ti9m (ti9m) wrote in otrageniya,
ti9m
ti9m
otrageniya

Большие данные



После непредсказуемой победы Трампа на выборах в США у политологов и аналитиков всех мастей возникла виноватая необходимость объяснить произошедший парадокс, поскольку большинство этих самых политологов и аналитиков обещали гарантированный провал эксцентричному шоумену. Вину свалили на безызвестную лондонскую фирму Cambridge Analytica, специализирующуюся на технологиях микротаргетинга. Далее стало известно, что та же самая фирма принимала активное участие и в деле пресловутого Брексита в Великобритании, причём участвовала за сторонников выхода из ЕС. И вдруг все поняли, что фирма веников не вяжет. Сначала шепотом, но вскоре во весь голос, заговорили о новом феномене политического маркетинга, а некоторые, особо воодушевленные индивиды, не постеснялись и таких громких определений, как информационная революция.

Полагаю, многие прекрасно знают, что такое таргетированная реклама. Для тех, кто не в курсе, объясню без муторной терминологии. Гуляете вы, скажем, по интернету и начинаете вдруг подмечать рекламу лекарственных препаратов от головной боли. Или аптек, что предлагают эти препараты. И думаете: вот кстати. Потому что голова у вас болит без малого неделю, и прекратить всё это безобразие уже вот смерть как хочется. Однако никакой случайности здесь нет. Причину вы сумели бы найти и сами, когда б припомнили, что пару дней тому назад набирали в поисковике запрос по теме «таблетки от головы» или «аптеки». Поисковик учел ваши чаяния, запомнил их, проанализировал и сейчас предлагает их лично вам в виде персональной рекламы. Похожая услужливость, но в более корректной форме, есть и на YouTube. Попросите вы, к примеру, Навального вам показать. Машина сообразит о вашей либеральной гражданской позиции и в следующий раз начнет предлагать вам тематический контент. А вы получите возможность удивиться: да как она так метко попадает в ваши интересы?

Справедливости ради скажем, что нашлось немало уважаемых специалистов, назвавших успех таргетированных технологий собачей чушью. И чтобы быть уж совсем объективным, скажем, что фирма Cambridge Analytica занималась и другими проектами, и они оказались не столь успешными. Но и воды с тех пор немало утекло, а технологии, как известно, на месте не стоят. Особенно цифровые. Игнорировать возможности таргетинга и называть их собачьей чушью, было бы непростительно легкомысленно. Хилари докажет. В конце концов, три четверти рекламного бюджета избирательной кампании Трампа потратили на продвижение его персоны в интернете. И есть здесь невеселая ирония для Клинтон. Поскольку электорат её именовали сетевым. А Трамп совсем недавно поменял свой кнопочный телефон на старенький смартфон и всё это с посторонней помощью. Зато сейчас изливает в Твиттер всю политическую мудрость обильно и систематически. Кстати сказать, на услуги компании Cambridge Analytica претендует и Марин Ле Пен. Хотя договариваться ей, кажется, придется уже с самим Трампом. Как выясняется, сотрудники компании получили назначения в президентской администрации.

Цифровая революция микротаргетинга обязана Big Data. В дословном переводе большим данным. Огромным информационным массивам. Термин этот значит и то, что все наши действия в интернете оставляют цифровой след. Покупка по кредитке, запрос в Google, публикация темы, репост, прогулка со смартфоном в кармане, каждый лайк в соцсети - всё это сохраняется. Авторство технологии принадлежит поляку Михалу Козинскому, ведущему эксперту в психометрии - разделе психологии, основанном на анализе данных. Психометрия, которую иногда зовут психографией, представляет собой попытку измерить и обсчитать человеческую личность. В современном варианте стандартом является так называемый «метод океана». По буквам OCEAN. Это английская анаграмма пяти критериев измерения. В 1980-е годы было доказано, что каждая черта характера может быть измерена при помощи пяти измерений. Это: открытость (насколько вы готовы к новому), добросовестность (насколько вы перфекционист), экстраверсия (как вы относитесь к социуму), доброжелательность (насколько вы дружелюбны и готовы к сотрудничеству) и нейротизм (насколько легко вас вывести из себя). На основе этих пяти измерений можно точно понимать, с каким человеком имеешь дело, в чем его желания, какие страхи и, наконец, как он себя может вести. Этой нехитрой математики, как выяснилось, вполне достаточно, чтоб каждого из нас «посчитать». Развитие компьютеров добавило в процесс вычислительную мощность, а интернет решил проблему сбора данных. От человека не требовалось более заполнять километровые опросники. Необходимую информацию о своей личности он оставлял по своей же доброй воле. И если кому-то кажется, что наследил он совсем немного, то на деле оказывается, что вполне достаточно. Мы представляемся друг другу очень разными, вот только искусственному интеллекту так не представляется. В общем и целом, мы думаем примерно одинаково, и реагируем ограниченным количеством способов. Если анализировать все, что мы делаем, то для искусственного интеллекта мы кажемся предельно предсказуемыми.

Сам по себе процесс довольно прост. Из всего количества данных, что человек оставляет о себе в сети, вычисляются его личные ценности. Далее анализ выявляет связи. Например, если мужчина подписан на страничку бренда косметики MAC, он с высокой вероятностью является геем. Наоборот, сильный показатель гетеросексуальности - если человек поставил лайк какой-нибудь хип-хоп группе. Поклонник Леди Гаги с высокой долей вероятности экстраверт, а человек, ставящий «нравится» философским постам - интроверт. Козинский доказал, что анализа всего лишь 68 лайков в Facebook достаточно, чтобы определить цвет кожи человека, его гомосексуальность, приверженность к Демократической или Республиканской партии США, интеллектуальное развитие, религиозные предпочтения, пристрастие к алкоголю, курению или наркотикам. И всё это почти со стопроцентной вероятностью. Данные позволяли даже узнать, развелись ли родители этого человека до его совершеннолетия или после. Попробуйте осмыслить следующее утверждение Александра Никса директора компании Cambridge Analytica. Модель стала настолько совершенной, что после 10 изученных лайков смогла узнавать индивида лучше, чем его коллеги по работе. После 70 лайков — лучше, чем друг. После 150 лайков — лучше, чем родители. После 300 лайков — лучше, чем супруг/супруга. А с ещё большим количеством изученных действий можно было узнать о человеке лучше, чем он сам о себе знает.

Facebook пошел навстречу всем недовольным такой информационной беззащитностью и предложил более приватные настройки. Пользователь может отмечать посты как открытые и закрытые (подзамочные). Но для сборщиков данных и это не проблема. Козинский и команда могут оценивать людей исходя из их юзерпика, фотографий в соцсетях, по числу друзей. Мы сдаем личные данные, даже когда не находимся в сети. Датчик движения в смартфоне показывает, размахиваем ли мы рукой (коррелирует с эмоциональной нестабильностью), он же показывает, как далеко мы ездим и какие места предпочитаем. Козинский замечает, что смартфон - это огромный психологический опросник, который мы вольно или невольно заполняем. А уж найти применение этой информации можно весьма широкое. Из цифровых данных вдруг возникают люди со страхами, стремлениями, с интересами. И с адресами проживания. И вот уже какому-нибудь боязливому господину с высоким уровнем нейротизма незаметно для него самого предлагается оружие как источник безопасности. Вот на картинке изображена рука взломщика, который разбивает окно. А на другой картинке мы видим мужчину с сыном, которые идут по полю с винчестером навстречу закату. В случае с предвыборной компанией Трампа система искусственного интеллекта методично бомбила пользователей социальных сетей сообщениями, четко побуждая их к определенным эмоциональным реакциям: «Возлюбите Трампа!» - «Возненавидьте Клинтон!». В квартале Маленький Гаити в Майами, к примеру, была запущена информация об отказе Фонда Клинтон участвовать в ликвидации последствий землетрясения в Гаити - чтобы разубедить жителей отдавать свои голоса за Клинтон. Очень прицельно таргетированные технологии давили на болевые точки людей и в особенности на подсознание выборщиков.

Мнения, как водится, разделились. Не только среди обывателей, но и в среде маститых ученых. Одни пророчат конец света, другие – обещают светлое цифровое будущее. По оценкам специалистов, не склонных к оптимизму, искусственный интеллект на основе самообучающихся нейронных сетей возьмет на себя управление обществом уже через 40-60 лет. Электронное правительство кажется неизбежным. Привычный нам мир уходит в своё историческое прошлое, а мир будущего превосходит в ожиданиях даже самые смелые мечтания фантастов. На 3D-принтере уже печатают еду, и физики клянутся, что не так далеко начнут делать мебель из силовых полей, то есть из ничего. Всё становится настолько сложным для нашего маломощного интеллекта, что мы уже и не в состоянии предвидеть и моделировать будущее. Следовательно, мы даже не знаем, чего хотим. Но искусственный интеллект поможет и в этом. Рей Курцвейл прямо сейчас работает над созданием индивидуального помощника, который будет знать, чего мы хотим, раньше нас. А Элон Маск - над автомобилем, который будет знать, куда мы собираемся поехать, даже если мы ничего ему об этом не скажем.
Subscribe
promo otrageniya апрель 14, 06:25 67
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments