Category:

Сын Божий или Учитель справедливости?

начало здесь

Как я уже писал, среди Свитков Мертвого моря, наряду с  множеством библейских, хорошо известных текстов и апокрифов (иногда знакомых только по названию) есть ряд совершенно новых, неизвестных ранее произведений. И несколько, именно таких абсолютно новых текстов были в числе первых найденных свитков. Они получили названия:  «Устав общины», «Война сынов света против сынов тьмы» и «Благодарственные гимны». 

После первого же прочтения этих книг стало ясно, что речь идет о какой-то неизвестной ранее еврейской общине, в которой ученых привлек один поразительный факт – удивительное сходство духовного лидера общины, Учителя справедливости и евангельского Сына Божьего, Иисуса Христа.  

И.Крамской. Христос в пустыне.
И.Крамской. Христос в пустыне.

Похож "до галлюцинаций", как выразился известный семитолог, заведующий кафедрой иврита в Сорбонне проф. А. Дюпон-Соммер (André Dupont-Sommer). На заседании Парижской Академии в мае 1950 года он сказал приблизительно следующее:

"Основатель кумранской общины, выступающий в ее литературе под именем «Учителя справедливости», во многих отношениях является точным прообразом Иисуса Христа, особенно Христа пророка-мученика. Иисус из Назарета — самое удивительное, какое только можно себе представить, перевоплощение (или копия?!) Учителя справедливости.

Оба проповедуют покаяние, бедность, смирение, любовь к ближнему, целомудрие, оба призывают следовать закону Моисея, оба избранники и помазанники божии, оба предсказывают Иерусалиму гибель, потому что он не внемлет им и преследует их, оба враждуют со священнослужителями Храма, их обоих осуждают и казнят.

В обоих случаях важнейшими церемониями являются обряды погружения в воду и тайной вечери, совершаемые священниками. Во главе стоит человек, в Кумране его называли «надзирателем», у христиан «епископ», что в дословном переводе означает «надзиратель».

Обе церкви имеют коммунистическую основу: все принадлежит всем. Какой из церквей, кому из основателей принадлежит приоритет, кто из них на кого влиял? Этот вопрос допускает лишь один ответ. Учитель справедливости ("Основатель кумранской общины" - АТ) умер приблизительно в 65-63 г. до н. э., а Иисус Христос - около 30 г. н. э." [По книге - Г.Штоль, "Пещера у Мертвого моря"]

                                                            *   *   *   *   *

Эль Греко. Несение креста
Эль Греко. Несение креста

Кроме "всеобщей электрификации", телефонизации и прочей модернизации всего и всех, наше время отличается от библейских времен значительным количеством людей, сомневающихся, или даже полностью отрицающих существование Всевышнего. 

Это, естественно, придает особую остроту полемике вокруг проблемы отождествления главного положительного героя Кумранских рукописей "Морэ цедек" (иврит – Учитель Справедливости) с образом триединого христианского Бога, Иисуса Христа. 

Представители материалистического мировоззрения с удовлетворением приветствовали эту теорию, так как она давала необходимые аргументы для отрицания божественной сущности Христа, превращая его в литературный образ, созданный в рамках религиозной традиции. Существование реального человека, который умер своей смертью без дальнейших метаморфоз, разрушало центральную идею христианства – самопожертвование на кресте и последующее воскрешение.

В противовес этому многочисленные священнослужители и ученые, придерживающиеся религиозного мировоззрения, предлагали свои теории, объясняющие этот удивительный факт.

Известный теолог, почетный профессор Ветхого Завета (Пасадена, США) . Вильям ЛаСор (William LaSor) вполне резонно заметил (цитирую по книге И.Д.Амусин, Кумранская община)

«Вопрос, который волнует многих христиан, заключается в том, как все это (т.е. указанные выше совпадения АТ) могут быть связаны с  Божественным Откровением? С одной стороны, если Ветхий Завет является, а мы верим, что именно он является словом Бога, почему нас должно интересовать, что говорят кумранские рукописи? С другой стороны, если мы допускаем взаимосвязь между кумранскими рукописями и Новым Заветом, не отрицает ли это богооткровенную природу Нового Завета?» (LaSor, 1959, с.217)

Но факт —  сходство общинного устройства первых христиан и «Кумранской общины» бесспорно. Наиболее наглядно проявляется это в текстах "Дамасского документа" (апокриф, известный ранее в фрагментах, найденных в 1906 году в Каирской генизе и "Устава общины". В этих свитках достаточно полно раскрывается система организации и идеология её членов, наделявших себя эпитетами Новозаветной лексики: "избранники Божьи", "сыны Света", "нищие духом" и т.д. 

Нагорная проповедь. Израиль, Domus Galilaeae
Нагорная проповедь. Израиль, Domus Galilaeae

Не думаю, что сегодня любой прихожанин сможет объяснить, кто такие «нищие духом», но Иисус Христос в знаменитой Нагорной проповеди свободно пользуется этим определением. То есть его спутники понимали о чем он говорит, хотя нищенство в иудаизме не возводится в какой-то жизненный принцип. Как говорил наш незабвенный Шолом-Алейхем: "Не стыдно, но и гордится нечем".

Обращает внимание и то, что с христианским Новым Заветом совпадают не только сюжеты и лексика рукописей, но и общинное устройство секты. Она управлялась коллегией из 12 священников. Новозаветная Церковь также возглавлялась 12 апостолами. Готовя себя к приближению Царства Божьего, члены секты культивировали чистоту - нравственную, телесную и ритуальную.  Они носили белые одежды и постоянно совершали священные омовения.

Примеров таких совпадений множество. Идея целибата (обет безбрачия), которую проповедовал апостол Павел, тоже взята из представления секты о том, что безбрачие – добродетель, хотя это полностью противоречит иудаизму и первому завету Всевышнего: "Плодитесь, размножайтесь". 

Павел так не считал. В Первом Послании к коринфянам (7:32-34) он писал:

"Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.

Однако были и существенные различия. Называя себя "общиной Нового Завета", члены секты не ставили себе целью Союз с Богом всего человечества. В этом бесспорный приоритет Христианства. В секте были совсем другие представления о себе: избранность, особая обрядность, повышенная требовательность и строгое выполнение всех предписаний. Многие из этих идей стали впоследствии элементами монастырского мировоззрения.

Разница была и в отношении к Иерусалиму. В иудаизме, и у общины в том числе, пророчества о разрушении Храма не были чем-то необычным. Ещё пророк Михей, живший за 600-700 лет до Иисуса Христа предупреждал иудейскую знать: 

Густав Доре. Небесный Иерусалим.
Густав Доре. Небесный Иерусалим.
Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего (Храмовая гора) будет лесистым холмом. [Мих 3:9-12]

Не скупился на такие пророчества и Иисус, но в христианстве надежды обращались к Небесному Иерусалиму, нерукотворному "Граду Божьему". Евреи же всегда говорили о земном "Отстроенном Иерусалиме". До сих пор у евреев принято говорить пожелание: «В следующем году в отстроенном Иерусалиме».

Главное же отличие между идеями, выраженными в Кумранских рукописях и христианском Новом Завете, состоит, я думаю, в представлении о Мессии. По текстам Кумранских рукописей "Мессия должен прийти в конце дней для суда над миром зла и установления Царства Божьего на земле". В христианстве — Мессия уже пришел (Иисус Христос), но суд над миром зла не состоялся.

В заключение добавлю, свитки, естественно, вызвали в своё время серьёзные подозрения как поддельные. Их датировка была впервые определена в начале 50-х годов палеографически, так как для радиоуглеродного анализа требовалось слишком много материала, на котором они написаны. Но уже в конце 80-х годах усовершенствование метода позволило  определять С14 в микроскопических количествах. И тогда несколько образцов пергамента были разосланы в разные лаборатории мира. 

Результаты уточнили полученную ранее датировку: II век  до н.э. — середина I века н.э., а "Дамасский документ", который наиболее полно содержит историю организации и личность Учителя праведности — около 80 года до н.э., то есть задолго до появления Иисуса Христа.


promo otrageniya april 14, 06:25 67
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.