Андрей (andrej_2006) wrote in otrageniya,
Андрей
andrej_2006
otrageniya

Category:

Как отличить добро от зла

Старик задумал немыслимое. Кто-то нашептал ему мысль зарезать собственного сына. Сын был юн, послушен и отличался любящим и нежным сердцем. Старик был стар, молчалив и по-настоящему любил только Бога, который и нашептал весь этот ужас - убей собственного сына, рождения которого ты и твоя жена ждали так долго. Возьми отрока,нож, дрова, взойди на гору, которую Я тебе укажу, зарежь отрока и принеси его Мне в жертву путем всесожжения. Старик не сомневался ни секунды. Собрался тут же, взяв с собой двух "подельников", видимо чтобы бедный мальчик не сбежал, когда поймет свою участь, и пошел на горку.

Вот я пытаюсь представить (смоделировать) внутри себя те чувства и мысли, которые вели этого старика на место предполагаемого жертвоприношения. Да, нет, конечно ничего не выйдет, разве что только "отмахнуться", назвав его фанатиком и чудовищем. Вчитываюсь в Первоисточник: информация минимальна, типа "услышал голос", "встал", "пошел", ничего не значащие сухие ответы на такие же сухие вопросы сына. Странно, тем более, что Первоисточник полон эмоциональных историй, поэтических и глубоких образов, захватующих событий в стиле экшен. А тут все блекло, формально. Только факты - услышал, встал, пошел, пытался зарезать и прочее. Для неинформированных могу сообщить, что все в конце концов закончилось благополучно - мальчик остался жив, старик тоже, но факт остается фактом: если бы старика не остановили в последний момент, он наверняка зарезал бы невинное дитя.

И вот, следуя логике, следует задаться на первый взгляд странным вопросом: А что это было, доброе решение убить собственного, видимо любимого, сына, или, что более очевидно - немыслимое зло, абсурд, родившийся в голове психически больного человека? И вот тут мы вплотную подходим к извечному вопросу: что есть добро, а что есть зло. И как их, собственно, отличать друг от друга. Это нахожу важным, потому как, как ни крути, поступки добрые, нам банально просто выгодны, в смысле - выгодно их совершать. И есть поступки злые, которые вообще никому не нужны и только вредят всем в этой жизни, не говоря уж о жизни вечной.

Разрешением это вопроса был озабочен, еще в древности, царь Соломон - как известно, самый мудрый и самый богатый и самый славный царь на земле. Царь на вопрос Бога: "что дать тебе?" не стал просить ничего, кроме способности отличать добро от зла. На что пришел ответ: «Вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе» (3 Цар. 3:12).
Бог приложил к этому ещё и непросимое, умножив бесконечно и славу просящего, и его богатство, и его величие. По сути, Соломон попросил единственное на потребу, единственно главное.

Что же это получается? То есть, среднестатистический человек не имеет такой способности - видеть разницу между добром и злом? Блуждает во тьме, и нет шанса у него самостоятельно, без Бога, найти выход? Если уж такой авторитет как царь Соломон это понимал, то не стоит ли и нам задуматься: "Где мы и что делаем"? Конечно, можно последовать примеру поэта: "Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: "Что такое хорошо и что такое плохо?". Но такой подход может удовлетворить разве что детей.

Придется копнуть чуть-чуть глубже и приобрести единственно правильный взгляд на эту проблему. Вот что пишет по этому поводу наш святитель Игнатий (Брянчанинов): "В падшем естестве человеческом добро смешано со злом. Прившедшее в человека зло так смешалось и слилось с природным добром человека, что природное добро никогда не может действовать отдельно, без того, чтобы не действовало вместе и зло. Человек вкушением греха, то есть опытным познанием зла, отравлен. Отрава проникла во все члены тела, во все силы и свойства души: поражены недугом греховным и тело, и сердце, и ум. Пагубно льстя себе и обманывая себя, падшие человеки называют и признают свой разум здравым."

На каком таком основании мы признаем свой разом здравым, то непонятно. Но, именно это мнение мешает нам познать истину, прежде всего истинную глубину нашего падения. Если так, то очевидно, что разум никогда не может отличить добра от зла, потому как неизлечимо болен. И его излечение возможно только полным его отвержением, в надежде, что Творец заменит его на истинно здравый, Христов.

Возвращаясь к истории "старца и его сына", придется признать, что оценить эту историю невозможно из нашего бедственного человеческого устроения. Тот же святитель Игнатий пишет: "Заклать сына своего в жертву — совсем не доброе дело по естеству человеческому: оно — доброе дело как исполнение повеления Божия, как дело веры."
Приходится выбирать - следовать нашему естеству человеческому отвергнув Бога, либо попытаться измениться и признать, что дело умерщвления самого любимого человека, в данном случае, было добрым. Добрым именно как дело веры Творцу, служения Ему. Дурдом: оказывается, доброе дело может выглядеть как злое и наоборот.
Но это правда, и это выбор патриарха Авраама.

Благодарю Бога, что мне такой крест нести не дано. Хотя, если примерить эту ситуацию на себя серьезно, то именно от самого дорогого в этой жизни, следуя исполнению заповедей, мы должны отказываться каждый день. В какой-то мере мы должны уподобляться Аврааму. И тут мы не можем предъявить никаких претензий Творцу: Он пожертвовал Своим Сыном, послав Его на крестную смерть за нас грешных и никчемных.

П.с.: Как-то один архиепископ сказал мне: "любое, даже самое ничтожное дело делай с осознанием того, что это служба Богу. Тогда это дело будет добрым".
Tags: andrej_2006, Зарисовка
Subscribe
promo otrageniya april 14, 2019 06:25 69
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 130 comments