arktal wrote in otrageniya

Categories:

Прощение, или чем был огорчен пророк Йона?

Йохи Брандес
Йохи Брандес

 "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут"
                                                                                      [Мф. 5:7]

На одной из своих лекции Йохи Брандес (на фото), известная израильская писательница и лектор ТАНАХа* (так она представлена в ивритской версии Википедии), задала нам неожиданный и, как оказалось, весьма провокационный вопрос:

—  Как вы думаете, почему Авраам, узнав, что Содому грозит уничтожение, вместо того, чтобы торговаться, сколько праведников должно быть, чтобы спасти город и его жителей, не попросил Бога о прощении? 

Лот с дочерьми покидает Содом
Лот с дочерьми покидает Содом

Прежде чем продолжить, несколько слов о лекторе. Йохи Брандес родилась в ортодоксальной семье АДМОРа, т.е.  высшего духовного авторитета в еврейской общине (аббревиатура слов "адонену морену ве-раббену" - "господин, учитель и наставник наш") хасидской династии Биала. В отличие от других девушек из религиозных семей Йохи Брандес после окончания школы продолжила учебу в Университете Бар Илана и институте Шехтера. Последний функционирует в рамках консервативного течения иудаизма, что никак не отвечает требованиям хасидизма. Об её взаимоотношениях с родителями Википедия не говорит ничего, но вряд ли они мирные.

Цикл лекций Йохи Брандес был посвящен разбору нескольких ветхозаветных текстов, в которых, по её мнению, под маской нравоучительных библейских историй скрываются политические и социальные проблемы того времени.

Каждая лекция была по своему интересна и неожиданна для меня. Да и не только для меня, знакомого с библейскими текстами весьма поверхностно. Ещё больше меня удивлялись и "сопротивлялись" неожиданному ракурсу люди, прекрасно знающие ТАНАХ:  школьные учителя и просто верующие. Тем не менее, зал был всегда почти полон - человек 200-250. Не меньше.

Не буду, да и не смогу пересказать все её лекции, но эту - попробую. Очень уж она была неожиданной и... логичной. Речь идет о такой важной добродетели, как прощение. Свою лекцию Йохи начала с истории про Содом и Гоморру. Все помнят судьбу этих библейских городов, уничтоженных за грехи его жителей, и торг с Всевышним, затеянный праотцом Авраамом.

Вот как Библия (Ветхий Завет, Быт 18) описывает это событие:

22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.
23 И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?
24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем?
25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?
26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие.
27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:
28 может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.
29 Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.
30 И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.
31 Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.
32 Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.
33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место. 

На этом Йохи остановилась и спросила слушателей: "Как вы думаете, почему Авраам вместо того, чтобы торговаться, не попросил Бога о прощении? Почему не попросил назначить какой-то срок - может жители города исправятся, не будут больше грешить? Почему не попросил дать им хоть какой-то шанс на спасение?" 

Люди начали гадать, предлагать всякую конспирологию. Но ответ Йохи был исключительно прост: "В те времена просто не существовало такого понятия, как прощение". 

Не знал Авраам, что так можно. Это сегодня обычное наказание - тюрьма или даже «высшая мера», но, возможно и помилование. В те библейские времена справедливость выражалась в стремлении уравнять наказание с причиненным ущербом, мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением: "око за око", "зуб за зуб", "мера за меру". Так называемый "принцип талиона".

В ТАНАХе, который складывался на протяжении многих сотен лет, можно наблюдать, как прощение, этот, естественный сегодня способ урегулирования конфликтов, с трудом проникал в сознание людей.

Прошли года. Тысяча лет, или больше. Скончались библейские патриархи, Авраам, Ицхак и Иаков. Вышли 12 израильских колен из Египта и расселились в Земле Израиля. Вознеслось и распалось Израильское царство Давида и Соломона. Навалился на Землю Израиля тяжкий гнет Ассирийского, а потом Вавилонского, владычества. 

Микеланджело, Пророк Иезекииль. Фрагмент фрески  Сикстинской капелла
Микеланджело, Пророк Иезекииль. Фрагмент фрески Сикстинской капелла

С первым караваном пленных в 597 году до н. э. был уведён в Вавилонию и жил там в посёлке Тель-Авив (см. очерк "Тель Авиву 100 лет") у реки Ховар близ Ниппура будущий великий пророк Иезекииль. Здесь "в 5-й год от пленения царя Иоакима" [Иезек. 1:2] в 592 году до н. э. было у него видение, с которого и началось его пророческое служение.

За 6 лет до разрушения Иерусалима Навуходоносором пророк обличает преступления народа и предрекает гибель города. Однако, перечисляя грехи Израиля и предрекая грядущие кары, он подчеркивает, что Бог не желает гибели "беззаконников, но их покаяния":

"21 И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. 22Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет."
[Иезек. 18]

Но народ ещё не готов принять такое новшество:

"29А дом Израилев говорит: "неправ путь Господа!" Мои ли пути неправы, дом Израилев? не ваши ли пути неправы?"
[там же]

Надо на конкретном примере показать людям пользу покаяния. И тогда появляется "Книга пророка Ионы", по мнению многих исследователей, одна из наиболее поздних книг ТАНАХа. В книге описывается вынужденная миссия пророка в Ниневию, столицу Ассирии. Бог наказывает ему предупредить ее жителей, что их злодеяния навлекут на них небесную кару.

Однако пророк, не понимающий, как можно кого-то прощать и отвести справедливое наказание, пытается скрыться "от лица Господня". В Яффо он сел на корабль и поплыл в далекую страну Фарсис (Испания). 

"4 Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться." [Иона 1

Быстро вычислив виновника этого несчастья, его спутники "15 взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей." [там же]

Но пророк не утонул. Господь послал «даг гадол», (большую рыбу, кита, надо полагать), которая проглотила его и через три дня выбросила на берег. На этот раз он уже не дерзнул ослушаться, а пришел в Ниневию, «город великий у Бога, на три дня пути». 

Г.Доре. Пророк Иона призывает ниневиян к покоянию
Г.Доре. Пророк Иона призывает ниневиян к покоянию

Там он возвестил, что через 40 дней Ниневия будет разрушена. К его огорчению, жители искренне покаялись и кара была отменена. Пророк все же надеялся, что язычники погибнут, и сел у стен города, ожидая знамений. Тогда Господь вырастил растение, "чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его" [Иона 4

Но радовался он не долго. На другой же день червь подточил растение и оно засохло. Потом начался "хамсин"** и стал просить он у Бога смерти:"лучше мне умереть, нежели жить".

И сказал Бог Йоне то, ради чего была написана вся книга:

«Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?»

Книга пророка Ионы - очередной этап внедрения в сознание людей представления о милосердии как новой парадигмы справедливости. "Око за око" – не единственное решение конфликта.

ПРИМЕЧАНИЕ

*ТАНАХ - акроним названий трёх разделов еврейского Священного Писания -Тора (Пятикнижие); Невиим(Пророки); Ктувим (Писания). В христианской традиции почти полностью соответствует Ветхому Завету.

**Хамсин -  местный изнуряюще жаркий, сухой, и знойный ветер похожий на самум, сирокко.

promo otrageniya april 14, 2019 06:25 69
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded