-
arktal wrote in otrageniya
В ГРЕЦИИ ВСЁ ЕСТЬ - 3
начало здесь
Дельфы (2)
В одном из залов археологического музея на видном месте высится памятник знаменитой «крылатой деве» - Наксосский сфинкс, тот самый, что стоял 2,5 тысячи лет назад у подпорной стены храма Аполлона, на обочине Священной дороги.
На десятиметровую высоту ионической колонны взгромоздилась мраморная статуя фантастического чудища — дар жителей острова Наксоса богу Аполлону. Высеченная в VI веке до н. э. «крылатая дева» встречала паломников у подножия храма на подобие знаменитого мифического Сфинкса, что загадывала загадки царю Эдипу на скале на проезжей дороге в Фивы.
Я как-то раньше не обращал внимание на это гендерное различие двух сфинксов — египетского и греческого. Сфинкс древнегреческой мифологии не был похож на своего египетского «однофамильца».
Египетский сфинкс олицетворял мощь единовластия в стране и изображался в виде могучего льва с головой фараона. Смысл эллинских сфинксов был другой. Более глубокий, не столь прямолинейный. Греческая фантазия создала сказочного зверя в виде льва с крыльями и головой женщины, а не мужчины. Греческий сфинкс — это олицетворение загадочности, тайны, и это, конечно, женщина.
Греческий сфинкс не вызывает страх. Напротив, его таинственно улыбающееся женское лицо, горделивая осанка, выпяченная грудь не пугают, но бросают вызов: „Познай меня — познаешь самого себя!“
А мудрый Эдип, безмерно довольный тем, что сумел разгадать загадку «крылатой девы»: кто ходит утром на четырех ногах, днем — на двух, а вечером на трех — человек, не стал вникать в смысл этого вопроса. Не понял, что Сфинкс говорил ему: ты всего лишь человек! что ты можешь знать о своей судьбе? Не понял — и стал преступником, хотя Дельфийский оракул предсказывал: „Ты убьешь своего отца и женишься на своей матери“.
Так и случилось, и он выколол себе глаза: „Проклятье вам, не видевшим того, что следовало видеть!“ Такова цена «слепоты зрячести».
А «крылатая дева», услышав ответ Эдипа, улыбнулась и бросилась в бесконечную глубину моря.
Египетский сфинкс так бы не поступил.
Клеобис и Битон были аргосскими юношами, сыновьями жрицы Геры Аргосской. По мнению Солона, они были одними из самых счастливых людей на Земле.
Вот как Геродот рассказывает об этом:
«Они имели достаточно средств к жизни и к тому же отличались большой телесной силой. Помимо того, что оба они были победителями на атлетических состязаниях, о них рассказывают еще вот что: у аргосцев есть празднество в честь Геры Аргосской. Их мать, [жрицу богини], нужно было обязательно привезти на повозке в святилище богини. Однако быки их не успели вернуться с поля. Медлить было нельзя, и юноши сами впряглись в ярмо и потащили повозку, в которой ехала их мать. 45 стадий пробежали они и прибыли в святилище.
Аргосцы, обступив юношей, восхваляли их силу, а женщины – их мать за то, что она обрела таких сыновей. Мать же, возрадовавшись подвигу сыновей и народной молве о них, стала перед кумиром богини и молилась даровать ее сыновьям Клеобису и Битону, оказавшим ей столь великий почет, высшее благо, доступное людям. После этой молитвы и жертвоприношения и пиршества юноши заснули в самом святилище и уже больше не вставали, но нашли там свою кончину. Аргосцы же велели поставить юношам статуи и посвятить в Дельфы за то, что они проявили высшую доблесть». [Геродот. История. Книга I. Клио.]
В Музее и на территории ещё много других интересных экспонатов, но для рассказа о них нужны специальные знания, да и выходит он за рамки популярного очерка. Вот, например, фрагмент колонны — величественная капитель коринфского ордера.
Эта колонна высотой девять метров была сложена из пяти барабанов, ее база сделана в виде огромного аканфа, ствол – виде стебля какого-то фантастического растения. Капитель состоит из интересной композиции: три полуобнаженные танцовщицы в венках, повернутые спиной друг к другу, стоящие вокруг толстого ствола аканфа, поддерживающего чашу бронзового треножника, чьи ножки опираются на листья аканфа, на которой стоят эти фигуры.
Существует красивая легенда о происхождении коринфской капители, описанная Витрувием: «… одна девушка, жительница Коринфа заболела и умерла. После похорон ее кормилица, собрав несколько вещичек, которыми эта девушка дорожила при жизни, уложила их в корзину, отнесла к гробнице и поставила на могилу, а чтобы они подольше сохранились под открытым небом, покрыла их черепицей. Эта корзинка случайно была поставлена на корень аканфа. С наступлением весны, этот корень, придавленный тяжестью, пустил из своей середины листья и стебельки, которые, разрастаясь по бокам корзинки и прижимаемые в силу тяжести углами черепицы, принуждены были загнуться в виде оконечностей волют.
В это время Каллимах, проходя мимо гробницы, обратил внимание на корзину и на нежность обросших ее молодых листьев. Восхищенный новизной и причудливостью формы, он сделал для коринфян несколько колонн по этому образцу, определил их соразмерность и установил с этого времени правила для построек коринфского ордера».
В этой истории всё прекрасно, вот только, может быть, не все знают, что это за растение аканф? По большому счету — сорняк. Растет везде, а о том, как он появился на свет рассказывает другая легенда, тоже связанная с Дельфами. Дело в том, что Аполлон правил в Дельфах не круглый год. На зиму его замещал Дионис, он же Вакх — бог растительности, виноградарства, виноделия, вдохновения и религиозного экстаза.
Танцовщицы на капители – это его жрицы – фиады или — вакханки. Когда во время очередной вакханалии поклонницы разорвали своё божество на множество частей*) и похоронили на Парнасе, из его останков на поверхность пробились побеги аканфа. Поэтому для греков листья аканфа ассоциировались с погребальным обрядом, но великий Каллимах изменил эту точку зрения и создал величественный Коринфский ордер.
- Дионис, как и некоторые его собратья, был умирающий и воскресающий бог.
Про Дельфы ещё можно долго рассказывать: про театр, создателем которого считается Дионис; про стадион и спортивные соревнования, так наз. Пифийские игры, участвовать в которых разрешалось только мужчинам, а замужним женщинам не разрешалось даже смотреть, так как это могло плохо повлиять на урожай. sic!; про знаменитые дельфийские артефакты, которые встречаются в тысячах км от Дельф — удивительную бронзовую колонну, ствол которой подобен трем переплетающимся змеям, я увидел впервые в… Стамбуле; про экседры и «Сокровищницы» разных полисов, которые строили в виде уменьшенного подобия античного храма; про многочисленные фрагменты фризов храмов и святилищ; про святилище Афины Пронойи, т.е. Провидящей и очень фотогеничные остатки какого-то круглого здания, толоса, на территории святилища, назначение которого до сих пор не известно; про Кастальский источник, который приносил вдохновение поэтам и, даже, про замечательные ресторан Patrikomas, с террасы которого открывается завораживающий вид на ущелье и воды Коринфского залива.
Однако, похоже я слишком злоупотребляю терпением моих читателей, поэтому на этой восторженной ноте я и остановлюсь.
Продолжение здесь
Community Info
- Current price40 LJ Tokens
- Social capital1 783
- Community readers
- Duration24 hours
- Minimal stake40 LJT
- View all available promo