Category:

В ГРЕЦИИ ВСЁ ЕСТЬ - 3

начало здесь

Дельфы (2)

В одном из залов археологического музея на видном месте высится памятник знаменитой «крылатой деве» -  Наксосский сфинкс, тот самый, что стоял 2,5 тысячи лет назад у подпорной стены храма Аполлона, на обочине Священной дороги. 

На десятиметровую высоту ионической колонны взгромоздилась мраморная статуя фантастического чудища — дар жителей острова Наксоса богу Аполлону. Высеченная в VI веке до н. э. «крылатая дева» встречала паломников у подножия храма на подобие знаменитого мифического Сфинкса, что загадывала загадки царю Эдипу на скале на проезжей дороге в Фивы.

Наксосский сфинкс
Наксосский сфинкс

Я как-то раньше не обращал внимание на это гендерное различие двух сфинксов — египетского и греческого. Сфинкс древнегреческой мифологии не был похож на своего египетского «однофамильца». 

Сфинкс у подножья пирамиды Хефрена. Египет.
Сфинкс у подножья пирамиды Хефрена. Египет.

Египетский сфинкс олицетворял мощь единовластия в стране и изображался в виде могучего льва с головой фараона. Смысл эллинских сфинксов был другой. Более глубокий, не столь прямолинейный. Греческая фантазия создала сказочного зверя в виде льва с крыльями и головой женщины, а не мужчины. Греческий сфинкс — это олицетворение загадочности, тайны, и это, конечно, женщина. 

Греческий сфинкс не вызывает страх. Напротив, его таинственно улыбающееся женское лицо, горделивая осанка, выпяченная грудь не пугают, но бросают вызов: „Познай меня — познаешь самого себя!“ 

Наксосский сфинкс
Наксосский сфинкс

А мудрый Эдип, безмерно довольный тем, что сумел разгадать загадку «крылатой девы»: кто  ходит утром на четырех ногах, днем — на двух, а вечером на трех —  человек, не стал вникать в смысл этого вопроса. Не понял, что Сфинкс говорил ему: ты всего лишь человек! что ты можешь знать о своей судьбе? Не понял — и стал преступником, хотя Дельфийский оракул предсказывал: „Ты убьешь своего отца и женишься  на своей матери“. 

Так и случилось, и он выколол себе глаза: „Проклятье вам, не видевшим того, что следовало видеть!“ Такова цена «слепоты зрячести». 

А «крылатая дева», услышав ответ Эдипа, улыбнулась и бросилась в бесконечную глубину моря. 

Египетский сфинкс так бы не поступил.

Клеобис и Битон были аргосскими юношами, сыновьями жрицы Геры Аргосской. По мнению Солона, они были одними из самых счастливых людей на Земле. 

Клеобис и Битон
Клеобис и Битон

Вот как Геродот рассказывает об этом:

«Они имели достаточно средств к жизни и к тому же отличались большой телесной силой. Помимо того, что оба они были победителями на атлетических состязаниях, о них рассказывают еще вот что: у аргосцев есть празднество в честь Геры Аргосской. Их мать, [жрицу богини], нужно было обязательно привезти на повозке в святилище богини. Однако быки их не успели вернуться с поля. Медлить было нельзя, и юноши сами впряглись в ярмо и потащили повозку, в которой ехала их мать. 45 стадий пробежали они и прибыли в святилище. 

Аргосцы, обступив юношей, восхваляли их силу, а женщины – их мать за то, что она обрела таких сыновей. Мать же, возрадовавшись подвигу сыновей и народной молве о них, стала перед кумиром богини и молилась даровать ее сыновьям Клеобису и Битону, оказавшим ей столь великий почет, высшее благо, доступное людям. После этой молитвы и жертвоприношения и пиршества юноши заснули в самом святилище и уже больше не вставали, но нашли там свою кончину. Аргосцы же велели поставить юношам статуи и посвятить в Дельфы за то, что они проявили высшую доблесть». [Геродот. История. Книга I. Клио.]

 В Музее и на территории ещё много других интересных экспонатов, но для рассказа о них нужны специальные знания, да и выходит он за рамки популярного очерка. Вот, например, фрагмент колонны — величественная капитель коринфского ордера.

Эта колонна высотой девять метров была сложена из пяти барабанов, ее база сделана в виде огромного аканфа, ствол – виде стебля какого-то фантастического растения. Капитель состоит из интересной композиции: три полуобнаженные танцовщицы в венках, повернутые спиной друг к другу, стоящие вокруг толстого ствола аканфа, поддерживающего чашу бронзового треножника, чьи ножки опираются на листья аканфа, на которой стоят эти фигуры.

Существует красивая легенда о происхождении коринфской капители, описанная Витрувием: «… одна девушка, жительница Коринфа заболела и умерла. После похорон ее кормилица, собрав несколько вещичек, которыми эта девушка дорожила при жизни, уложила их в корзину, отнесла к гробнице и поставила на могилу, а чтобы они подольше сохранились под открытым небом, покрыла их черепицей. Эта корзинка случайно была поставлена на корень аканфа. С наступлением весны, этот корень, придавленный тяжестью, пустил из своей середины листья и стебельки, которые, разрастаясь по бокам корзинки и прижимаемые в силу тяжести углами черепицы, принуждены были загнуться в виде оконечностей волют.

В это время Каллимах,  проходя мимо гробницы, обратил внимание на корзину и на нежность обросших ее молодых листьев. Восхищенный новизной и причудливостью  формы, он сделал для коринфян несколько колонн по этому образцу, определил их соразмерность и установил с этого времени правила для построек коринфского ордера».

Аканф. Афины
Аканф. Афины

В этой истории всё прекрасно, вот только, может быть, не все знают, что это за растение аканф?  По большому счету — сорняк. Растет везде, а о том, как он появился на свет рассказывает другая легенда, тоже связанная с Дельфами. Дело в том, что Аполлон правил в Дельфах не круглый год. На зиму его замещал Дионис, он же Вакх — бог растительности, виноградарства, виноделия, вдохновения и религиозного экстаза. 

Танцовщицы на капители – это его жрицы – фиады или — вакханки. Когда во время очередной вакханалии поклонницы разорвали своё божество на множество частей*) и похоронили на Парнасе, из его останков на поверхность пробились побеги аканфа. Поэтому для греков листья аканфа ассоциировались с погребальным обрядом, но великий Каллимах изменил эту точку зрения и создал величественный Коринфский ордер.

  • Дионис, как и некоторые его собратья, был умирающий и воскресающий бог.
«Змеиная колонна» на площади Ахмеди (Стамбул)
«Змеиная колонна» на площади Ахмеди (Стамбул)

Про Дельфы ещё можно долго рассказывать: про театр, создателем которого считается Дионис; про стадион и спортивные соревнования, так наз. Пифийские игры, участвовать в которых разрешалось только мужчинам, а замужним женщинам не разрешалось даже смотреть, так как это могло плохо повлиять на урожай. sic!; про знаменитые дельфийские артефакты, которые встречаются в тысячах км от Дельф — удивительную бронзовую колонну, ствол которой подобен трем переплетающимся змеям, я увидел впервые в… Стамбуле; про экседры и  «Сокровищницы» разных полисов, которые  строили в виде уменьшенного подобия античного храма; про многочисленные фрагменты фризов храмов и святилищ; про святилище Афины Пронойи, т.е. Провидящей и очень фотогеничные остатки какого-то круглого здания, толоса, на территории святилища, назначение которого до сих пор не известно; про Кастальский источник, который приносил вдохновение поэтам и, даже, про замечательные ресторан Patrikomas, с террасы которого открывается завораживающий вид на ущелье и воды Коринфского залива.

Вид с террасы ресторана в Дельфах
Вид с террасы ресторана в Дельфах

Однако, похоже я слишком злоупотребляю терпением моих читателей, поэтому на этой восторженной ноте я и остановлюсь.

Продолжение здесь

promo otrageniya april 14, 06:25 67
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.