Categories:

Рене Лалик: "femme, faune, flore"

Рене Лалик (1860-1945). На заднем плане фрагменты вазы "Вакханки" (1927)
Рене Лалик (1860-1945). На заднем плане фрагменты вазы "Вакханки" (1927)

О Рене Лалик (René Lalique) до сих пор говорят только в превосходной степени. Это был удивительно разносторонний талант: гениальный дизайнер и удачливый предприниматель, изысканный ювелир и тончайший мастер художественного стеклоделия.

Как ювелир он сделал невозможное: заставил женщин отказаться от золота, бриллиантов и алмазов ради обыкновенного стекла, полудрагоценных камней и самоцветов,  янтаря, яшмы, эмали, рогов и черепашьих панцирей.  Образы и фигурки выходили из мистического тумана ар нуво. Это ему принадлежит правило трех «F» – femme, faune, flore (женщина, фауна, флора) – и он неустанно следовал ему. 

Ваза "Вакхпнки"
Ваза "Вакхпнки"

В истории ювелирного искусства имя Рене Лалик стоит в одном ряду с прославленными мастерами: гениальным создателем "яиц Фаберже", российским мастером Карлом Фаберже, знаменитыми французскими ювелирами Фредериком Бушероном и Луи Франсуа Картье, известным американским художником и дизайнером Луи Тиффани.

В 16 лет, оставшись без отца, он решил использовать свои художественные способности и отправился учиться в Лондон на ювелира. Рисовать Рене умел и любил с раннего детства. В 20 лет он вернулся в Париж и вскоре стал работать простым чертежником в Доме Картье, затем у Дестапа и Бушарона. Его рисунки привлекли внимание именитых мастеров, и они охотно начали делать по его эскизам свои новые модели, скрывая поначалу имя автора. Однако уже в 1885 году Лалик открывает собственный небольшой бутик в центре города, и вскоре становится известным в среде светских красавиц и аристократок.

Сара Бернар заказывает ему многочисленные колье и диадемы для своих сценических костюмов, миллионер Галуст Гюльбенкян становится его преданным поклонником и коллекционером, Эмиль Галле, его коллега и вечный соперник представляет его на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и делит с ним Гран-При. В 40 лет Рене Лалик - обладатель самой престижной премии и кавалер ордена Почетного легиона.

Однако, несмотря на впечатляющий триумф на Всемирной выставке, звание первого ювелира ар-нуво, коммерческий успех и богатых почитателей, Лалик ищет новое применение своему таланту, и, вместо того чтобы расширять производство, он сворачивает ювелирную деятельность и отдается новому увлечению – стеклу.

В этот раз на пути нового "стекольщика" попадается самый нужный для этого человек, один из крупнейших парфюмеров XX века, а также успешный промышленник, инженер и предприниматель Франсуа Коти. А, может быть, всё было наоборот, и именно встреча с Франсуа Коти изменила приоритеты Рене Лалик. Так или иначе, но Рене получает от самого популярного парфюмера «прекрасной эпохи» предложение создавать флаконы для его парфюмерной компании.

Правда, есть и другая, не менее красивая легенда, почему Лалик решил заняться хрусталем и стеклом? В детстве Рене любил рисовать и мог изобразить практически всё. Единственное, что ему не удавалось запечатлеть на бумаге, - облака. Он видел их плавные трансформации, бесконечную образность и текучесть, но не мог "остановить мгновение". И вот, спустя годы, он нашел то, что помогло ему воплотить неуловимую красоту облаков. Это был хрусталь.

Очередная легенда рассказывает, что прогуливаясь как-то вдоль магазинов на Вандомской площади, в одной из витрин Коти обратил внимание на оригинальные ювелирные изделия. Впечатление от увиденного было настолько сильным, что он решил познакомиться с владельцем этих удивительных предметов. Это были работы Рене Лалик.

Коти сделал ему предложение сотрудничества. Флакон Рене Лалика с ароматом Франсуа Коти «Ambre Antique» стал настоящим произведением искусства и удостоился воспроизведения через 85 лет.

Флакон для духов «Ambre Antique»
Флакон для духов «Ambre Antique»

За последующие несколько лет художник разработал для Франсуа Коти 16 парфюмерных флаконов. Произошёл настоящий переворот в создания флаконов и парфюмерии. Содружество двух выдающихся художников – ювелира и парфюмера привело к возникновению нового произведения искусства, художественных флаконов для духов.

Другие производители парфюмерии, по примеру Франсуа Коти, тоже стали обращаться с заказами к маэстро. 

Лалик занимается дизайном новых флаконов для духов брендов «Roget&Gallet», «Hubigant», «d'Orsay», «Worth», «Molinard», «Guerlain», «Lelong»... 

В общей сложности Рене Лалик разработал флаконы для более чем 250 ароматов! Флаконы для духов стали предметом спроса для коллекционеров. Многочисленные владельцы таких коллекций участвуют в аукционах в Друо и Париже. Стоимость некоторых из представленных экземпляров нередко достигает баснословных размеров. 

После Первой мировой войны Лалик на двух фабриках занимался производством разнообразных стеклянных изделий, в том числе ваз, осветительных приборов, ювелирных украшений с использованием цветного стекла, и фигур-символов для автомобильных радиаторных решёток.

Первое из них было сделано по заказу Анри Ситроена для Citroen 5CV – фигурки пяти лошадей. Во время поездки специальная система подсветки меняла цвет фигурки. Сегодня миру известны лишь 30 таких маленьких шедевров и их цена выше цены золота того же веса.

Необычное цветное стекло, градиентная окраска, стекло с нанесённой на него патиной (цветной эмалью) — всё это характерные особенности изделий Рене Лалик, а рецепт его знаменитого переливчатого (опалесцентного) стекла до сих пор является «секретом фирмы». Идея этого стекла была впервые использована в витражах Тиффани.

Такие стекла он получал за счет добавки жженой кости или олова, в процессе производства. Множество мельчайших капелек, которые образовываются при этом, вызывают беспорядочное преломление световых лучей, создавая так называемый "эффект опала".  

В зависимости от количества и вида таких добавок меняется получаемый эффект, и, естественно,  каждый мастер держит в секрете всю технологию изготовления таких материалов.

На Международной выставке декоративного искусства в Париже в 1925 году он показал весь спектр своих изделий – вазы, статуэтки, осветительные приборы, декоративные панно, посуда, и, конечно, украшения, но уже иные, из рефленого стекла. При этом он продолжал придерживаться выведенного им правила трех "F": женщина и природа — истинный источник его вдохновения. 

С момента создания Рене Лаликом его первых изделий, мало что изменилось: до сих пор художественные творения Lalique завораживают необыкновенной красотой, и до сих пор они – привилегия людей с хорошим вкусом, знанием предмета и... большими деньгами. Цена изделий фирмы Lalique на аукционах составляет десятки тысяч долларов.  

Например, ваза "Змея" (фото справа) 1924 г. - одна из наиболее востребованных и дорогих моделей будь то янтарно-опаловое, перламутровое матовое или темно-серебристое стекло, продавалась в пределах 12000 – 58000 $. 

По материалам  Путь René Lalique, Лалик и его украшения, Lalique и украшения артнуво

promo otrageniya april 14, 06:25 67
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.