arktal wrote in otrageniya

Categories:

Неожиданная Голландия - 2

начало здесь

Голландия музейная. Эшер.

К сожалению, это сейчас я понимаю - надо было больше посмотреть город, каналы, парки, узкие улочки, маленькие кафе и большие летние террасы на площадях, но тогда, в самом начале путешествия, нам не терпелось увидеть главное, отмеченное во всех путеводителях и Википедиях мира -  музей Морицхауз (Mauritshuis). 

Но он был закрыт на ремонт (сейчас уже открыт), о чем мы прочитали ещё дома, в Израиле, а картинные галереи и музеи Голландии — это must! И вот, в самый первый день, сразу после самолета, поезда и распаковки чемоданов, мы отправились в музей Эшера (M. C. Esher), тем более, что он был рядом.

Музей М.К.Эшера
Музей М.К.Эшера
  • Замечу в скобках. В Голландии сегодня можно купить музейную карту (Museumkaart), которая дает право на неограниченное число посещений почти всех музеев в Голландии.  «Сегодня» я выделил, потому что недавно правила пользования этой картой изменились и она выдается на год, но с некоторыми ограничениями (см. здесь). Мы же купили на месяц без всяких ограничений и часто во время дождя просто шли в музей.

Про необычный талант нидерландского художника-графика Мауриса Корнелиса Эшера (1898-1972) надо читать отдельно. Здесь, например, "Математическое искусство М.К. Эшера". Писать о нем, моих знаний ни искусствоведческих, ни в математике явно недостаточно, но знакомство с его работами  произошло именно из-за математики. Внук учил топологию и пытался объяснить мне, что это такое? Из его рассказов я понял, что Эшер больше всего подходит для иллюстрации этой области математики, и с тех пор - это один из любимых художников внука. Ну и мой, конечно. :)

Вот картина Эшера, которую мы ему подарили по случаю защиты диплома

М. Эшер
М. Эшер

Я не часто пользуюсь сленгом, но здесь точно «крышу сносит». Что происходит на картине лучше всего объясняется словами автора:

"Drawing is deception" "Рисовать — значит обманывать" (М. Эшер)
  • Кстати, так воспринималось искусство в период раннего христианства, и это было одним из оснований для уничтожения огромного количества римских и греческих скульптур и фресок. Нельзя обманывать!  

Тематическая выставка в музее называлась "Вечность и бесконечность". В математической интерпретации - "Пространство и время". Не знаю, оперировал ли Эшер такими понятиями, ведь специального математического образования он не имел, но его знаменитые "Красные муравьи", которые ползут по поверхности ленты Мёбиуса, и, никогда не переползая на противоположную сторону, находятся одновременно с двух сторон ленты, лучше любых слов демонстрируют одну из удивительных загадок - двумерность пространства. 

Красные муравьи. М.Эшер
Красные муравьи. М.Эшер

Эшера интересовали самые простые, априори всем понятные, и в то же время необыкновенно сложные вопросы: "Откуда берется объем на листе бумаги и, как он превращается в плоскость?" Так появляются загадочные картины вроде знаменитой "Рисующие руки":

Рисующие руки. М.Эшер
Рисующие руки. М.Эшер

В музее Эшера были рисунки, которые я видел впервые - его ранние работы, пейзажи Италии, Испании, в которых уже заметны его будущие попытки понять, "откуда берется объем на листе бумаги",

Атрани, Амальфи, Италия, 1931
Атрани, Амальфи, Италия, 1931

и "где кончается бесконечность":

Мечеть в Кордове. Испания, 1936
Мечеть в Кордове. Испания, 1936

Нового Эшера я для себя не открыл, но оказалось, что посещение музея было не только данью уважения к художнику.

Музей открыт сравнительно недавно (с ноября 2002г) в помещении бывшего зимнего дворца королевы Эммы (1858-1934), матери королевы Беатрикс, которая вместе со своими сестрами жила здесь до 1991г, и вот, специально для этого музея нидерландский художник Ганс Ван Бентем (Hans van Bentem) создал совершенно «невозможные» огромные люстры в «стиле Эшера».

 Вот некоторые из них (прошу извинить за низкое качество снимков, но других нет):

Вестибюль музея
Вестибюль музея

На следующий день мы пошли в городской музей Het Gemeentemuseum Den Haag, куда перевезли часть картин из Морицхауз.  Музей нас немного разочаровал. Знаменитая "Девушка с жемчужной серёжкой" Яна Веремеера уехала на выставку в США, "Вид Делфта", которую многие считают лучшей картиной Вермеера, висела на плохо освещенной стене, и я вообще чуть было не прошел мимо. Разглядывать её в таком виде - просто портить впечатление от уже сложившегося образа. 

Правда, было много других интересных работ, как, например, "Ночная сцена" Рубенса, сделанная явно под влиянием Караваджо. 

Рубенс, Ночная сцена
Рубенс, Ночная сцена

Я сфотографировал эту картину, нарушив странное требование администрации "Не фотографировать!"  Мы были как минимум в 10-12 музеях Голландии, и только в этом музее запрещали снимать (конечно, без вспышки), что выглядит просто глупо: моя "мыльница" никак не может конкурировать с профессиональными камерами, а в сети можно найти практически всё и намного лучшего качества. Снимаю же я только для себя, на память.

Сфотографировал я ещё одну картину, которую увидел впервые. Рембрандт, "Андромеда". Получилось менее удачно (раму пришлось частично обрезать) да и сама Андромеда не выглядит большой красавицей , но мне было интересно, ведь Андромеда, дочь эфиопского царя Кефея и Кассиопеи, как бы «наша».  

Согласно греческому мифу к одной из скал у побережья напротив Яффо была прикована прекрасная Андромеда. Когда Кассиопея однажды похвалилась, что она превосходит красотой нереид (морские божества), разгневанные богини обратились к Посейдону с мольбой о мщении. Бог морей наслал на земли эфиопов наводнение и морское чудовище.

Медуза Горгона. Караваджо
Медуза Горгона. Караваджо

Оракул Амона (древнеегипетский бог) объявил, что богини утешаться только, когда Кефей принесёт Андромеду в жертву этому чудовищу, и жители страны заставили царя пойти на это. 

Андромеда, прикованная в Яффо к скале, уже распрощалась с папой и мамой, но тут, откуда не возьмись «тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных» нет, витязей тогда ещё не было, прилетел на своих крылатых сандалиях красавец Персей, тот самый, что родился у Данаи от золотого дождя (чего только не бывает!) и победивший перед этим титаниду Медузу Горгону. Персей сунул голову Медузы под нос чудовищу (смотри эту жуть у Караваджо), и чудовище окаменело. 

Так девушка была спасена и последовала за своим спасителем. Бывший жених Андромеды попытался вернуть невесту, но Персей достал голову Медузы, и жених тоже превратился в камень.

Вот, если бы я не сфотографировал эту картину,  не было бы вообще этого рассказа.

Рембрандт, Андромеда
Рембрандт, Андромеда

Продолжение следует. 

promo otrageniya april 14, 2019 06:25 69
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded