morseg (morseg) wrote in otrageniya,
morseg
morseg
otrageniya

Category:

Как строились американские небоскрёбы


На этом фото - Бурдж-Халифа, самый высокий небоскрёб в мире (а также самое высокое в мире сооружение), высотой 828 метров, построенное в Дубае (ОАЭ) в 2010 году.

А это - коллаж на основе реального чертежа, самого высочайшего спроектированного небоскрёба - башни  Никитина — Травуша  в Токио. Его расчётная высота составляет 4000 м. Проект был разработан для Японии в 1966—1969 годах в ЦНИИЭП им. Б. С. Мезенцева коллективом под руководством главного конструктора Останкинской телебашни д.т.н. Н. В. Никитина и ведущего инженера, к.т.н. В. И. Травуша.
По проекту башня Никитина — Травуша должна была быть жилым зданием и могла вмещать до 500 тысяч человек. Был разработан проект всех систем жизнеобеспечения небоскрёба. Его конструкция была рассчитана с учётом предельно возможной величины ураганного ветра и предельного уровня землетрясений на территории Японии. Работа по проекту была остановлена после того, как стало ясно, что японская сторона вряд ли приступит к его реализации.
Вот какие у нас в СССР были специалисты ...

А теперь представьте себе, что бы Вы почувствовали, находясь на верху небоскреба в процессе его строительства ...
У Вас по-настоящему  "захватит дух" когда Вы посмотрите то, что под катом ...

Эта фотография называется «Обед на вершине небоскреба», фотограф Чарльз Эббетс сделал её в 1932 году. Не правда ли, даже смотреть на неё страшно? А ведь строители американских небоскрёбов тех лет не только обедали в подобных условиях. Их работа была связана с ежесекундным смертельным риском — однако на этих фотографиях они выглядят так, будто это их совершенно не волнует.
Так как же строился небоскрёб и в каких условиях работали строители?

Само появление такого чуда стало возможным благодаря изобретению стального каркаса. Его сборка  — самая опасная и сложная часть строительства. Именно качество и скорость сборки каркаса определяли, будет ли проект реализован в срок и в рамках бюджета.

Вот поэтому клепальщики были самой важной профессией при строительстве небоскреба. Зарплата клепальщика была выше, чем у любого квалифицированного рабочего на стройке. Кроме того, клепальщики не выходили на работу в дождь, ветер или туман. Они работали только бригадами по 4 человека, и стоило одному из четверки не выйти — и не выходили все остальные. Даже в разгар Великой депрессии на это смотрели сквозь пальцы все, от прораба до инвестора строительства. И в этом нет ничего удивительного, если учесть, в каких условиях работали такие бригады.

Представьте себе: на помосте из досок, или просто на стальных балках стоит угольная печь. В печи заклепки — 10-сантиметровые в длину и 3-сантиметровые в диаметре стальные цилиндры. «Повар» «варит» заклепки — небольшими мехами гонит в печь воздух, чтобы разогреть их до нужной температуры. Когда заклепка прогревается до нужной температуры, ее нужно передать туда, где она будет скреплять балку. Передвигать горячую печь нельзя. Место крепления может находиться как рядом с печью, так и в 30 метрах от нее, иногда даже ниже на 2-3 этажа.
Так что передать заклепку можно только одним способом — бросить.
Второй член команды — «вратарь». Он стоит на узком помосте или просто на голой балке рядом с местом клепки. Его цель — поймать летящую железку обычной жестяной консервной банкой. Он не может двинуться с места, чтобы не упасть. Но поймать заклепку он обязан, иначе она рухнет на город.

«Повар» поворачивается к «вратарю» и молча, убедившись, что вратарь готов к приему, щипцами бросает раскаленную докрасна 600-граммовую болванку в его сторону. Иногда на траектории уже сваренные балки, кинуть нужно один раз, точно и сильно.

«Вратарь», поймав заклепку, загоняет ее в отверстие. Тут же в работу включаются остальные участники четверки, «стрелок» и «упор». «Упор» с внешней стороны здания, вися над пропастью, стальным стержнем и собственным весом удерживает шляпку заклепки. «Стрелок» 15-килограммовым пневматическим молотом в течение минуты расклепывает ее с другой стороны.

Лучшая бригада проделывает это фокус свыше 500 раз за день, средняя — около 250.

Опасность этой работы можно проиллюстрировать следующим фактом: каменщики на стройке страхуются по ставке 6 % от зарплаты, плотники — 4 %. Ставка клепальщика — 25-30 %.

На здании Крайслера погиб один человек.
На Wall-Street-40 погибло четверо.
На Empire State — пятеро.

Каркас небоскреба состоит из сотен стальных профилей длиной несколько метров и массой в несколько тонн, так называемых beams. Хранить их при строительстве небоскреба негде — никто не позволит организовать склад в центре города, в условиях плотной застройки, на муниципальной земле. Более того, все элементы конструкции разные, каждый может быть использован в одном-единственном месте, поэтому попытка организации даже временного склада, например, на одном из последних построенных этажей может привести к большой путанице и срыве сроков строительства.

Именно поэтому работа тяжелее и опасней, чем у клепальщиков, — работа крановой бригады.

Итак, «бимсы» подвозят к месту строительства буквально минута в минуту, разгрузить их необходимо немедленно. Деррик-кран — стрела на шарнире, находится на последнем построенном этаже, монтажники — этажом выше. Оператор лебедки может находиться на любом этаже уже построенного здания, ведь никто не собирается останавливать подъем и отвлекать другие краны для поднятия тяжелого механизма на несколько этажей повыше для удобства монтажников. Поэтому, поднимая многотонный швеллер, оператор не видит ни саму балку, ни машину, которая ее привезла, ни своих товарищей.

Единственный ориентир для управления — удар колокола, подаваемый подмастерьем по сигналу бригадира, находящегося вместе со всей бригадой десятками этажей выше. Удар — включает мотор лебедки, удар — выключает. Звук этого удара практически перекрывается шумом многочисленных отбойных молотков и смешивается со звоном ударов других команд крановщиков. А ошибиться и не услышать «свой» удар нельзя — швеллер или протаранит стрелу крана, или сбросит с установленной вертикальной балки монтажников, готовящихся его закрепить.

Бригадир, управляя дерриком через двух операторов, одного из которых он не видит, добивается совпадения отверстий под клепку на установленных вертикальных балках с отверстиями на поднимаемом швеллере с точностью до 2-3 миллиметров. Только после этого пара монтажников может закрепить раскачивающийся, часто мокрый швеллер огромными болтами и гайками.

В Нью-Йорке на 6-ой авеню есть памятникам строителям небоскребов, он установлен в 2001 г. Моделью стала самая известная фотография, с которой и начинается этот рассказ. Единственное отличие — самый крайний из рабочих на ней убран, только из-за того, что в руках у него бутылка виски.
P.S. И заметьте, это в США в 2001 году, а не у нас во времена Горбачева!!!    :-)))
Tags: !История, !Техника, morseg, Технологии
Subscribe
promo otrageniya april 14, 2019 06:25 69
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments