arktal wrote in otrageniya

Categories:

В ГРЕЦИИ ВСЁ ЕСТЬ - 2

начало здесь

Дельфы (1)

Есть слова, названия, города, которые однозначно ассоциируются с образом Древней Греции: акрополь, демократия, Афины, Олимпийские игры, Дельфийский оракул… и вряд ли можно найти текст, посвященный древнегреческой истории, мифологии или искусству, без упоминания этих терминов и городов. 

Этот очерк будет про Дельфы — удивительное место, святилище и оракул бога Аполлона, цель паломничества людей на протяжении более тысячи лет (!), от конца так называемых «Темных веков», т.е. с IX — VIII веках до н. э., заката микенской цивилизации, и до прихода христианства как господствующей религии последних дней Римской империи, т.е. до III — IV веков н.э.

Дельфы. Театр. Слева видны колоны Храма Аполлона
Дельфы. Театр. Слева видны колоны Храма Аполлона

За весь этот долгий период Дельфы из маленького поселения в Центральной Греции у подножья горы Парнас вырос до большого общегреческого культурного центра. Здесь складывались основные духовные и религиозные традиции народа, постоянным занятием которого в те далекие времена, впрочем, как и у других народов, была бесконечная междоусобная борьба и соперничество за право экономического и политического первенства, и — парадоксальная противоположность этому — общенациональная сплоченность.

Одним из центральных связывающих элементов были Дельфы — святое и запретное для военных действий место.  

Дельфы был заветной мечтой известных архитекторов и скульпторов, которые строили здесь храмы, святилища и памятники в честь щедрых жертвователей и отличившихся атлетов. Все, и города и отдельные граждане стремились оставить здесь свой след-подношение, как вещественное доказательство своего существования. И чем грандиознее был подарок, тем больше говорили о нем, тем большее уважение вызывал даритель.

Дельфы. Комплекса построек святилища Аполлона, Макет по Павсанию
Дельфы. Комплекса построек святилища Аполлона, Макет по Павсанию

По описанию Павсания и других древних авторов можно представить, какое скопление уникальных произведений искусства было на территории этого святилища. Сегодня это назвали бы «Музей под открытым небом», но, к сожалению, большинство экспонатов этого «музея» до нас не дошло. 

О количестве выставленных там скульптур и памятных сооружений можно судить по замечанию Павсания, который сообщает, что лет за 100 до его поездки по Греции римский император Нерон вывез из Дельф пятьсот произведений греческих ваятелей, а Плиний, современник Нерона, упоминает о трех тысячах (3000!) статуй на территории святилища. 

Мраморные статуи, найденные в Дельфах. Археологический музей.
Мраморные статуи, найденные в Дельфах. Археологический музей.

Надо иметь ввиду, что кроме статуй богов, оказавших, как считалось, помощь той или иной общине или городу, ставили здесь также изваяния юношей атлетов, победивших на состязаниях — Пифийских играх. 

Дельфийский возничий. Музей в Дельфах
Дельфийский возничий. Музей в Дельфах

Вот знаменитый «Дельфийский возничий» — бронзовая статуя, созданная в V веке до н.э. в ознаменование победы команды колесниц из Сицилии на Пифийских играх. Сохранилась только фигура возничего и несколько фрагментов упряжки и лошадей, которые составили рисованную композицию. А Возничий, которому две с половиной тысячи лет, стоит рядом, как новенький.

Дж.Бернини. Аполлон и Дафна
Дж.Бернини. Аполлон и Дафна

Историю появления Дельфийского святилища рассказывают по разному. В одном из них рассказывается о том, что когда-то это был оракул богини земли Геи, и первой прорицательницей была нимфа Дафна, которая, чтобы спастись от преследований Аполлона превратилась в лавровое дерево; как солнечный бог победил страшное чудовище, змея-дракона Пифона, который охранял оракул Геи; какое участие принимал в деятельности святилища бог вина Дионис и какие дикие оргии устраивали на лесистых склонах Парнаса менады, женщины, посвященные в таинства его культа; как Зевс-громовержец искал центр мира и нашел его, конечно, в Дельфах.

Вот, как описывает один из вариантов мифа о возникновении этого святилища замечательный рассказчик, историк Михаил Гаспаров в книге «Занимательная Греция» :

«В средней Греции много гор. На горах — пастбища. На одном пастбище паслись козы. Одна коза отбилась от стада, забралась на утес и вдруг стала там скакать и биться на одном месте. Пастух полез, чтобы снять ее, и вдруг остальные пастухи увидели: он тоже стал прыгать, бесноваться и кричать несвязные слова. Когда его сняли, то оказалось: в земле в этом месте была расселина, из расселины шли дурманящие пары, и человек, подышав ими, делался как безумный. Испуганные пастухи пошли к жрецам. Жрецы, посовещавшись, сказали: «Это — то самое место, где некогда бог Аполлон убил дракона Пифона, сына Земли. Нужно в этом месте выстроить храм, над расселиной посадить прорицательницу, и она, надышавшись опьяняющим паром, будет предсказывать будущее».

