Наташа (nataha4) wrote in otrageniya,
Наташа
nataha4
otrageniya

Category:

Две встречи

В конце Большой войны американцы и англичане разбомбили немецкий город Дрезден. Зачем, почему - не понятно. Не было там военных объектов, а были культурные ценности мирового значения. Мало того, был там концлагерь, в том числе и для американских и английских пленных. Говорят, разбомбили по ошибке. Бывает. Немецкие города похожи сверху. Только по ошибке полностью разрушили центр города и убили 30 тыс мирных жителей, среди которых было много беженцев, спасавшихся от нашего наступления. А беженцы ясно кто - женщины и дети. Мужчины воевали.

Благодаря то ли немецкой разведке, то ли немецкой предусмотрительности почти все ценности были своевременно вывезены и спрятаны. В том числе сокровища знаменитой Дрезденской картинной галереи. И спрятаны они были не где-нибудь, а в том самом старинном замке неподалеку от города, где обретался концлагерь для союзников - своих-то, чай, бомбить не станут. Часть картин была спрятана в каменоломне, в шахте, в монастыре, но все - глубоко под поверхностью.

Освобождали Дрезден наши войска. Освободили и концлагерь, а в глубоких подвалах обнаружили картины. Такие трофеи в карманах не унесёшь, доложили по начальству, и стали эти картины трофеем государственным. И уехали в Москву и Киев. Многие картины из-за сырости подвалов попортились, и реставраторы СССР принялись за работу. Всё это в тайне от союзников, мировой общественности и своего народа.

А в 1955 году Н.С.Хрущев из политических соображений решил вернуть отреставрированные сокровища немцам, в ГДР. Мол, мы не крали, мы спасали. Перед возвращением в музее им.Пушкина в Москве была открыта выставка - для своих граждан и для международного резонанса.

Со всей страны в Москву хлынули люди - если была возможность хоть где-то переночевать. Подмосковье наезжало ежедневно. В выходные очереди были суточные, в будни - многочасовые. По улице очередь тянулась на километры. Понятно же: не сейчас, значит никогда. (Всего выставку посетили 1 200 000 человек)

В один из дней в этой очереди стояла маленького роста девочка 14 лет и безумно страдала от прямых лучей палящего солнца. Но не уходила, ведь если не сейчас, значит никогда. И вот наконец относительная прохлада музейного зала. По залу на расстоянии полуметра от стен протянуты оградительные канаты, примерно в двух метрах от них ещё ряд канатов. По этому канатному коридору медленно течёт толпа со свёрнутыми налево шеями. Остановиться нельзя, поток не позволит. Девочке то видно что-то, то спины взрослых загораживают. Как-то сумела протиснуться к переднему канату, вцепилась двумя руками и так и передвигалась, прицепленная. И вдруг застыла с перехваченным дыханием. Перед ней была "Шоколадница" Лиотара.

Толпа стала подталкивать, потом ругать. Девочка нырнула под канат и встала по ту сторону, по-прежнему крепко за него держась. Слава маленькому росту, картина висела достаточно высоко, девочка не загораживала. Сзади слышны реплики проходящих: "А вода-то, вода в стакане, как будто настоящая", "Посмотрите, как прорисована каждая складка на юбке и фартуке", "И видно, что не глажены, только из сундука достала", "Потрясающая картина". Девочка скользнула взглядом по одежде, чуть дольше задержалась на стакане с водой, заодно и на чашку взглянуть, странная какая, со стеклянным подстаканником что ли, а как же ручка снаружи, или это чашка такая двойная, и шоколад в самый край, такой не донесёшь, не расплескав - и снова вперилась в лицо. В лицо, в спину, во всю фигуру. Девочка не думала о том, что же её заворожило, не спрашивала себя, почему. Она не была ни в шоке, ни в трансе, всё видела, всё слышала, но не могла, или не хотела шевельнуться. Соляной столб.

Потом, через сколько то минут, спокойно прошла мимо Сикстинской мадонны - ничего особенного, чтоб уж так восхищаться.

Шоколадница не снилась, но перед глазами возникала часто.

Прошло 4 года. Бывшую девочку как политически подкованную и благонадёжную комсомолку выдвинули на участие в физкультурном первомайском параде на Красной площади. Два месяца изнурительных вечерних, а по выходным дневных тренировок, выдана, вернее продана спецодежда - голубое платьице с короткими рукавами фонариком и туфли-тапочки, репетиция на Красной площади, и вот уже благонадёжная комсомолка стоит в толпе таких же девушек и юношей на площади Революции слева от Исторического музея, ожидая времени начала физкультурного парада. Идёт снег, пронизывающий ветер треплет лёгкое платьице и мочит картонные туфельки. А с другой стороны Исторического музея на Красную площадь проходит военная техника. Все тянут головы, интересно же, девушки подпрыгивают, чтобы разглядеть и заодно хоть немного согреться, а моя героиня и не пробует, она почти не подросла за 4 года.

И вдруг прямо рядом с ней двое парней поднимают на плечи какую-то девушку, сомкнулись плечами и посадили между своими головами. Это шок. Для всех. Это аморально, безнравственно и совершенно невозможно публично. Не может быть, потому что не может быть никогда. В толпе ропот, преимущественно девичий, но и юноши ворчат. Ропот усиливается и вот уже вполне громко в адрес девушки летят всякие слова, самое безобидное из которых "бесстыдница". А маленькая благонадёжная комсомолка снова превратилась в соляной столб. На плечах у ребят сидит не девушка, а королева! Это лицо! Этот взгляд! Эта прямая спина! Эта внутренняя свобода, чувство собственного достоинства и полное равнодушие к мнению толпы! И ни капли высокомерия! Таких лиц тогда не было. И на это лицо постепенно наплывает другое - четырёхлетней давности. И одета Шоколадница не в костюм служанки, а в королевскую одежду. Так вот что тогда приворожило - внутренняя свобода. Та, которой не было у девочки. Та, которая вот прямо сейчас проклюнулась в благонадёжной комсомолке и позволила переплавить спонтанно возникшее осуждение в восхищение девушкой, сидящей на плечах парней.

Прошло ещё 54 года. По залу Дрезденской галереи в Цвингере семенит маленькая смешная старушка - сначала к Шоколаднице. А справа и слева в поле зрения попадают старые знакомые:  Мальчик, так похожий на девочку

О чем-то размышляющий юноша

О, и ты, когда-то явившаяся в очень странном сне, здесь

"Подождите, ребята, я обязательно с вами поздороваюсь, но попозже. Меня тут давняя подружка заждалась".

"Здравствуй, милая! Ой! Как же так? Что случилось с тобой? Куда делась твоя внутренняя свобода? Неужели тогда - ошибка? Или... Или просто я стала свободнее тебя..."

Окружность длиною в 58 лет замкнулась.

-------------------------

В этот раз Сикстинская мадонна произвела-таки впечатление на старушку. Эти скорбные губы и боль в глазах она не раз видела в зеркале.

А ещё старушка была рада впервые увидеть автопортрет Лиотара в восточной одежде. Веселый дядечка и тоже абсолютно свободный от мнения толпы.

Все картинки найдены в интернете в открытом доступе. В Галерее фотографировать запрещено.
2013 год

Tags: !Выбор дня, !Культура, nataha4, Авторский текст, Искусство
Subscribe
promo otrageniya апрель 14, 06:25 69
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 66 comments