georgith55 (georgith55) wrote in otrageniya,
georgith55
georgith55
otrageniya

Categories:

Памяти Олега Куваева

 В   середине   70 –х годов  (когда   я  пишу  "прошлого  века"   хочется   завернуться   в  простыню   и  идти  на   кладбище),   в   журнале   «Юность»,   а   это   был   не   только   лучший   молодёжный журнал,   но   и   лучший   журнал   в   стране,     были   напечатаны   два   рассказа   неизвестного писателя. 


  Писатель   был   Олег   Куваев,   а   рассказы,   если   не   ошибусь,   «Берег принцессы Люськи»   и   второй,   посвящённый   памяти   альпиниста   Михаила Хергиани.   Я   конечно   нашёл  в   библиографии   название   этого   рассказа,  но   пусть   остаётся   так,  как   я   это   запомнил.   Кажется,   в   этом   же   номере   и   было   сообщено   о смерти   писателя.   Потом   я,   случайно,   приобрёл   сборник   его   повестей,   и   там   был   «Тройной полярный сюжет»,   потом    в   «Роман – газете» появился роман «Территория». В   последовательностях   я   могу   напутать,   и   напутать   значительно,   всё – таки     40    и более лет прошло.    Потом   был   фильм   по   роману,   сценарием,  приписанном   самому  Куваеву,      уже   ушедшему,    наивный   и  напыщенный,    с   привлечённым,   для    оправдания,    Донатасом Банионисом.   Но   и   Банионис   не   вытянул.    Сейчас этот   фильм   никто   и    не    помнит.      К  80 -летию   писателя   был   снят   новый   фильм   по  «Территории»,   с   Константином Лавроненко    в    роли   Чинкова,   и  другими,   не  последними  актёрами;    Егором  Бероевым,  Е.  Цыгановым,  Ольгой  Красько,    Ксенией    Кутеповой.   Те,  кто  Куваева   не   читал,   могут   смело  смотреть   фильм   и   он   им    может   понравится.    А  тем,   кто   читал   "Территорию"   фильм  лучше   не  смотреть.    Вот  цитата  из   Википедии   про  фильм   "Территория"   2014  года:       "В     прокате фильм провалился - при бюджете в полмиллиарда рублей собрано было в шесть раз меньше."         Провалился   не  потому   что   совсем   плох,    а  просто    то   время     перестало    быть   убедительным,   люди   не   понятны,   а  события   неинтересны.
      12  августа  этого  года  Олегу  Куваеву  исполнилось  бы  85  лет,   а  прожил  он  всего  40,   и   его  смерти   уже   больше  лет,  чем  его  жизни.
 Наверное,   на   Север,   в    геологию   и   в   литературу   Куваев   пришёл   одновременно.   Ни   о чём   другом    он   не   писал   и   другого   не   знал.   В  тех   редких   рассказах,   в   которых   не встречаются   слова   «геология, геофизика»,   «тайга, тундра, болото»   или   «Полярный круг»    его герои   мечутся   и   тоскуют   в   стенах   уютных   квартир   или   институтских   лабораторий,   в лучшем   случае – просто пьют!,   а   потом,   порвав   тоску    повдоль,    как    воблу,   вырываются   с полупустыми   карманами   в   Тбилиси   и   горы    (рассказ    "Эй, Бако!")   или   глухую   деревню дышать    жизнью.   Сейчас   бы  его  герой   уехал,   конечно,   в   Крым,    на   Ай-Петри,   в   Севастополь,     или  в   Абхазию.
Писатель   хорошо    знал    жизнь    своих   героев,   потому    что   была    и    его    жизнь.   Лётчики «малой авиации»   взлетающие   в   тумане   и    садящиеся   на   болота,   ориентирующиеся   по извивам   речек    и    определяющие   ветер    просунутым   в    форточку   пальцем.   Геологи - в своей   жизни   видевшие   больше   песцов   и    медведей    чем   людей,    исступленно    ищущие какой-то   камень,    например - касситерит,    как будто   это   молодильные    яблоки    или    ковчег Завета.    Одинокие    отшельники - лесорубы,   как    Мельпомен   и    Поручик,   потерявшие   Истину   среди    людей    и   не   нашедшие   её   среди   тайги.   А   ещё   добрые   и   злые авантюристы,   нечаянные   убийцы,    спившиеся    интеллигенты,   скучающие   лоботрясы, случайные    люди,   так   не   понявшие - зачем   они есть.
Но   это   не   самодовольные   индивидуалисты    Золотой   лихорадки,   герои   Джека   Лондона,   с   уже   народившимся   чувством    превосходства    над   всем   остальным    населением   Земли.   Герои    Куваева   это     не    иконописные   комсомольцы,   бредущие    по   грудь   в   воде   с   бревном   на   плече   и   бубнящие   сквозь   хрип - «Гренада моя..»,    неизвестно    откуда   появившейся   сознательностью   и    высокими   моральными   принципами.   И не    молодые   прорабы,   внедряющие   передовые   методы   производства   в   противодействие обомшелым   бюрократам – ретроградам.   Из   них   даже   от    премии   никто   не   отказывался,    как   в   известном   фильме.
 И,   тем   не   менее,    по   их   же   понятиям     и   словам    «главное – это   работа,   вернее, степень   её    интересности.    Всё    остальное – сопутствующие   явления».    Здесь    ключевые слова    «степень   интересности»,   в   них    и    здоровый     азарт,   и   творческий    эгоизм,   и   карьеризм   без   шкурничества,   и   оправдание      всегда   мокрых   портянок   и  отмороженных   рук.   Как   многим   из   нас,   за   весь    производственный   стаж,    так   и   не   удалось   достичь   даже   малой   степени   интересности   или   растерять   её    в   самом    начале.   То  же   самое   можно   сказать  словами   мудреца   :   "Найдите  себе  дело  по  душе  и  вы  никогда  не  будете  работать."     И    как   давлеет   сейчас   над всем    остальным - «за   интересность   не платят».
 Герои   Куваева   постоянно   нарушают   трудовую   дисциплину - пьют   на   работе   спирт   пополам с   чифиром,   нарушают   технику   безопасности - уходят   в   медвежью   тундру   без карабина,   и    уважение   у   них  достигается   не   весом   намытого   золота,   а   объёмом   перелопаченной земли.  А  золото,   как   раз   и   есть   «сопутствующее явление».   Многие  из   его   героев   люди   с «прошлым»,   с   кожей   густо   попорченной   шрамами   и   татуировками,   они   выясняют отношения    матом   и    кулаками,    но    именно   среди    них    прожил   часть    своей   недолгой    жизни    писатель    Олег   Куваев.   Он   их   хорошо   знал   и   любил   и   потому   самого    последнего   бездомного   пропойцу   наделил   искрой   чистой   деликатности   и    понятия    чести.
Таких   писателей   как   Олег   Куваев   больше   не   будет,   потому   что   они   не   нужны   нынешним    читателям.   И   нет   больше   той   страны   и,    возможно   и   скорее   всего,   скоро   не   будет   этой.   И   сам   Олег Куваев   не   вечен,   в   последний   раз   его,   может   быть,   вспомнят   в 100 летний   юбилей,  что   бы   забыть   окончательно.   Не  потому   что  закончится   романтика,   попросту   уйдёт   поколение   его   современников,   для   которых   ватник – это   тёплая    куртка,   а   не обидное   прозвище.    Наверное,  снимут   ещё  один  фильм,   в   котором   Чинков    предстанет  коррупционером,    продающим   результаты    исследований   китайцам,    а    Баклаков    и   Гурин    гомосексуалистами      связанными  противоестественными  отношениями  с  уголовниками    Седым   и    Кефиром,   Сергушова    правозащитницей   на  зарплате    ЦРУ,   а  начальник   участка    Монголов  - собирающим   дань   с  народов  Севера.      И  всё  меньше   пацанов   мечтают   стать  геологами    или  водолазами,    и  всё   чаще   охранниками,    росгвардейцами,  в  лучшем  случае  -  программистами.     И   это   нормально,   потому   что закономерно:   «Новые песни придумала жизнь.   Не надо ребята о песне тужить».          А  всё  же  -  жаль  того  времени.
Tags: georgith55, Литература
Subscribe
promo otrageniya апрель 14, 06:25 67
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 139 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →