Categories:

Свиток сокровищ

начало здесь

Попросили меня продолжить историю открытия и изучения Свитков Мертвого моря, и конкретно —  о так наз. Медном Свитке, самом загадочном из всех. 

Надо сказать, что в академических кругах старательно избегают говорить и писать на эту тему. Моветон. Слишком уж о приземленных, не судьбоносных проблемах этот свиток. Перечень каких-то фантастических кладов. «Сказки 1001 ночи», — как выразился руководитель раскопок о. Ролан де Во.  

Но — по порядку, и немножко — фон, на котором развивались события.

Оригинальные фрагменты медного свитка (в прямоугольных ячейках) и реконструкция (в рамке). Амман, Иордания.
Оригинальные фрагменты медного свитка (в прямоугольных ячейках) и реконструкция (в рамке). Амман, Иордания.

1. Немного истории

В 1953 году, после 6 лет «странствий» первых семи рукописей, найденных бедуинами в окрестностях Кумрана из наших палестин  (до Шестидневной войны Кумран был частью Иордании) до США и обратно; после  стихийных раскопок разных поисковых групп, включая местных кочевников, понявших огромную стоимость находок; после признания «академической общественностью» их подлинности совместными усилиями Департамента древностей иорданского правительства, Палестинского археологического музея (ныне — Музей Рокфеллера в Иерусалиме) и французской археологической Библейской школы (Иерусалим) была создана исследовательская группа для изучения и публикации этих манускриптов.

Члены исследовательской группы и гости во дворе "Палестинского археологического музея"
Члены исследовательской группы и гости во дворе "Палестинского археологического музея"

Слева направо: Пьер Бенуа, Клаус-Гунно Хунцингер, Иосиф Саад, Йозеф Милик, Ролан де Во, Джон Марко Аллегро, Жан Старкки и Джозеф Фицмайер. 

Замечу, что за исключением Дж. Аллегро и, присоединившегося позже профессора Гарвардского университета Дж. Страгнелла, все члены исследовательской группы были католическими священниками. Более того, хотя первым, кто определил  принадлежность этих рукописей еврейской Библии, был археолог и  специалист по палеографии, профессор Еврейского университета в Иерусалиме Элиэзер Сукеник, но ни одного еврея в исследовательской группе не было. Этому способствовали также далеко не самые мирные отношения между Израилем и Иорданией, на территории которой проходили раскопки.

А раскопки к тому времени велись весьма хаотически, без необходимых записей и привязки к местности.  Вот описание одного из таких конфликтов между бедуинами и археологами.

Вади Кумран. Пещера 1
Вади Кумран. Пещера 1
Вади Кумран. Пещеры 4,5,7-10
Вади Кумран. Пещеры 4,5,7-10

«В октябре 1951 г. представители племени та-амирех прибыли в Иерусалим и привезли с собой свитки, найденные в новой пещере. Отца де Во из Библейской школы и Хардинга в городе не оказалось, и бедуины решили обратиться к Джозефу Сааду, директору Рокфеллеровского музея. Саад потребовал показать ему место, где были найдены свитки. Бедуины ушли, решив посоветоваться, и более не возвращались.

Саад раздобыл джип, рекомендательное письмо от штатного археолога арабского легиона, захватил с собой несколько вооруженных людей и отправился к первой стоянке племени та-амирех за пределами Вифлеема, которую ему удалось найти. На следующее утро на пути в Вифлеем он увидел одного из тех людей, которые приходили к нему накануне. Саад без лишних церемоний решил похитить бедного бедуина.

Как только джип остановился, Саад окликнул бедуина и потребовал от него сообщить информацию о пещере. В глазах араба мелькнул страх, и он сделал вид, что собирается убежать. Тогда солдаты, выскочив из джипа, преградили ему путь. Затем, когда Саад едва заметно кивнул головой, они схватили араба и втолкнули его в кузов джипа. Водитель включил мотор, и они помчались по дороге в обратном направлении.

... В Иерусалим Саад возвратился лишь на следующее утро. Измученный долгой экспедицией (которая включала в себя 14-часовой пеший переход), он заснул. Проснувшись в конце дня, он обнаружил, что в Иерусалиме поднялся настоящий бунт. Друзья бедуина разнесли весть о том, что его похитили и бросили в тюрьму. Один наблюдатель заметил даже, что применение военной силы было ошибкой, которая заставила владельцев спрятать имевшиеся у них документы, а бедуинов – быть более осторожными, сообщая о своих находках.» (Майкл Бейджент)

C созданием исследовательской группы положение несколько изменилось, но и в этом случае за поиск необследованных пещер и обнаружение артефактов отвечали нанятые рабочие-бедуины, а это давало возможность утаивать некоторые находки. Фрагменты рукописей и другие артефакты ещё долго появлялись на черном рынке и приобретение даже сантиметрового фрагмента было большой удачей, и в любом музее мира занимал достойное место.

Конечно, Израиль прилагал все усилия (и финансовые в том числе), чтобы собрать максимум «гуляющих» отрывков, и сегодня почти все находки сосредоточены в Музее Рокфеллера и стали доступны всему ученому сообществу не только как факсимиле, но и в оцифрованном виде. Вне Израиля, в Аммане (Иордания), находится лишь «Медный свиток», о котором, после такого долгого вступления, я хотел рассказать.

2. Медный свиток

Анри де Контенсон
Анри де Контенсон

В отличие от большинства находок, «Медный свиток» нашли не безымянные бедуины, а археолог Анри де Контенсон, который возглавлял группу из 10 нанятых рабочих. Группа работала в пещере, обозначенной потом как «Пещера №3». За десять дней они ничего не нашли и, когда люди готовы были сдаться, Контесон заметил в углу пещеры, что-то совсем не похожее на лежавшие вокруг камни. 

Сам Контенсон вспоминает:

  «Прямо у входа в пещеру, справа был нерасчищенный участок. Там и лежали два больших позеленевших предмета. Это было просто невероятно. Я никогда не видел ничего похожего на этот Медный свиток».

Медный свиток
Медный свиток

Свитки лежали просто на земле. На его внутренней стороне виднелся текст на иврите, но развернуть свиток было невозможно. Со временем все следы металла исчезли, остался только тонкий слой очень хрупких и перемешанных с песком медных солей. А ведь авторы выбрали этот очень трудоемкий способ записи — гравировка на металле — в расчете на долговечность, но реальность оказалась совсем другой. 

Прямо в пещере свитки залили раствором целлулоида и аккуратно доставили в Иерусалим. Пока ученые искали способ их раскрыть, сами свитки, в целлулоидной упаковке, поместили для всеобщего обозрения в музее Рокфеллера. 

Там с ними впервые и познакомился профессор Геттингенского университета Карл Георг Кун. Разрешения взять свитки в руки он не получил, и часами простаивал около витрины, изучая замысловатые знаки. Надо иметь в виду, что видел он зеркальное изображение букв, ведь текст вычеканен на внутренней стороне свитка. Тем не менее, он сумел разобрать отдельные слова: "зарыто"… "копай"… "локтей"… "серебро", - и пришел к заключению, что это инвентарный список, зарытых в землю сокровищ. Это было неожиданно и никто не принял эту версию всерьёз.

За три с половиной года дело так и не сдвинулось с места. Для разрезания свитков требовалась хорошо оборудованная лаборатория и тут вступил в игру Дж. Аллегро, хорошо знакомый с возможностями Манчестерского университета, где он получил степень бакалавра. Но иорданские власти боялись выпустить из рук такую бесценную реликвию прошлого. На помощь пришел другой англичанин Джеральд Хардинг , который был в то время директором Департамента древностей. И Аллегро сосватал на эту работу, но не в университете, а в Технологическом колледже.

Проф. X. Райт-Бейкер разрезает Медный свиток
Проф. X. Райт-Бейкер разрезает Медный свиток

На самодельной установке, собранной из списанного оборудования, профессор инженерной механики доктор Х. Райт-Бейкер сделал, казалось невозможное: рулон был распилен на отдельные полоски, причем с такой аккуратностью, что было повреждено не более 5% текста.

Как я уже писал, Медный свиток – не литературное произведение. Он написан на разговорном иврите, но его расшифровка в отдельных случаях оказалась сложнее произведений, написанных "высоким стилем" философских трактатов. Вот, что пишет об этом Дж. Аллегро, автор перевода на английский язык:

"Нашу работу осложняет также то обстоятельство, что мы не располагаем достаточно обширной технической ивритской терминологией. На первый взгляд этот факт может вызвать недоумение, особенно, если вспомнить о словарном богатстве Ветхого завета (ТАНАХ'а – АТ). На самом же деле слов, почерпнутых из Библии, нам едва ли хватило бы на один день с его мирскими заботами.

В самом деле, как часто встречаются в Библии такие ежедневно употребляемые слова как "выгребная яма", "сточная канава" и др. выражения, малопригодные для проклятий, благословений и проч. обращений к Всевышнему? А всякие клише, которые были понятны любому встречному, но оставшиеся в устной речи, и не записанные ни в поучениях Талмуда, ни в Аггадот наших мудрецов? В свитке речь шла в основном канавах, колодцах, подземных ходах, водостоках и меньше всего о судьбах рода человеческого. 

Обложка книги Дж. Аллегро
Обложка книги Дж. Аллегро

Поэтому ни Дж. Аллегро, ни официальное издание текста с факсимиле, переводом, введением и комментарием, осуществленное отцом Миликом в 1962г, не претендуют на абсолютную точность перевода и предлагают считать сделанную работу предварительной.

И хотя такое предупреждение, или как стало модным выражаться, дисклеймер, как бы снимает с авторов ответственность за возможные неточности перевода, говорить о содержании Медного свитка в академических кругах не принято.  

Детективно-приключенческий жанр? Фольклор? Прототип сказок 1001 ночи? Апокриф с описью мнимых сокровищ Иерусалимского храма, или, как считал проф. Кун, описание действительных сокровищ таинственных ессеев, у которых, как известно, существовала общность имущества, составленного из частной собственности каждого принятого в общину. Что это? 

Кстати, если это действительных опись реальных сокровищ (неважно чьих?), почему свиток валялся в углу пещеры, как бы без надобности? Ведь речь идет о невероятных, сказочных богатствах. 

Вот всего несколько фрагментов оттуда в интерпретации Дж. М.Аллегро:

"(колонка I, №3)В большой цистерне, которая во Дворе перистиля, в облицовке её дна сокрыты в углублении против верхнего отверстия: девятсот талантов[1]...

(колонка II, №7)В углублении старого Дома дани на Плите цепи: шестьдесят пять слитков золота...

(колонка VIII, №37)На стерне Шаве, обращенной к юго-западу, в подземном ходе, выходящем на север, зарыто на 24 локтя: шестьдесят семь талантов...

(колонка X, №47)В водоеме, который в Бет Керем, десять локтей на его левой стороне, как войдешь: шестьдесят два таланта серебра...

(колонка XII, №58)В горе Геризим под входом верхней шахты: один сундук и его содержимое, и шестьдесят талантов серебра...

(колонка XII, №60)В Большом стоке Чаши: утварь Дома чаши всего весу там: 71 талант двадцать мин. "
Медный свиток, разрезанный на сегменты
Медный свиток, разрезанный на сегменты

И такой сухой перечень, без эмоций и витиеватости на протяжении всех 12 колонок, составляющих свиток. Нетрудно подсчитать, что всего там набирается порядка 4500 талантов золота и серебра. Общий вес драгоценных металлов – 185 тонн, если считать, как это принято, 1 талант~ 40 кг! (Для сравнения, официально объявленный золотой запас России на 2012г - 883,3т). Все это больше похоже на сказку. 

К сожалению, детальное описание мест зарытых сокровищ не помогло ни археологам, ни искателям кладов: где та "большая цистерна во дворе перистиля", которая упоминается в свитке (см. колонка I, №3)? Как отличить использование название местности Шаве (иврит = равный/ровный) от нарицательного имени "шаве" – равнина (колонка VIII, №37)? 

До сих пор не было обнаружено ничего из перечисленного в Медном свитке, который, вполне заслуженно, мог бы называться "Свитком сокровищ" и дополнить длинный список схем и карт потаенных кладов минувших эпох. Хотя и говорят, что не нашли, потому что на протяжении веков уже всё забрали, но... слухами земля полнится, и, если бы даже некоторая часть кладов (тонны, судя по свитку!) были найдены, то что-то, 1-2 случая хотя бы, стали известными. 

Есть некоторые свидетельства того, что в районе Иерихона в средние века, возможно, находили свитки, но не сокровища. 

см продолжение «Где деньги, Зин?»

promo otrageniya april 14, 06:25 67
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.