Наташа (nataha4) wrote in otrageniya,
Наташа
nataha4
otrageniya

Category:

Две встречи

В конце Большой войны американцы и англичане разбомбили немецкий город Дрезден. Зачем, почему - не понятно. Не было там военных объектов, а были культурные ценности мирового значения. Мало того, был там концлагерь, в том числе и для американских и английских пленных. Говорят, разбомбили по ошибке. Бывает. Немецкие города похожи сверху. Только по ошибке полностью разрушили центр города и убили 30 тыс мирных жителей, среди которых было много беженцев, спасавшихся от нашего наступления. А беженцы ясно кто - женщины и дети. Мужчины воевали.

Благодаря то ли немецкой разведке, то ли немецкой предусмотрительности почти все ценности были своевременно вывезены и спрятаны. В том числе сокровища знаменитой Дрезденской картинной галереи. И спрятаны они были не где-нибудь, а в том самом старинном замке неподалеку от города, где обретался концлагерь для союзников - своих-то, чай, бомбить не станут. Часть картин была спрятана в каменоломне, в шахте, в монастыре, но все - глубоко под поверхностью.

Освобождали Дрезден наши войска. Освободили и концлагерь, а в глубоких подвалах обнаружили картины. Такие трофеи в карманах не унесёшь, доложили по начальству, и стали эти картины трофеем государственным. И уехали в Москву и Киев. Многие картины из-за сырости подвалов попортились, и реставраторы СССР принялись за работу. Всё это в тайне от союзников, мировой общественности и своего народа.

А в 1955 году Н.С.Хрущев из политических соображений решил вернуть отреставрированные сокровища немцам, в ГДР. Мол, мы не крали, мы спасали. Перед возвращением в музее им.Пушкина в Москве была открыта выставка - для своих граждан и для международного резонанса.

Со всей страны в Москву хлынули люди - если была возможность хоть где-то переночевать. Подмосковье наезжало ежедневно. В выходные очереди были суточные, в будни - многочасовые. По улице очередь тянулась на километры. Понятно же: не сейчас, значит никогда. (Всего выставку посетили 1 200 000 человек)

В один из дней в этой очереди стояла маленького роста девочка 14 лет и безумно страдала от прямых лучей палящего солнца. Но не уходила, ведь если не сейчас, значит никогда. И вот наконец относительная прохлада музейного зала. По залу на расстоянии полуметра от стен протянуты оградительные канаты, примерно в двух метрах от них ещё ряд канатов. По этому канатному коридору медленно течёт толпа со свёрнутыми налево шеями. Остановиться нельзя, поток не позволит. Девочке то видно что-то, то спины взрослых загораживают. Как-то сумела протиснуться к переднему канату, вцепилась двумя руками и так и передвигалась, прицепленная. И вдруг застыла с перехваченным дыханием. Перед ней была "Шоколадница" Лиотара.

Толпа стала подталкивать, потом ругать. Девочка нырнула под канат и встала по ту сторону, по-прежнему крепко за него держась. Слава маленькому росту, картина висела достаточно высоко, девочка не загораживала. Сзади слышны реплики проходящих: "А вода-то, вода в стакане, как будто настоящая", "Посмотрите, как прорисована каждая складка на юбке и фартуке", "И видно, что не глажены, только из сундука достала", "Потрясающая картина". Девочка скользнула взглядом по одежде, чуть дольше задержалась на стакане с водой, заодно и на чашку взглянуть, странная какая, со стеклянным подстаканником что ли, а как же ручка снаружи, или это чашка такая двойная, и шоколад в самый край, такой не донесёшь, не расплескав - и снова вперилась в лицо. В лицо, в спину, во всю фигуру. Девочка не думала о том, что же её заворожило, не спрашивала себя, почему. Она не была ни в шоке, ни в трансе, всё видела, всё слышала, но не могла, или не хотела шевельнуться. Соляной столб.

Потом, через сколько то минут, спокойно прошла мимо Сикстинской мадонны - ничего особенного, чтоб уж так восхищаться.

Шоколадница не снилась, но перед глазами возникала часто.

Прошло 4 года. Бывшую девочку как политически подкованную и благонадёжную комсомолку выдвинули на участие в физкультурном первомайском параде на Красной площади. Два месяца изнурительных вечерних, а по выходным дневных тренировок, выдана, вернее продана спецодежда - голубое платьице с короткими рукавами фонариком и туфли-тапочки, репетиция на Красной площади, и вот уже благонадёжная комсомолка стоит в толпе таких же девушек и юношей на площади Революции слева от Исторического музея, ожидая времени начала физкультурного парада. Идёт снег, пронизывающий ветер треплет лёгкое платьице и мочит картонные туфельки. А с другой стороны Исторического музея на Красную площадь проходит военная техника. Все тянут головы, интересно же, девушки подпрыгивают, чтобы разглядеть и заодно хоть немного согреться, а моя героиня и не пробует, она почти не подросла за 4 года.

И вдруг прямо рядом с ней двое парней поднимают на плечи какую-то девушку, сомкнулись плечами и посадили между своими головами. Это шок. Для всех. Это аморально, безнравственно и совершенно невозможно публично. Не может быть, потому что не может быть никогда. В толпе ропот, преимущественно девичий, но и юноши ворчат. Ропот усиливается и вот уже вполне громко в адрес девушки летят всякие слова, самое безобидное из которых "бесстыдница". А маленькая благонадёжная комсомолка снова превратилась в соляной столб. На плечах у ребят сидит не девушка, а королева! Это лицо! Этот взгляд! Эта прямая спина! Эта внутренняя свобода, чувство собственного достоинства и полное равнодушие к мнению толпы! И ни капли высокомерия! Таких лиц тогда не было. И на это лицо постепенно наплывает другое - четырёхлетней давности. И одета Шоколадница не в костюм служанки, а в королевскую одежду. Так вот что тогда приворожило - внутренняя свобода. Та, которой не было у девочки. Та, которая вот прямо сейчас проклюнулась в благонадёжной комсомолке и позволила переплавить спонтанно возникшее осуждение в восхищение девушкой, сидящей на плечах парней.

Прошло ещё 54 года. По залу Дрезденской галереи в Цвингере семенит маленькая смешная старушка - сначала к Шоколаднице. А справа и слева в поле зрения попадают старые знакомые:  Мальчик, так похожий на девочку

О чем-то размышляющий юноша

О, и ты, когда-то явившаяся в очень странном сне, здесь

"Подождите, ребята, я обязательно с вами поздороваюсь, но попозже. Меня тут давняя подружка заждалась".

"Здравствуй, милая! Ой! Как же так? Что случилось с тобой? Куда делась твоя внутренняя свобода? Неужели тогда - ошибка? Или... Или просто я стала свободнее тебя..."

Окружность длиною в 58 лет замкнулась.

-------------------------

В этот раз Сикстинская мадонна произвела-таки впечатление на старушку. Эти скорбные губы и боль в глазах она не раз видела в зеркале.

А ещё старушка была рада впервые увидеть автопортрет Лиотара в восточной одежде. Веселый дядечка и тоже абсолютно свободный от мнения толпы.

Все картинки найдены в интернете в открытом доступе. В Галерее фотографировать запрещено.
2013 год

Tags: !Выбор дня, !Культура, nataha4, Авторский текст, Искусство
Subscribe
promo otrageniya april 14, 06:25 62
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments