Вера Белявская (v_belyavskaya) wrote in otrageniya,
Вера Белявская
v_belyavskaya
otrageniya

Categories:

Как художнику найти своё? ЗА и ПРОТИВ

В прошлый четверг я ходила в музей Метрополитен. После новой выставки французского художника Феликса Валлоттона зашла в залы 20 века. Но обычного воодушевления не почувствовала – я никак не могла сосредоточиться, слушать музыку, или читать аннотации к картинам, и точно вовсе ничего не видела перед собой.

Внутри ширились досада и раздражение от невозможности найти отправную точку как художнику. С определённого момента такое, я думаю, случается у многих людей, разных профессий, когда не получается делать только то, что ассоциируется с профессией, то, что нужно или положено делать, – пропадает удовольствие, потом интерес, но и оставиться нельзя, потому что зов призвания слишком силён. Неудача же означает не ложный выбор дела, а неверный подход, ложно выбранный путь исполнения.

Думая о живописи, обманно кажется, что достаточно просто рисовать… Нет! Просто рисовать, рано или поздно, превратится в срисовывание, копирование реальности, пустое и бездумное, или повторение одного и того же. И это дилемма: не могу не рисовать, но не знаю, что хочу рисовать – разрывает на части «кто я как художник», что важно для меня, что интересно, что же я хочу сказать и сделать?

Страшно завидуя моим дорогим Матиссу и Пикассо, их дикой энергии и смелости, я, уставшая и разбитая, вышла из зала современно искусства и пришла в сумрачный, и от того почему-то уютный, зал народов Африки и Океании. Людей почти не было. Я села и сделала несколько набросков… И мне вспомнился вопрос жж-друга pearsnpretzels к другому посту о творчестве и фотографии: «Представьте если бы ваши фото были именно такими, как вам нужно. Как бы вы узнали об этом?»

Как бы вы узнали об этом?.. Как узнать своё? Как бы я узнала о том, какими хотела видеть свои работы: живопись, фотографию или что-то ещё? Как узнать об этом? Как понять, что моё?

Эти вопросы преследовали меня последние два месяца, ещё отчаянней, и даже во снах, – в январе, ну а в последнюю неделю я ощутила себя на грани безумия от невозможности сделать выбор – я заблудилась! И в музее они наконец-то настигли меня все разом, призывая, подталкивая что-то решить.

Я вышла на улицу и долго гуляла, не включая музыку, не вглядываясь в лица прохожих, но рассматривая что-то другое в окружающем мире, и тогда решила: «Если не знаю, чего хочу как художник, запишу всё, чего не хочу, что не нравится, и от противного найду ответ о том, что же привлекает, и тогда можно будет работать!»
Несколькими часами позже так я и сделала, и вот что оказалось в двух моих списках «нравится/не нравится» об искусстве и живописи…

Удовольствие: работа «детскими» материалами: масляная пастель, гуашь, темпера и масло в палочках, мелки, фломастеры, цветные карандаши, цифровой рисунок; штрихи и линии «мелка», живость, «несовершенство» линии; смешанные техники, экспериментирование.
Невозможно: рисование графитным карандашом; многослойная, поэтапная живопись; приверженность и слепое следование одной технике; игнорирование особенностей материала для достижения реалистического эффекта любой ценой.

Нравится: «детская» живопись, рисование по воображению, интуиции, наитию.
Не нравится: рисование «головой», холодная концептуальная живопись; предметная реальность ради реальности, ради физического сходства, «срисовывание» всех деталей натуры, «механичность» – машинность живописи, сухая геометрическая абстракция.

Нравится: быстрые наброски, рисование в поездах (настроение, движение); улавливание сути предмета, события, действия; «ощущение» предмета, а не его присутствие.
Отталкивают: парадные портреты, пейзажи с храмами и церквями.

Интересно: движение, динамика; намёк на перспективу в линиях и рисунке мелких деталей; схематичная иллюзия света; орнамент поверхности.
Не интересно: ограниченность, «монополия» 3D-восприятия мира (фотографичность картины, иллюзия объёма, линейной перспективы, необходимость глубины пространства).

Воодушевляют: линия/контур; чистые однородные цвета (отсутствие иллюзии 3D-объёма), минимализм палитры, как в ксилографии (woodcut prints); схематичность/условность/сигнальная символичность изображения, заключающая только суть увиденного.
Отталкивают: визуальное усложнение композиции, многодетальность, вычурная декоративность; «положенная», «предполагаемая» плановость картины.

Интересны: Импрессионизм, экспрессионизм, абстрактный экспрессионизм, нео-экспрессионизм, первобытное искусство, искусство Африки и Океании.
Отталкивают: академическое, салонное искусство, классицизм, рококо, сюрреализм, дадаизм, соцреализм, поп-арт.




Вдохновляют: натюрморты, лимоны, фрукты и овощи, вазы; попугаи, «бакланы» (чайки), утки; пальмы, тропические растения, горы, облака, холмы, мосты; вода, отражения, подводный мир, рыбы.
Отталкивают: голландские натюрморты с лимонными корками; историческая, религиозная, социальная живопись, мифологические сюжеты; «кудрявые» пейзажи 18 века, эпатаж, «чернуха».




Вдохновляют: Микеланджело, Эль Греко, Винсент Ван Гог, Анри Матисс, Пабло Пикассо, Поль Клее, Джексон Поллок, Марк Ротко, Хелен Франкенталер, Жан-Мишель Баскиат, Дэвид Хокни.
Разочаровали: Рафаэль Санти, Огюст Ренуар, Сальвадор Дали, Энди Ворхл, Илья Глазунов, Александр Шилов, Сергей Андрияка, Маурицио Каттелан.

Когда я отложила список, в голове, впервые за много недель, прояснилось, а на душе стало легче.

Tags: Искусство, Размышления, Смятение чувств
Subscribe
promo otrageniya апрель 14, 2019 06:25 69
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments