую ведут каменные ворота без дверей, а оттуда — решётчатые ворота со свастиками, которые выходят прямо в лес. Свастика — штука антисимметричная. Когда смотришь на неё снаружи — она индуистская, а изнутри превращается в фашистскую :~).

Каждая площадка что-то символизирует, но я не понял, что именно, так как эмоциональная речь нашего гида воспринималась временами с большим трудом. Здесь тоже везде стоят фигурки из стволов папоротника вперемежку с каменными статуйками традиционных индуистских богов.

Гид довольно долго и сбивчиво рассказывал о религиозных обрядах балийцев, из которых я запомнил только обряд подпиливания. Острые клыки на Бали символизируют зло, поэтому все балийцы перед женитьбой/замужеством проходят обряд подпиливания клыков. Остренькие кончики клыков тупо стачиваются ржавым напильником (клиента при этом крепко держат за руки, за ноги и за голову), а потом мажутся мазями из лечебных трав, дабы не портились дальше. Ну, вот и всё — можно жениться! :~)

Удивляет искренняя приверженность балийцев своей странной для современного человека религии. Мы-то все привыкли, что для русского человека, изрядно покоцаного моральным кодексом строителя коммунизьма, носить крестик и ходить в церковь — это в значительной мере понты.

Всё вокруг так похоже на Россию, только всё же не Россия. Попадаются совсем незнакомые растения, которые сразу возвращают к реальности :~).

Обед

После посещения храма пообедали в ресторане, расположенном на склоне третьего вулкана.

С возвышенности открывался умиротворяющий вид на окрестные рисовые поля.

У входа в ресторан публику забавляли три летучие собаки.

В гостиницу вернулись в 17.15.

======

Из Индонезии с любовью (письма с острова Бали) - 7, 8, 9, 10

======

Другие путешествия:

Из Таиланда с любовью (письма из Паттайи)
Из Вьетнама с любовью (письма с острова Фукуок)
promo otrageniya april 14, 2019 06:25 69
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…