arktal wrote in otrageniya

Categories:

Иерусалимский Храм, Римский Колизей и царь Ирод

Продолжение. Начало здесь

2.  Колизей.


                                                        "Пока стоит Колизей, будет стоять Рим;
                                                         когда падет Колизей, падет Рим;
                                                         когда падет Рим, падет весь мир"
                                                                        Беда Достопочтенный, VIII век

Через несколько лет после того как в Иерусалиме был разграблен и сожжен Храм, в Риме началось строительство одного из самых грандиозных сооружений всего античного мира - амфитеатр императоров Флавиев, Колизей. 

Колизей
Колизей

Строительство началось в 75 г. при императоре Тите Веспасиане Флавии, которого обычно называют просто Веспасианом, и закончилось через 5 лет, через год после его смерти, в правлении старшего сына Тита. Современное название этого сооружения, Колизей, так хорошо знакомое нам, появилось уже в средние века. А тогда это был только Амфитеатр – изобретение римское, отличавшееся от греческих театров тем, что места для зрителей (то, что собственно и называется греческим словом "театр") располагались не с одной стороны, а "амфи", т.е. с двух сторон.

Ко времени строительства Колизея римляне уже имели большой опыт строительства подобных сооружений: за полтора столетия до этого был воздвигнут амфитеатр в Помпеях. Шли представления и в амфитеатрах других городов империи. Но Колизей превзошел всё построенное ранее.

Длина главных осей здания - 156 и 188 м, высота наружной стены - 48,5 м, на трибунах помещалось 50 тыс. зрителей, которые могли через 80 входов и выходов быстро заполнить и освободить всё помещение.


Инженерная идея амфитеатра проста и гениальна. Каркас сооружения представляет собой жесткую конструкцию пересекающихся радиальных (отходящих от арены) и концентрических (окружающих арену) стен. Всего было возведено 80 постепенно повышающихся радиальных и 7 концентрических стен. На этом каркасе и расположились ряды для зрителей.

При строительстве Колизея широко использовался бетон, каменные блоки, кирпич и мрамор, которым были облицованы стены и сидения. В жаркие и дождливые дни над амфитеатром натягивался тент, крепившийся на 240 высоких мачтах, вставленных в каменные стойки-консоли верхнего четвертого яруса. Внешняя стена амфитеатра разделена на четыре яруса, сочетающиеся и одновременно отличающиеся друг от друга. Три нижних яруса арочные, а верхний - глухой с небольшими окнами.

Открытие Колизея было ознаменовано играми:

"при посвящении амфитеатра... показал много удивительных вещей. Бились друг с другом четыре слона, было убито около 9 тыс. животных, домашних и диких, ... женщины, правда, не знатные, принимали участие в их избиении... В продолжение ста дней давались представления ". Дион Кассий (155-235)

В ранней христианской традиции Колизей ассоциировался с пытками и мучениями первых христиан, тем не менее, ещё несколько столетий амфитеатр служил для устройства боев гладиаторов, травли зверей и морских боев, для которых арена заливалась водой. Все эти годы здание Колизея и его многочисленные службы постоянно ремонтировали, стараясь поддерживать их в рабочем состоянии. Однако с падением Рима и усилением христианства римские развлечения перестали привлекать многотысячные толпы. И хотя в начале V в. император Гонорий запретил гладиаторские бои как несоответствующие духу христианства, потребовалось ещё почти два столетия пока Колизей окончательно опустел. Амфитеатр засыпало землей, его камни разбирали, на развалинах росли деревья, паслись козы и водились дикие звери.

К концу средневековья здание превратилось в гигантскую каменоломню. Сорванные со стен мраморные плиты пережигали на известь, статуи растаскивали для украшения дворцов. Говорят, что особенно отличилось знатное семейство Барберини, за что и увековечено в поговорке: "То, что не успели разрушить варвары ("барбари"), растащили Барберини".

3. Надпись на мраморе.

Разрушение Иерусалимского Храма царя Ирода и Амфитеатр Флавиев (Колизей)... Что ещё, кроме времени, связывает эти два исторических события?

1500-ые годы. Начало эпохи Возрождения. Появление интереса к истории, античному искусству, науке, философии. Увлечение ценностями Древней Греции, Рима. Тем не менее, ещё столетия на Колизей продолжали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Лишь в начале XIX века изменилось отношение к этому величественному памятнику Древнего мира. Добыча камня была запрещена, и на территории Колизея впервые начались систематические археологические раскопки и реставрационные работы.

Одним из первых археологов, начавших раскопки Колизея, был аббат Карл Феа (1753-1836), известный своей находкой римской копии одной из самых знаменитых греческих скульптур, "Дискобола". В 1813г около западного входа в амфитеатр он нашел обломки мраморной плиты, на которых сохранились выгравированные буквы какой-то надписи на латыни.

Мраморная плита с надписью о проведении ремонтных работ
Мраморная плита с надписью о проведении ремонтных работ

Мраморная плита с надписью о проведении ремонтных работ на территории Колизея в 443-444гг. В выделенном прямоугольнике над плитой увеличенный фрагмент надписи.Иллюстрация из EINE BAUINSCHRIFT AUS DEM COLOSSEUM

Обломки сложили и прочли вполне заурядное сообщение о ремонтных работах, которые были выполнены в Колизее во времена правления императоров Феодосия II (401-450, Восточная Римская империя) и Валентиниана III (425-455, Западная Римская империя).

 Через 100 лет, в 1986 году археологи прочли эту надпись ещё раз, уточнив дату проведения этих работ (443-444 годы) и впервые обратив внимание на отверстия разной глубины между вырезанными на мраморе буквами. Такие отверстия делали, чтобы укрепить на камне металлические буквы с помощью специальных ножек, отлитых вместе с буквами. Такая технология применяется по сей день.

Отверстия, на которые археологи обратили внимание, располагались таким образом, что вполне можно было предположить, что в прошлом на этом камне была другая надпись, сделанная литыми буквами. К сожалению, перед изготовлением последней выгравированной надписи, поверхность мраморной плиты отшлифовали, и многие отверстия были просто стерты. Тем не менее, оставшиеся будили фантазии ученых, и они опубликовали схему расположения этих отверстий.

Схема расположения отверстий .
Схема расположения отверстий .

Эта и следующая иллюстрация из публикации Connecting the Dots


Этой схемой заинтересовался известный специалист латинской эпиграфики профессор института Древней Истории при Гейдельбергском университете почетный доктор нескольких университетов (dr. h. c. mult) Геза Альфёльди (Géza Alföldy). В 1995г в работе EINE BAUINSCHRIFT AUS DEM COLOSSEUM он опубликовал свой вариант дешифровки этой надписи. По его мнению, с которым согласились другие специалисты эпиграфики, в далекие 80-ые годы там было написано:

Что в переводе на русский означает:

  • ИМПЕРАТОР ТИТ ЦЕЗАРЬ ВЕСПАСИАН АВГУСТ
    (слова Цезарь и Август всегда добавлялись к имени императора)
  • ПОСТРОИЛ ЭТОТ АМФИТЕАТР ИЗ ТРОФЕЕВ ВОЙНЫ

Окончание следует

promo otrageniya april 14, 2019 06:25 69
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded