linalina20 (linalina20) wrote in otrageniya,
linalina20
linalina20
otrageniya

Categories:

Иностранцы,ставшие Петербуржцами.Часть 2.КарлКарлович Булла.

Оригинал взят у linalina20 в Иностранцы,ставшие Петербуржцами.Часть 2.КарлКарлович Булла.
Мало кто из гостей Петербурга ,посетив Малую Садовую-пешеходную улицу в центреоколо Невского,не фотографировался около фигурки Фотографа и даже не потер ему нос на счастье.

А ведь мало кто знает,что этот Памятник петербургскому фотографу,установлен перед зданием ателье Карла Карловича Буллы.
Карл Карлович Булла

Его имя знакомо в основном узкому кругу лиц — фотографам, историкам, деятелям культуры, журналистам, или же просто самым любознательным гражданам России. И это несмотря на то, что Карл Булла — вошел в историю как «отец российского фоторепортажа».
Хотя Карл Булла почитается как родоначальник российской репортажной съемки и главный летописец дореволюционного Петербурга, о некоторых этапах его жизни (особенно — начальном и финальном) известно на удивление мало. Как вы сможете сами убедиться, биография нашего героя полна разночтений и даже загадок.
Итак:
Карл Карлович Булла (Карл Освальд Булла)(1853/1855-1929) появился на свет в купеческой семье в прусском городке Леобшютц в Силезии.
Первая неясность — год рождения будущего классика фотосъемки: то ли 1853, то ли 1855-й. Однако доподлинно известно, что уже в 1865 году мальчик приехал в Петербург.

По одной из версий, родители посадили отпрыска на пароход и отправили в далекую Россию, чтобы тот учился самостоятельно зарабатывать себе на хлеб. Что именно натолкнуло купеческую чету на бессердечную мысль послать ребенка — одного — в чужую страну, неизвестно. По другой версии, юный авантюрист просто-напросто сбежал из дома. Учитывая общительность, энергичность и предприимчивый нрав, который позднее проявил Булла, эта гипотеза вовсе не кажется такой уж неправдоподобной. По третьей версии, которая почему-то встречается не так уж часто и считается не самой вероятной, Булла переехал в Санкт-Петербург с родителями. Так или иначе, о его семье почти ничего не известно — кроме того, что мать звали Анна Булла (урожденная Шенфельд), а отца — Карл Освальд Булла (то есть сыну дали полное имя отца)
Начало карьеры:
В одиночестве или нет, но в 1865 году Карл успешно прибыл в столичный Петербург и в скором времени устроился в фотофирму «Дюпант»,работал курьером,потом подмастерьем и лаборантом.
В 1875 году Булла открывает свое первое фотоателье (согласно большинству источников, на Садовой улице, 61) Но тогда уже это был популярный бизнес, так что молодому фотографу приходилось строить карьеру в условиях серьезной конкуренции (на Невском и Садовой фотосалоны располагались чуть ли не в каждом доме)
Завоевать любовь публики ему помогла природная контактность: легкий в общении, Карл Карлович умел расположить к себе даже незнакомых людей. Тогда как обычно фотографы того времени требовали от клиентов абсолютной неподвижности, Булла, по воспоминаниям очевидцев, просил моделей: «Будьте поживее, не сидите так натянуто!» Во время съемки он позволял себе общаться с клиентами, делиться байками и новостями, шутить. Таким образом, он был одним из первых фотографов, работавших по принципу «снимать, не дожидаясь, когда все приготовятся».

Из-за этого люди на фотографиях Карла Буллы не выглядят как манекены с напряженными лицами. Напротив, фотопортреты, сделанные в его салоне, получались естественными и непринужденными.
В 1876 году Карл Булла вместе с женой Розалией, урожденной Глинска, подал прошение о разрешении принять присягу на подданство России. Поскольку молодой человек был «поведения и образа жизни хорошего», просьба было удовлетворена, и Булла стал гражданином Российской империи.
Фабрикант и предприниматель Булла

Творческую фотографическую деятельность Булла на первых порах совмещал с чисто производственной: пользуясь растущим спросом на фотографические материалы, он (предположительно в 1883 году) В то время стеклянные негативы стали заменять на сухие бромжелатиновые пластинки, которые можно было изготовлять впрок. К тому же технология позволяла снимать на коротких выдержках, и уличная фотосъемка стала возможна без штатива
Фотопластинки приносили предпринимателю отличный доход. Они были высокого качества и продавались не только в Санкт-Петербурге, но и рассылались по всей империи через оптовую фирму «Лиман и Рикс»

Вскоре Булла начал интересоваться уличной съемкой. В 1886 году он подал соответствующее прошение и получил разрешение «на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга» при условии, чтобы «при производстве означенной работы не было причинено стеснение публики и экипажей»

Так в биографии Карла Буллы открылась новая страница: он начинает осваивать новый жанр фотоискусства: с громоздким оборудованием выходит на улицы Петербурга и снимает жизнь города. Сам того не осознавая, он становится одним из пионеров жанра фоторепортажа.
При этом мастер не оставлял и портретной студийной фотографии. Более того, со временем он открыл два новых ателье: одно — в престижнейшем месте на Невском проспекте, 110 (с 1906 года — дом 48, здание Пассажа) (там же Булла тогда проживал и там же, судя по вышеприведенной рекламе, находилась его лаборатория), другое — на набережной Екатерининского канала (нынешнего канала Грибоедова), 66. (По некоторым данным, ателье в здании Пассажа Булла открыл в 1902 году)

Именно портреты были в тот период основным источником дохода Буллы: репортажная съемка длительное время не являлась коммерчески выгодной. Всё изменилось в 1894 году, когда Министерство внутренних дел разрешило выпуск почтовых открыток («бланки открытых писем частного изготовления»), да еще в стандарте Всемирного почтового союза. Это давало возможность фотографам существенно увеличить тиражи изображений, а заодно — рекламировать свое творчество на международном уровне. Булла моментально открывает собственную типографию для выпуска открыток и начинает усердно заниматься выездной съемкой. Многие издательства печатают открытки по его фотографиям.



Тогда же, благодаря появлению новых технологий полиграфии, стало возможным воспроизведение в печати репродукций с фотографий одновременно с текстом. Фотоснимки сразу же становятся востребованным материалом для газет и журналов, и издатели обращаются к Булле и другим фотографам за интересными и актуальными снимками. Неимоверные тиражи иллюстрированных изданий произвели переворот в истории фотографии. С 1897 года снимки Буллы стали печататься в одном из самых популярных российских журналов «Нива», тираж которого достигал 250 тыс. экземпляров в неделю.
Теперь Карл Карлович приобрел настоящую известность. Он стал «собственным автором» «Нивы» на долгие годы, занимаясь «фотографированием на злобу дня». Кроме того, он сотрудничал во многих других изданиях.
В свете всех этих перемен в 1895 года Булла перестал заниматься производством фотографических пластинок и сосредоточился исключительно на фотосъемке
И действительно, Булла был самым оперативным петербургским фотографом. Благодаря своим многочисленным «агентам», выискивавшим по всему городу интересные происшествия и забавные случаи, он быстро узнавал обо всех новостях.
Этот невысокий энергичный человек в котелке и с громоздкой камерой по первому зову оказывался там, где требовалось запечатлеть что-нибудь важное или любопытное.



В 1896 году Карл Карлович получил звание «фотограф Императорского Двора» («фотограф Министерства Императорского двора») и специальный знак «фотограф Санкт-Петербурга».

Не меньше, чем официальная хроника, Буллу интересовала будничная жизнь города. Он всегда старался быть беспристрастным и не боялся показать «непарадную» сторону столицы.Поэтому на его снимках можно увидеть повседневную жизнь приютов, учебных заведений, детских больниц, а также уличные сценки и разнообразные городские происшествия.


Со многих фотографий на нас смотрят простые люди: крестьяне, извозчики, молочницы, пожарные, сестры милосердия и разносчики газет.



Кроме того, мастер создал целую галерею портретов исторических личностей: писателей, художников, актеров, балерин, ученых, членов императорской семьи, государственных деятелей.




В 1904 году Карл Булла получает разрешения снимать «виды столицы, а также торжества в Высочайшем присутствии, производить съемку «во время маневров, смотров, учений, спусков и закладок судов и вообще всех событий, касающихся морской жизни»
Его фотографическое предприятие переживает настоящий расцвет. Он становится официальным фотографом Императорской публичной библиотеки, Российского общества Красного Креста, Управления градоначальства, Императорского Российского пожарного общества и многих других организаций.

Булла занимался благотворительной деятельностью и в 1904 году стал попечителем Мариинской школы глухонемых. За серию снимков сиротских домов в 1910 году ему было присвоено звание потомственного почетного гражданина Санкт-Петербурга.

Новая фотостудия Карла Буллы на Невском проспекте, 54, напротив Императорской публичной библиотеки, была оборудована по последнему слову техники, с купеческой роскошью и пользовалась огромной популярностью.


Сфотографироваться у модного мастера стремились представители всех сословий. Его клиентами были гимназисты и студенты, военные и чиновники, купчихи и фрейлины, артисты и художники

Своих сыновей — Александра и Виктора — Булла начал привлекать к работе примерно с 1890-х годов. На следующей фотографии запечатлено семейство Карла Буллы (Карл Карлович стоит второй слева, чуть правее сидит его жена, по краям стоят сыновья: слева Александр, справа — Виктор с супругой Верой Константиновной; сидят ее родители).

Дела семейного предприятия шли хорошо. В 1910 году доход фирмы «Булла и сыновья» достиг 250 тыс. рублей (для сравнения: годовое жалованье чиновника дореволюционной России составляло 4 тыс. рублей
В 1917 году Карл Булла оставил фирму на сыновей, покинул Петербург и уехал с женой в Эстонию на остров Сааремаа (Эзель)главная причина отъезда именно встонию была в том, что это была родина его новой жены — эстонки по имени Христина (Христина Ивановна) (Christine Juliane Keselberg), с которой они поженились в 1904 году. (Карл Карлович был женат трижды. Первая его жена умерла от тяжелой болезни, со второй он развелся.


Уехав в Эстонию, Булла вел тихую жизнь, снимая разнообразные этнографические сюжеты и обучая местных жителей фотоискусству.
Там фотограф и умер в 1929 году. В музее Карла Буллы в Петербурге сегодня можно увидеть рисунки, изображающие места последнего пребывания мастера.
Могила Карла Буллы и его жены сохранилась до наших дней.

Tags: !История
Subscribe
promo otrageniya april 14, 06:25 67
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments