arktal wrote in otrageniya

Category:

«Царь дома Давида»

"Они сказали: встанем и пойдем на них;
мы видели землю; она весьма хороша" [Суд., 18:9]

На севере Израиля у подножья горы Хермон рядом с кибуцом Дан (шоссе №99) сохранился небольшой уголок райского сада - заповедник Тель Дан. Того старого, библейского сада, где Ева делилась с Адамом заветными яблоками, давно уже нет, но его уголки ещё встречаются кое-где на Земле. Один из них здесь, в Тель Дан.

У истоков р. Дан.
У истоков р. Дан.

Даже в самое жаркое время года, когда трескается земля под лучами слепящего солнца и над страной висит пыльное облако, принесенное хамсином, [родным израильским суховеем], на тропинках Тель Дан всегда тень и прохлада. Это река Дан, вытекающая из подземных источников, освежает знойное дыхание лета. 

Тысячелетия, не смолкая, шумит здесь вода. Если прислушаться, можно уловить в её журчании гортанную речь ханаанских богов, которым поклонялись первые жители этих мест; грозные наставления еврейского Ягве, пришедшего сюда вместе с подопечным ему народом; сладкозвучную сирингу козлоного Пана, обитающего, по мнению поселившихся здесь греков, поблизости у водопада Баниас (Паниас, первоначально). 

Река Дан – один из главных притоков Иордана, само название которого, как считали еврейские мудрецы, происходит от ивритского "йоред ми-Дан" (Иор-дан), т.е. "вытекающий из Дана".

Заповедник Тель Дан
Заповедник Тель Дан

Многочисленные ключи ручейками растекаются по всему заповеднику. Они несут живительную влагу столетним лаврам и фисташковым деревьям, в густой тени которых мелькают образы "потерянного рая". Лет 50 назад во время грозы загорелось в заповеднике огромное фисташковое дерево. От него остался только обгоревший ствол, по которому смогли подсчитать возраст. Оказалось, что этому Мафусаилу было более шести сотен лет.

Этот благодатный оазис, как и многие другие места в Израиле, полон тайн, а его история теряется в глубине веков.

Когда-то, около 4000 лет назад ханаанские племена построили здесь город Лаис (Лешем), который упоминается в египетских и месопотамских текстах ХIХ века до н.э. Город был последней остановкой на караванном пути из Египта в Дамаск (Сирию). Он был окружен мощными земляными валами (10-15м в высоту и 60-70м шириной у основания!!!), остатки которых можно видеть и сегодня. 

С Востока в город можно было пройти через ворота, которые тоже сохранились удивительно хорошо. Несмотря на то, что всё сооружение сложено из необожженного кирпича и давно уже должно было рассыпаться в прах, этого не случилось. Ворота раскопали в 80-х гг прошлого, ХХ века. Археологи считают, что ими пользовались одно-два поколения, и по какой-то причине засыпали землей. В таком состоянии они оставались все эти годы, став для потомков свидетельством высочайшего мастерства древних строителей.

"Ханаанские ворота", XVII век до н.э. Современный вид.
"Ханаанские ворота", XVII век до н.э. Современный вид.

Арка этих ворот – древнейшая из всех найденных на сегодняшний день на земле, и единственная образованная 3-мя дугами. До этого считалось, что арочный свод – изобретение римлян. Арочные ворота в Тель Дан в два раза старше римских.

В ТАНАХе Дан упоминается впервые в связи с погоней праотца Авраама за похитителями его племянника, Лота: "Аврам, услышав,, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана."[Быт. 14:14] - и, вполне возможно, что он был одним из тех, кто входил в город именно через эти ворота, чтобы спасти своего "сродника".

Через несколько столетий после Авраама, в ХI в до н.э. 600 человек из израильского племени (колена) Дан, захватили ханаанский город Лаис и основали на его месте еврейское поселение Дан, просуществовавшее около 300 лет, до ассирийского завоевания в VIII в. до н.э. "И нарекли имя городу: Дан по имени отца своего Дана, сына Израилева; а прежде имя городу тому было: Лаис". [Судьи 18:29]

Название это сохранилось и в современном арабском имени холма – Тель Аль-Кади, "холм судьи": "Дан" на иврите тоже, что и "Кади" – судья. Однако наиболее убедительным свидетельством правильной идентификации местонахождения древнего городища стала, обнаруженная здесь во время археологических раскопок 1976 года, двуязычная греко-арамейская надпись. На каменной плитке, найденной под полом римского периода, т.е. ранее I-го в до н.э. вырезано обращение (обет) человека по имени Зоил к "Богу, который находится в Дане" ["QADMONIOT" 40:114].

Для этого Зоила "Бог из Дана" - это Золотой Телец, фигура довольно одиозная, негативный языческий образ, который на протяжении последних двух-трёх тысяч лет неразрывно связан с племенем Дан. О Золотом тельце упоминает и известный историк I-го века н.э., Иосиф Флавий, который описывает окрестности Селевкии, как "чрезвычайно живописную местность, водные источники которой питают так называемый малый Иордан, и вместе с ним, ниже храма Золотого быка, впадают в большой." [И.Флавий, Иудейская война, 4:1:1]

Поклонение Золотому Тельцу. Александр Иванов. Эскиз.
Поклонение Золотому Тельцу. Александр Иванов. Эскиз.

Впервые грех поклонения Золотому Тельцу случился ещё до прихода евреев в Землю обетованную. Аарон в отсутствие Моисея собрал все золотые украшения и отлил из них Золотого Тельца, которому народ мог бы поклоняться. Когда Моисей сошел с горы «и увидел тельца и пляски, он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою» [Исх. 32:19]

Однако "запретный плод – сладок", и племя Дан, удалившееся от зоркого ока Иерусалимского Храма, вернулось к поклонению Золотому Тельцу, вызвав непримиримый гнев ортодоксального иудаизма на века. 

ТАНАХ посвятил этому событию отдельную нравоучительную историю.

"В те дни не было царя у Израиля; и в те дни колено Даново искало себе удела, где бы поселиться, потому что дотоле не выпало ему [полного] удела между коленами Израилевыми."[Суд. 18:1]

Так начинается рассказ о поисках подходящего места для поселения евреям из колена Дан. После недолгих поисков привела их судьба в ханаанский город Лаис, и захватили они его без труда, т.к. воевали "...против народа спокойного и беспечного, и побили его мечом, а город сожгли огнем.[Суд. 18:27]  ТАНАХ осудил такие действия и объяснил, что завоевание мирного города без достаточных оснований на то - это большой грех, к которому привели другие более мелкие неправедные поступки.

А началось всё с того, что некто, по имени Миха, завещал в случае возврата украденных у него денег отдать всё Всевышнему. Однако своё обещание он выполнил лишь частично: только 200 шекелей серебра из обещанных 1100 он отдал, чтобы сделать "из них истукан и литый кумир для дома Божьего". Люди из колена Дан по дороге к своему будущему поселению встретились с Михой и тоже позарились на чужую собственность: без ведома хозяина они унесли из дома изготовленные им на эти деньги предметы культа, уговорив и самого служителя пойти вместе с ними:

"Когда они вошли в дом Михи и взяли истукан, ефод, терафим и литый кумир, священник сказал им: что вы делаете? Они сказали ему: молчи, положи руку твою на уста твои и иди с нами и будь у нас отцом и священником; лучше ли тебе быть священником в доме одного человека, нежели быть священником в колене или в племени Израилевом??"[ Суд.18:18-19]

Таким образом, одно неправое дело, несдержанное обещание Богу, спровоцировало людей из колена Дана сделать другие неблаговидные поступки. Кульминацией этой цепочки прегрешений стало строительство культового центра, превратившегося в серьёзного конкурента Иерусалимскому храму.

Собственно и раскопки, которые велись здесь начиная с 60-х годов прошлого века, были предприняты, прежде всего, с целью найти следы этого культового центра, построенного царем Израиля Иеровоамом I в конце Х в до н.э. 

После смерти царя Соломона страна распалась на две части: Иудею, с Иерусалимом, где правил сын Соломона Ровоам (928-911 гг до н.э.), и Израиль во главе с Иеровоамом I (922-901 гг).

Иеровоам I стал царем 10 северных колен, а так как Иерусалим и Храм отошли к Иудеи, он решил восстановить древние культовые центры с их традиционной символикой. Иеровоам построил в городе Дан новое святилище и, чтобы подчеркнуть его отличие от Иерусалимского Храма – воздвиг там «золотого тельца» - статую быка, традиционный образ ханаанского бога Эля.

"И посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал [народу]: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле [Бейт – Эль – АТ.], а другого в Дане." [3-я цар 12:28-29] И было это "неугодное в очах Господних."

Возврат Иеровоама к культу языческого поклонения Богу в образе быка – Золотого Тельца, который стал впоследствии именем нарицательным, обозначивший отход от монотеизма, был глубоко презираемым культом во всей библейской, а затем и светской литературе.

Тель Дан. Святилище Иеровоама,  Х в до н.э.  [Храм Золотого Тельца?]
Тель Дан. Святилище Иеровоама, Х в до н.э. [Храм Золотого Тельца?]

Место, где находился культовый центр, было обнаружено над главным источником Тель-Дана на северной стороне холма. Святилище занимало площадь 60 х 45 м. Оно представляло собой широкий внутренний двор с алтарем в центре, окруженный по периметру комнатами. Святилище было разрушено при завоевании города царем Ассирии Тиглатпаласаром III в 732 году до н.э. Вскоре после этого, оно было восстановлено, но прежнего значения уже не имело.

Раскопки древнего городища в районе Тель-Дан, на протяжении 25 лет, проводил израильский археолог, профессор Авраам Биран. За время раскопок большинство найденных экспонатов перекочевало в хранилища Иерусалимского музея, а часть была выставлена в музее кибуца Дан – «Бейт Усышкин». В начале 1990-х г.г., когда раскопки были в основном завершены, Национальное Управление парками приняло решение благоустроить всю территорию раскопок и создать на этом месте археологический парк как часть заповедника.

Для этого были предприняты так называемые «археологические спасательные работы», когда исследование ведется не так тщательно, и все находки заносят в журналы и на карту без их детального изучения. После чего, место засыпается землей и благоустраивается, а археологические тайны продолжают ждать новых исследователей.

Обложка журнала QADMONIOT №103-104 (ДРЕВНОСТИ) с факсимильным изображением осколка "арамейской стелы", в которой упоминается «царь дома Давида».
Обложка журнала QADMONIOT №103-104 (ДРЕВНОСТИ) с факсимильным изображением осколка "арамейской стелы", в которой упоминается «царь дома Давида».

И вот тогда было сделано открытие, о котором сообщили практически все СМИ исторические журналы в первую очередь. 

Началось всё с того, что в ходе запланированных "спасательных работ" археологи обнаружили, откопали и, частично реставрировали, так называемые "Новые" или "Израильские ворота", построенные в IХ в до н.э., в период процветания Дана. Комплекс состоял из внешних и внутренних ворот, между которыми находились караульные помещения, скамья, где заседали старейшины, и царский трон:  «И встал царь и сел у ворот; а всему народу возвестили, что царь сидит у ворот.» [2 Цар 19:8].

От внутренних ворот в город по склону вверх вела дорога для торжественных процессий. Перед внешними воротами была площадь, размером около 400 кв. м. И вот здесь, на площади, совершенно неожиданно, как это нередко случается, была найдена стела с надписью – заветная мечта любого археолога.

Тель Дан. "Израильские ворота", IХ в до н.э.
Тель Дан. "Израильские ворота", IХ в до н.э.

Вот, что пишет об этой и о других находках руководитель раскопок, профессор Авраам Биран:

«...Уже в предыдущие сезоны мы видели, что мостовая площади перед внешними воротами не ограничивается самими воротами, а продолжается дальше, но только в 1993г стали понятны её действительные размеры... Продолжая раскопки, мы задержались около внешних ворот, т.к. обнаружили каменные оси довольно оригинальной конструкции, в которых вращались ворота. Вот здесь, около ворот, на исходе 21 июля 1993г Гила Кук заметила среди камней мостовой, камень, на котором в лучах заходящего солнца можно было различить вырезанные на нем буквы...»
Осколок стелы с упоминанием царя дома Давида
Осколок стелы с упоминанием царя дома Давида

Можно себе только представить, что пережили участники экспедиции, когда камень вынули из земли, очистили и осветили так, чтобы можно было увидеть всю надпись. 

К сожалению, это был только обломок стелы размером 32 х 22 см. Судя по внешнему виду, камень был специально разбит ещё в древние времена. Данные химического анализа показали, что стела была изготовлена из местного базальта, буквы вырезаны с помощью закругленного зубила. Время создания стелы – не позже VIII века до н.э., т.е. времени самой мостовой, когда из памятника он превратился в строительный материал, булыжник, которым замостили площадь.

К сожалению, в надписи практически нет ни одного законченного предложения. Но из отдельных слов стало понятно, что речь идёт о событиях, связанных с военными конфликтами между Израильским и Сирийским (Арамейским) царствами. В седьмой и восьмой строках упоминаются правившие в то время цари: в Израиле – царь Иорам (849-842), а в Иудеи – Охозия (843-842), «царь дома Давида». И это, первое в истории письменное упоминание "дома Давида" – династии царей, правивших согласно Библии в Иудее, обнаруженное в независимом от Библии источнике, стало событием исключительной важности. Ведь до сих пор ни в каких, ни в египетских, ни в месопотамских документах не найдено ни одного упоминания о царе Давиде и династии, основанной им. Все существующие описания и упоминания, так или иначе, связаны с библейским текстом.

promo otrageniya Квітень 14, 2019 06:25 69
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded