Category:

Сколько "мозговни" человеку надо?

Если кто-то надеется прочитать здесь развернутый ответ на поставленный в заглавие вопрос, спешу его разочаровать — однозначного ответа я не знаю, но есть некоторые нюансы, о которых хочу рассказать.

Интуитивно мы понимаем, что есть связь между размерами мозга и умственными способностями, но полной корреляции нет. Так, хотя абсолютный размер мозга дельфина почти такой же, как у человека, а у слона в 3-4, у китов - даже в 6-7 раз больше, умственные способности этих животных сильно уступают человеческим.

Сравнение размеров мозга представителей животного мира
Сравнение размеров мозга представителей животного мира

Дело в том, что мозг - это не только "Источник мыслей", как образно назвал его автор одноименной книги американский нейрофизиолог Эндрю Куб (Andrew Koob, PhD, "The Root of Thought"), но, прежде всего, —  регулятор всех функций живого организма. Поэтому, естественно требование: чем больше тело, тем больше размер мозга. Однако для сравнительной оценки качества мозга лучше коррелирует так называемый коэффициент энцефализации, EQ, который определяется как отношение массы мозга животного к массе его тела.  

Список позвоночных по убыванию EQ
Список позвоночных по убыванию EQ

По этому критерию живые организмы расположились приблизительно в том же порядке, как они проходят различные тесты на интеллект: вначале человек, а потом дельфины, обезьяны, слон и т.д. (Кстати, у новорожденного младенца EQ=14,0!, а у лошади, про которую говорят «Пусть лошадь думает  у неё голова большая», EQ=0.7-0.9)

Обратите внимание, что увеличение размера мозга, необходимое для управления бОльшим телом, часто сопутствует более высокому интеллекту. Такой вот неожиданный бонус.

Однако, этот вывод не применим к человеку - его мозг значительно больше, чем того требуют его габариты, то есть, такое его увеличение вызвано не только  размерами тела. А чем же? 

Когда и почему наш древний предок обзавелся таким необычным и, на первый взгляд, не представляющим никакой угрозы для окружающих его мамонтов, носорогов, саблезубых кошек и прочей не самой дружелюбной фауны, органом?

На вопрос «когда» ответить не сложно. На основании фактических данных конкретных черепов российский антрополог С. Дробышевский составил график изменения объема черепа человека и его предков за последние 3,5 млн. лет (см. А.Марков, "Сопротивление науке"). 

На графике хорошо виден необычайно быстрый рост мозга, начавшийся 2 млн. лет назад у наших предков, первых представителей рода Homo, которые имели в то время такой же объем мозга, как у современного шимпанзе (около 450 куб.см), т.е. вполне достаточного для управления телом. 

Более того, видно также, что этот рост активно продолжался до 20-30 тыс. лет назад. За это время объем мозга увеличился в 3 раза. Это огромное увеличение и, по эволюционным меркам, очень быстрый рост энергетически очень дорогого органа. К тому же, он создает проблемы в жизненно важном процессе - большая голова затрудняет рождение детенышей. 

Такое возможно только в том случае, если существует очень мощное давление отбора, то есть увеличение мозга должно выдавать очень большое преимущество тем индивидуумам, у которых он был чуть больше, чем у других.

Итак, на вопрос, когда это началось, антропологи ответили вполне определенно - порядка 2-х млн лет назад. А зачем? Какие эволюционные преимущества получила та обезьяна, у которой появилась мутация роста мозга?

"Труд сделал из обезьяны человека"(?)
"Труд сделал из обезьяны человека"(?)

Еще два столетия назад Фридрих Энгельс предположил, что в процессе эволюции человека создал труд. Его знаменитая формула: "труд сделал из обезьяны человека" — была практически единственным объяснением появления человека. 

Однако недавно обнаруженные следы использования каменного орудия на костях животных, которым почти 3,5 млн лет  (раскопки в Дикике, Эфиопия), т.е. задолго  до того, как наметились первые признаки роста мозга, ставят это утверждение под сомнение.

Вообще в животном мире орудийная деятельность не такое редкое явление, как нам кажется. Слоны отгоняют ветками мух, а если сломанная ветка слишком велика, они кладут ее на землю и, придерживая ногой, отрывают хоботом часть нужного размера. 

Хорошо известно использование подсобных средств среди птиц, которые с помощью щепок и веточек достают из под коры деревьев аппетитных личинок, или разбивают орехи, сбрасывая их с высоты. 

Я и сам неоднократно наблюдал, как вороны, взлетая на провода, сбрасывали вниз орехи. И всегда - на проезжаю часть дороги, там, где асфальт. Вряд ли это врожденная особенность, ведь асфальтовые дороги появились совсем недавно.

Антрополог Дуайт Рид из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе приводит в качестве примера процесса обучения колку орехов у шимпанзе с помощью камня-молотка. В некоторых популяциях диких шимпанзе из поколения в поколение на протяжении тысячелетий (!) передается такое умение колоть орехи. "Тысячелетия" — это не фигура речи, а археологически подтвержденный факт. Шимпанзе из года в год колют орехи в одних и тех же местах, что приводит к формированию культурных слоев с ореховой скорлупой и характерными обломками камней. Это обстоятельство привело даже к появлению новой удивительной научной дисциплины — археологии шимпанзе.

И вот, несмотря на все "тысячелетия" колка орехов у шимпанзе не стала врожденным поведением — это настоящая культурная традиция. Молодые обезьяны учатся этому у матери или у старших товарищей, и, судя по всему, им требуются немалые усилия, чтобы овладеть этой наукой. Шимпанзе, живущие в неволе, обычно не могут сами догадаться, как вскрыть орех, даже если им предоставить в изобилии и орехи, и подходящие камни. Ведь это достаточно сложный процесс, так как предполагает умение манипулировать сразу двумя, а то и тремя объектами.

Обложка книги "Рекурсивное мышление"
Обложка книги "Рекурсивное мышление"

Но максимум, что вмещается в самую продвинутую голову животного - это возможность последовательно контролировать свои действия не более, чем над тремя связанными между собой объектами. Рекурсивное мышление самой сообразительной обезьяны не может одновременно вместить более двух-трех концепций. 

Здесь следует заметить, что рекурсивное мышление человека охватывает шесть-семь объектов и это, прежде всего, результат бОльшего объема памяти, бОльшего мозга. Говоря терминами современности «Чтобы стать людьми, обезьянам не хватает рабочей памяти».

Всё это привело современных антропологов к выводу, что «к числу наиболее вероятных причин роста мозга наших предков следует относить, прежде всего, изменение социальных отношений. То есть мозг стал орудием решения социально-ориентированных задач» (А.Марков)

Успех стал зависеть от того, насколько эти отдельные первые Homo умнее, хитрее других в группе, насколько они способны просчитать мотивы поступков и предсказать реакции своих соплеменников, чтобы повысить за счет этого свой собственный статус и, соответственно, получить преимущественный доступ к пище, к половым партнерам и гарантировать в итоге больше потомков.

Изготовление каменных орудий задача не простая и несомненно способствовала развитию мозга, но этого было недостаточно. Сексуальной привлекательностью мозг тоже не обладает - если бы большая голова стала признаком сексуальной привлекательности, разрастались бы кости черепа, а не потребляющая огромное количество калорий, очень дорогая для организма нервная ткань мозга. Однако объем мозга увеличивался, а для этого нужны были сильные положительные обратные связи, поддерживавшие эту тенденцию.

Обложка книги "Machiavellian Intelligence"
Обложка книги "Machiavellian Intelligence"

Исходя из этих рассуждений, а также как следствие открытия в мозгу зеркальных нейронов, которые возбуждаются не только при выполнении определённого действия, но и при наблюдении за выполнением этого действия другим индивидуумом. Это позволило понять нейрофизиологические основы подражания и сопереживания.

В конце 80-х годов  появилась так наз. теория Макиавеллианского интеллекта. 

В основе этой теории — способность понимать образ мышления себе подобных* и благодаря этому занимать высокое место в социальной иерархии.

  • В русскоязычной литературе можно встретить термин "понимание чужого сознания" (Косоногов В.), что на мой взгляд довольно точно определяет изменения, произошедшие в мозгу.

Оказалось, что "заслужить почет и уважение в обществе" можно не только с помощью "клыков, рогов и копыт". Понимание менталитета, сопереживание эмоциональному состоянию другого человека тоже обеспечивают его обладателю привлекательность в выборе полового партнера и открывает дорогу к репродуктивному успеху. 


promo otrageniya april 14, 06:25 62
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.