Так был построен храм Аполлона в Дельфах…»

Омфал - "Пуп Земли"
Омфал - "Пуп Земли"

…а в середине храма аккуратной овальной глыбой лежал большой куполообразный камень омфал — «пуп земли», который обозначал место, где встретились два орла (иногда говорят два ворона, иногда — два голубя), которых Зевс, желая найти центр Земли (Ойкумены), выпустил навстречу друг другу с запада и с востока. Теперь один из вариантов этого камня лежит на Священной дороге —

Другой, мраморный, аккуратно перевязанный лентами (как и полагается пупку!), хранится в музее —

«Пуп земли» в археологическом музее
«Пуп земли» в археологическом музее

Могу только добавить, что согласно современным геологическим изысканиям, скальные породы под Дельфами содержат слои битумного известняка, или иначе — горючего сланца, того самого, из которого американцы получают сегодня газ и нефть. При нагревании эти породы выделяют газы, в числе которых есть этилен, имеющий сладковатый запах. Это о нем упоминали античные авторы, называвшие испарения «сладкой пневмой». При больших концентрациях этилен приводит к обмороку, а при малых может вызывать глубокий транс. А от транса до общения с богами, как известно, рукой подать. Поэтому историю с козами и заменившей их прорицательницей можно считать вполне достоверной.

Сам храм Аполлона, безусловно, главный архитектурный памятник Дельф. Его фундамент и несколько колонн можно видеть и сейчас. Он стоит почти в центре святилища, выделяясь на фоне остальных построек и занимая большую часть всей территории. Чтобы поставить храм в этом месте, была проделана огромная работа по планировке местности: на склоне горы была возведена мощная подпорная стена полигональной кладки (кладка тщательно сопряженных многоугольных блоков), на которой покоится широкая платформа, врезанная с другой стороны в край горы.

Полигональная кладка подпорной террасы храма Аполлона
Полигональная кладка подпорной террасы храма Аполлона

На этой платформе в IV веке до н.э. был построен величественный храм — периптер (храм, обнесенный со всех сторон колоннами) в строгом дорическом стиле. Несколько колонн Храма, сложенных из оригинальных цилиндрических блоков (барабанов), теперь одиноко демонстрируют былую славу Аполлона и его оракула.

Восстановленные колонны храма Аполлона
Восстановленные колонны храма Аполлона

Это остатки уже шестого (по Павсанию) храма Аполлона на этом месте. Предыдущие пять либо сгорели, либо были разрушены, но всегда находились жертвователи, которые восстанавливали храм, увеличивая его в размерах и добавляя новые украшения.

Вход в храм был с восточной стороны, там, где стоят сегодня оставшиеся колонны. За наружной колоннадой, окружавшей здание со всех сторон (по шести колонн на торцах и по пятнадцати на длинных сторонах), начиналось основное помещение — наос (что-то похожее на «двир» — святая святых иудейского храма).

В наос храма заходили только жрецы и те немногие, которым по каким-то причинам это разрешалось. Храм — это жилище бога и паломники, как правило, оставались снаружи на так называемом теменос, священном участке, посвященном этому божеству. Там же находился алтарь, на котором приносили жертву.  Большая часть ритуала: сжигание костей, жира и внутренностей животных, приносимых в жертву, совершалась под открытым небом, чтобы жертва могла благополучно достичь своего небесного адресата.

Постамент алтаря жителей острова Хиос у входа в храм Аполлона.
Постамент алтаря жителей острова Хиос у входа в храм Аполлона.

На входе в храм Аполлона, в пространстве между колоннами и основным помещением (в пронаосе) были начертаны, по утверждению Павсания, знаменитые изречения семи греческих мудрецов, которые были популярны в греческом мире не менее Десяти заповедей ТАНАХ’а (Ветхого Завета), полученные Моисеем от Бога. 

  •  Греки, хотя и относились с уважением к высказываниям своих мудрецов, не делали (не сделали!) из этого культ, не канонизировали их и даже не всегда могли вспомнить их авторов. В результате уже в древности одно и то же изречение, в частности «ничего слишком» или «мера важнее всего», приписывалось разным лицам.
«Философ» — скульптура, найденная в Дельфах. Археологический музей.
«Философ» — скульптура, найденная в Дельфах. Археологический музей.

Стихотворение неизвестного древнегреческого поэта так перечисляет эти изречения:

Семь мудрецов называю: их родину, имя, реченье.
«Мера важнее всего!» — Клеобул говаривал Линдский;
«Познай себя самого!» — проповедовал в Спарте Хилон;
«Сдерживай гнев», — увещал Периандр, уроженец Коринфа;
«Лишку ни в чем», — поговорка была митиленца Питтака;
«Жизни конец наблюдай», — повторялось Солоном Афинским;
«Худших везде большинство», — говорилось Биантом Приенским;
«Ни за кого не ручайся», — Фалеса Милетского слово.

Легенда рассказывает, что однажды рыбаки на острове Кос вытащили из моря великолепный золотой треножник. Оракул велел отдать его самому мудрому человеку в Греции. Его отнесли Фалесу. Фалес сказал:«Я не самый мудрый» — и отослал треножник Бианту в Приену. Биант переслал его Питтаку, Питтак — Клеобулу, Клеобул — Периандру, Периандр — Хилону, Хилон — Солону, Солон — обратно Фалесу. Тогда Фалес отослал его в Дельфы с надписью: «Аполлону посвящает этот треножник Фалес, дважды признанный мудрейшим среди эллинов».

Соперничество и желание быть первым было во всем, даже среди мудрейших из мудрых. Рассказывают, что трем мудрецам предложили выяснить, кто больше всех знает. Первый сказал: «Я знаю очень мало». Второй сказал: «Я знаю, что я ничего не знаю». Третий заключил грустно: «Я даже этого не знаю».

Семерым мудрецам, список которых был далеко не постоянным, приписывали и многие другие уроки жизненной мудрости. Всего здесь не перечислишь, но одно из таких «неканонических» высказываний в виде вопроса/ответа я всё-таки приведу. Говорят спросили их как-то, что на свете труднее всего и что легче всего? Мудрецы ответили: 

«Труднее всего — познать самого себя, а легче всего — давать советы другим».

Вид на храм Аполлона со стороны адитона.
Вид на храм Аполлона со стороны адитона.

Стена, замыкавшая наос с противоположной от входа стороны, имела дверь, ведущую в особое помещение — адитон. В адитоне происходило таинство оракула. Здесь находился «пуп земли» — Омфалос, росло лавровое дерево в память Дафны — первой прорицательницы, бил источник Кассотида. 

В скалистом полу адитона была расщелина, из которой исходили дурманящие газы. Над ней возвышался золотой треножник. На него взбиралась и усаживалась пифия. Перед этим она надевала роскошную одежду, возлагала лавровый венок на голову, пила воду источника Кассотиды и жевала лист священного лавра. Постепенно она приходила в беспамятство и начинала бормотать бессвязные речи. Ее слова записывали стоявшие рядом жрецы — профиты (пророки) и затем передавали просителю. В ранние периоды существования оракула пифия отвечала на вопросы раз в год, в один из весенних месяцев. В классические века она давала пророчества постоянно. В более поздние эпохи, в частности во времена Рима, — один раз в месяц.

Джон Кольер. «Дельфийская пифия». Википедия
Джон Кольер. «Дельфийская пифия». Википедия

Предсказание будущего — дело рискованное и неблагодарное. Жрецы это хорошо понимали, и старались отвечать как можно дипломатичнее, туманно и двусмысленно, чтобы ответ можно было истолковать по разному. 

В любом случае, если дело просителя не удавалось, это значило, что или боги остались недовольны жертвами, или люди оказались недостаточно понятливыми, а оракул ни при чем.

Дельфийский оракул был не единственный, у кого можно было узнать будущее, но он был самым авторитетным (не зря просуществовал больше 1000 лет!) и многие «великие мира сего» обращались к нему за пророчеством. В том числе и не только из Греции. 

Все знакомы с двусмысленным ответом Дельфийского оракула царю Лидии Крезу, который спросил: переходить ли ему через реку Галис, чтобы воевать с Персией. Оракул ответил: «Крез, перейдя через Галис, разрушит великое царство«. Река Галис отделяла Лидию от Персии, перейдя эту реку Крез действительно разрушил великое царство — только не персидское, а свое собственное. Менее известна история, как Крез решил просить совета именно у Дельфийского оракула.

Эту историю я процитирую по книге Михаила Гаспарова «Занимательная Греция» :

«Крез решил испытать все знаменитейшие оракулы мира. Он послал людей и в Дельфы, и в Додону, и в Абы, и в Милет к Бранхидам, и в Египет к Аммону, и в пещеру Трофония, из которой кто возвращается, тот больше никогда не смеется. Всем посланцам было велено одно и то же: отсчитать сотый день от своего отправления и в этот день спросить у оракула: что делает сейчас Крез, царь Лидии? Что ответили на этот вопрос другие оракулы, история умалчивает. А дельфийский оракул ответил вот что:

В море я капли сочту и на бреге исчислю песчинки,
Знаю, что мыслит немой, и слышу, что молвит безгласный;
Чую вкус черепахи, что варится вместе с ягненком —
Медь вверху, и медь внизу, а они посредине.

Посланцы ничего не поняли, но аккуратно записали предсказание и доставили Крезу. Крез возликовал. Из всех ответов этот один оказался правилен и точен, ибо в назначенный день Крез, чтобы испытать всеведенье оракулов, занимался тем, что варил в медном котле мясо черепахи вместе с мясом ягненка, будучи уверен, что чего-чего, а этого придумать и угадать никто не сможет. Крез послал в Дельфы несметные подарки и задал теперь оракулу свой главный вопрос: переходить ли ему через Галис, чтобы воевать с Персией?»

Продолжение здесь

promo otrageniya апрель 14, 2019 06:25 69
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded