mark7x (mark7x) wrote in otrageniya,
mark7x
mark7x
otrageniya

Categories:

Моральный вопрос

На площадке этого клуба не раз задавались вопросом, является ли мораль врожденным свойством человека? Удовлетворительного ответа, как мне помнится, найти так и не удалось. А между тем он весьма очевиден. Человек рождается с гораздо более функциональным умением. Более сложным. Более практичным и более пластичным. С умением оценивать, что хорошо, а что плохо, исходя из ситуации. То есть исходя из обстоятельств и условий. Он не рождается с неизменными принципами. С вечными ценностями. Мир вокруг нас не черно-белый. Человек не рождается со встроенными категориями в абсолютных значениях, что дождик, например, это безусловно плохо или навечно хорошо. Нет, конечно. Он как раз оценивает условия. Если стоит засуха и гибнет урожай, то дождик, это хорошо. Если идет паводок и сносит дом, то дождик, это плохо. Будь у него мышление с неподвижным критериумом, он попросту не выжил бы. Этим мы и отличаемся от животных - вариативностью поведения. Эта вариативность и подняла нас на высочайший уровень эффективности действия.

Человек от рождения имеет как способность к насилию, так и способность к состраданию. Обе способности нам выгодны, потому что значительно повышают наши шансы на выживание. Когда мы строим птицефабрику, готовясь истреблять живых существ в промышленных масштабах, сострадание нам выгоднее отключить. Когда мы видим беззащитного осиротевшего котенка, нам сострадание выгодно, потому что мы боимся одиночества и беспомощности. Мораль стоит исключительно на выгоде, и единственная причина подразделять всё на добро и зло, это желание приобрести больше добра. Мы не видим особой необходимости в морали у животных, потому что в отличие от нас они не заняты производством, которое в конечном счете и является производством блага, или полезного добра. Любое другое действие для нас будет бессмысленным или бесполезным. Тратить ресурсы на действия бесполезные нам не хочется, а производить действия бессмысленные наше мышление в принципе не умеет. Ничто другое не заставит нас встать с дивана и начать действовать, кроме желания сделать лучше, чем было. Никакого другого смысла наш ум не знает, кроме желания получить удовлетворение, пользу, выгоду и благо.

А вот дальше начинаются сложности. Благо и выгода, предполагают оценку. Но на каких основаниях происходит эта оценка? Разумеется, на основаниях опыта, коллективного и индивидуального, на основаниях знания, информации и вообще обусловленности. И здесь неизбежно начинается конфликт. Мой опыт может противоречить не только вашему, но и моему собственному. Одно благо может войти в конфликт с другим. То, что является благом для меня, может не являться благом для вас. Мы взвешиваем и оцениваем, и набор весовых гирек у нас не одинаковый. Вы сложите свою меру, исходя из собственной обусловленности, исходя из личных способностей и частных условий. Я же сложу по-своему. Моя сборка будет отличаться от вашей, незначительно или существенно, из-за разного набора базовых элементов. Следующий ярус сложности добавляет необходимость оценивать пользу в перспективе и ретроспективе. То, что является благом прямо сейчас, не потеряет ли своей благости в будущем, если будет продолжаться и умножаться? Что делать с благом прошлого, которое перестало быть благом в настоящем из-за перемены условий и обстоятельств? Всё это в купе создает довольно сложные оценочные нагромождения. Вот почему мы бесконечно спорим о морали. Вот почему моральное начало в человеке является самым больным. Расколотым. Увы, но именно этот раскол с возможностью противоречий, и позволяет нам манипулировать нравственностью. Если сегодня нам выгодны определенные действия, то мы без труда выстроим под ними моральный фундамент. Если назавтра возникнет полезность в действиях обратных, то мы сумеем и их перекрасить в нужный нам цвет. Противоречия дают возможность морально маневрировать. Апофеоз таких двойных стандартов мы можем наглядно наблюдать в христианской идее, где нравственный закон совершенно официально разделен на два. На новый и ветхий. На смену обветшалой морали пришла мораль новая, но отказываться от старой никто и не подумал. Выгодны обе. Олицетворяющий их бог, является одновременно и богом любви, и богом насилия, демонстрируя те самые наши способности: способность к состраданию и способность к агрессии.

Ну и, пожалуй, стоит пару слов сказать о природе совести. Здесь тоже всё довольно очевидно. Человек существо социальное и, как сказано, с огромной вариативностью действия. Для выживания он использует одновременно две стратегии: коллективную и индивидуальную. Неизбежный конфликт между этими стратегиями в силу их одновременного использования мы и называем совестью.
Subscribe
promo otrageniya april 14, 2019 06:25 69
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments