elamind wrote in otrageniya

Categories:

Как я перестала ненавидеть Джокера

"- Я страшнее!

- Я смешнее!

- Мы не должны быть смешными!

- Мы клоуны, мать твою!"
       Из обзора НК на фильм "Оно"


Так, присядьте, это может сбить вас с ног... Я ненавижу страшных клоунов! Да! Почему они стали брендом? Это неправильно! Клоуны должны радовать людей! Это всё из-за тебя, Джокер, всё из-за тебя!..Ладно. На самом деле в коулофобии виноват не только Джокер. 

С самого начала истории цирка... В общем вспомните всё, что вы знаете о Колизее, римлянах и жестоких забавах. Цирк - место, где люди рискуют своей жизнью по сей день. И не будем забывать, как много шуток связано с насилием. Это тяжело... Разве веселье не может быть добрым? Может! Ещё как! Хотя многие клоуны пугали своим гримом, трюками и поведением... (нелёгкая у них жизнь), всегда был образ хорошего клоуна. Шекспир, к примеру, обожал образ остроумного, весёлого шута, который ловил всех на слове, подкалывал и вызывал разрядку смехом. О, поверьте, Шекспир знал толк в шутках!Но шутам жилось очень непросто. Над ними издевались, мучили, даже убивали ради смеха (погуглите "Ледяной дом"). Это была неблагодарная работа. Даже если шут был фаворитом важной персоны, что могло спасти его от интриг, гнева, клеветы? Ничего, кроме собственного острого ума.

Я с детства верила в хороших клоунов. Я читала "Каштанку" Чехова, смотрела фильмы, где цирк был потрясающим местом. Мультфильмы, книги, картинки - всё говорило о том, что клоуны отличные ребята. (Вот их грим мне не нравился. Но это было мелочью.) Именно западные мультики открыли мне истину. Они показывали темную сторону цирка, места, где твоя жизнь ничего не стоит... Так нет, это было позже. Сначала я поняла, что клоунов почему-то боятся. Почему... Ой нет, уберите эту жуткую маску! Некоторые персонажи мультфильмов или имели склонность к коулофобии, или... благополучно приобретали её. Я говорю о канале Никелодеон, если что. Я согласна, клоун может сойти с ума и стать маньяком-убийцей. (Так же, как и адвокат, почтальон, повар, офисный работник....) Были такие случаи, были... Но зачем эксплуатировать этот образ? Зачем внушать людям страх перед клоунами? В одном своем письме я чётко выразила, почему я это ненавижу:

"Мне не понравилась песня ,,Viva Calman''. Понимаете, я не люблю, когда клоунов изображают злыми. Я знаю, что бывают реальные случаи.... Но мне не нравится штамп ,,Клоун-убийца", который сейчас и в фильмах, и мультфильмах, и играх. Клоун может быть грустным, но не жестоким. Я быть может очень категорична, но, понимаете, я читала книгу Юрия Никулина ,,Почти серьезно". Там подробно рассказывалось о труде клоунов, о долгой работе над репризами, о юморе. А сейчас дети стали бояться больничных клоунов, которые наоборот должны их веселить. Я была бы не против отдельных образов (желательно поменьше), но ведь это уже штамп. Дело в том, что я хорошо знаю страх. Не боязнь клоунов, но страх карикатур. Я сильно боялась кривых, страшных картинок. Гротескные образы напоминали мне кошмары. Я могу понять людей, боящихся грима, делающего лицо похожим на жуткую маску, уродливых париков, резких движений у клоунов.  Коулофобия ужасная болезнь, потому что заставляет бояться тех, кто должен вызывать радость у людей."

И когда я узнала, КТО сделал  этот образ популярным, то догадайтесь, как я к нему отнеслась? Гениальные авторы комиксов, блин, придумали Джокера...
Но всё изменилось, когда я начала смотреть Ностальгирующего Критика. Он неоднократно упоминал Джокера в своих обзорах, сравнивал его образ в фильмах про Бэтмена. Критик, как и многие люди считает, что Джокер - лучший злодей и один из интереснейших персонажей за всю историю комиксов. Критик рассказывал о лучшей сцене смерти Джокера, об экранизации "Убийственной шутки"... Мало того, мультсериал про Бэтмена - один из любимых сериалов НК! И меня окончательно добил его топ 11 лучших серий из этого сериала. Критик описывал Готэм-сити, как город населённый потерянными душами, преступниками, психически больными людьми. Город, где все нарисовано на тёмной бумаге. Город, где многие злодеи всего лишь душевно искалеченные люди, которые хотели бы быть нормальными, но не могут. Именно от Критика я узнала, что одним из лучших Джокеров является... Марк Хэмилл. Самый знаменитый голос Джокера, высокий, пронзительный, чуть не доходящий до визга и такой же пронзительный смех. И я просто загорелась желанием узнать, почему все без ума от Джокера. Я выбрала этот сериал не только из-за Критика, но и из-за того, что мультфильмы по комиксам смотреть легче. Для Хита Леджера я явно не готова.

Итак, я посмотрела пару серий с субтитрами, и у меня есть мысли, которые я постараюсь кратко изложить. Во-первых, у Джокера была куча возможностей убить Бэтмена, но он их не использовал должным образом. Ему нужно цирковое представление в большом масштабе, ему нужна долгая и мучительно рискованная смерть Бэтмена... Джокер, ты пижон! Не обижайся. Этим я хочу точно указать место, которое ты занимаешь под солнцем.

Во-вторых, у Бэтмена была куча возможностей просто дать Джокеру умереть. Даже не убить, а дать умереть. Сам Джокер это подсвечивал : "Ты же не позволишь мне умереть!". Похоже, он намеренно заставлял Бэтмена его спасать, чтобы унизить его таким образом и довести ситуацию до абсурда. Да, и кстати Бэтмен тоже пижон, но в другом ключе. Теперь я поняла, что это за троп "Иммунитет Джокера"...

В-третьих... Так это уже длинно. Я отметила серию "Быть клоуном".

 По-моему, в ней лучше всего раскрывается, почему Джокер - клоун.В общем, Джокеру не понравилось, что мэр этого нуарного городка сравнил его с Бэтменом.

"Мэр. Разумеется. Он и преступники, как Джокер, сделаны из одной ткани.

Джокер. Что?! Сравнивать меня с Бэтменом? У меня больше стиля, больше мозгов... Я несомненно лучше одеваюсь."


Короче, мэр понятия не имеет, что "костюмированные уроды" (это он про них) сыграют большую роль в его жизни.Джокер приходит на день рождения сына мэра в качестве праздничного клоуна. Костюм он украл у настоящего приглашенного клоуна. Псих. И знаете что? Это самые интересные сцены. Джокер, несомненно, мог быть хорошим клоуном. Он отличный фокусник, обаятельный шутник, ловкий акробат. Сын мэра, мечтающий стать фокусником, в восторге от него. Джокер - харизматичен, изобретателен и знает, как рассмешить людей. Но... что ему мешает просто быть клоуном? Нет, правда? Конечно, Джокер оставляет динамитную свечу в торте... (Со своим лицом. Пижон.) Брюс Уэйн узнает его смех и предотвращает катастрофу. Но это отнюдь не всё.Сын мэра (по имени Джордан) обижается на своего отца и прячется в фургоне Джокера. Вообще-то Джокер хотел его взорвать... В теории. Но неожиданно он радуется тому факту, что Джордан хочет научиться у него фокусам.


"Джокер. Я думал о протеже."


Для начала он показывает ему фокус с глотанием меча.


"Джокер. Теперь, ты попробуй.

Джордан. А-а. Ты мог порезаться.

Джокер. Эй! Если б это не было рискованно, то я бы этим не наслаждался."


Когда же приходит Бэтмен, наш клоун решает подшутить над ним и предлагает Джордану помочь ему в этом. Вообще мальчик уже напуган явно безумным смехом Джокера, но всё же помогает.


"Джокер. Вашему вниманию мы представляем дурную ловушку с баком воды. Великий Гудини пережил это испытание. Смеем ли мы требовать меньшего от Бэтмена?"


Мальчик наконец соображает, что Джокер просто хочет медленно утопить своего врага и бьёт топором по стеклянному аквариуму. Джокер, вместо чтобы починить свою ловушку, гонится за мальчиком... Да, это он так сильно хочет убить Бэтмена! Он хочет, чтобы Джордан увидел, как Бэтмен умрёт. Потому что... таковы правила. Джокеру нужны зрители. Что я могу сказать? Ну... Очевидно, что Джокер предал дело клоунов. Клоуны, настоящие клоуны, вкладывают весь свой талант, чтобы развеселить людей. А Джокер хочет веселить только самого себя. Почему? По какой причине? Позиция Джокера - позиция травмированного ребенка "Я в порядке - вы не в порядке". Вот что об этом писал Томас Харрис: "Думаю, что ощущение благополучия приходит к такому ребенку тогда, когда его оставляют в покое и дают возможность "зализать раны". Именно в этом положении обстановка, в которой он находится, наиболее контрастна той боли, которую он испытал. Он чувствует: "Оставьте меня, и мне станет хорошо. Со мной все в порядке". При появлении родителей он приходит в ужас. "Вы снова будете меня бить! Вы плохие! Я — о'кей, а вы — нет". Истории многих преступников-психопатов, исповедовавших эту позицию, изобилуют примерами перенесенной в детстве жестокости.

Такой малыш пережил жестокость. Но он все-таки выжил. То, что произошло с ним, может случиться опять. "Я выжил, и я выживу." Он не сдается. Подрастая, он начинает давать сдачи. Он испытал на себе жестокость и знает, как быть жестоким. Он также имеет разрешение (данное его Родителем) быть грубым и жестоким. Ненависть питает его, хотя он может научиться скрывать ее под маской дозированной вежливости.

Установка "Я в порядке — вы не в порядке" для такого ребенка является средством спасения своей жизни. Трагедией и для него самого, и для общества является то, что он идет по жизни, не пытаясь заглянуть в себя. Он не способен объективно оценить свою роль в том, что с ним происходит. Вина — она всегда "чья-то". "Это все они виноваты!" Такой позиции держатся неисправимые преступники. Это люди "без совести", убежденные, что с ними все в порядке ив любых обстоятельствах вина ложится на кого-то другого. Это состояние, названное когда-то "моральной тупостью", состоит в том, что человек отвергает любую информацию, свидетельствующую о благополучии других. Психотерапевтическое лечение поэтому весьма затруднительно, поскольку на терапевта, как и на всех остальных, распространяется мнение "Вы не в порядке". Крайним выражением этой позиции является убийство, которое сам убийца расценивает как оправданное.

Личность с установкой "Я в порядке — вы не в порядке" страдает от отсутствия поглаживаний. Поглаживание хорошо настолько, насколько хорош дарящий его человек. А хороших людей нет. Поэтому нет и поглаживаний.

Человек может окружить себя подхалимами, которые станут его превозносить. Но их поглаживания он не принимает на веру, так как знает, что сам их вызвал, и потому собственное поглаживание ему дороже. Чем больше стараются льстецы, тем более они становятся неприятны, пока наконец не будут и вовсе изгнаны, а их место займут новые. "Иди сюда, я тебе задам" — вот старая запись, с которой все начиналось."

Джокер действительно похож на ребенка. Очень жестокого, коварного, безумного ребенка. Не верите? Тогда скажите, почему он до сих пор не захватил город? У него было много возможностей, но он сам же себе мешал. Джокер так любит цирковую эстетику, что использует её даже, когда она его выдаёт. Бэтмену легко вычислить, кто стоит за определенным делом. Если это похоже на безумный жестокий розыгрыш - это Джокер. Он мог бы скрыть свой почерк, сбить всех с толку... Но он не хочет. Он мог бы убить Бэтмена за раз, быстро и надёжно. Но он не хочет... Джокер прямо как ребенок, не желающий нарушать правила игры. Убить Бэтмена? Только с заготовленным представлением, где все детали соблюдены. Это должно быть странно,ужасно, неожиданно, парадоксально, смешно (для Джокера). И это должен сделать только он! Джокер не согласится на то, чтобы Бэтмена тихонько прикончил кто-то ещё. Нет, не согласится. Это его личный враг, уберите свои грязные лапы!

А чего же хочет Джокер? Власти над людьми? Да, но особенной. Его идеал - это цирковая арена, где он решает всё. Или театр кукол, где только он дёргает за нитки... Нет, постойте... Он даже устроил собственную передачу под Рождество! Чтобы все смотрели на то, как он играет с людьми, как с игрушками. И горе тому, кто не поймет его шуток! А впрочем... Всё равно весело только Джокеру. Для него не существует других личностей, люди для него и вправду игрушки. Играй, как хочешь, не переживай, что игрушка сломалась. Он - главный ведущий, но он же и главный зритель. Преступление должно быть не просто кошмарным, но и зрелищным. Бэтмен - либо любимая игрушка, либо достойный игрок. Скорее всего и то, и другое. Джокер любит яркие, шокирующие вещи, Бэтмен использует черную, ночную маскировку и бесшумные (относительно) приборы. Джокер постоянно улыбается и смеётся. Максимум, что выдаёт Бэтмен, это мрачноватая ирония и незаметная улыбка. Поэтому Джокер постоянно провоцирует своего врага на шутки.

"Бэтмен. Возьмись за ум, Джокер.

Джокер. О, это шутка, верно? Бэтмен наконец-то сказал шутку!"

Но всё же... Что не так с Джокером? Почему он безумен? Да потому что безумие его защищает! Вы конечно можете сказать: "Да он наслаждается своим сумасшествием!" Я не спорю. Всё так. Он наслаждается. Но если ты наслаждаешься безумием, то как же ужасен для тебя обычный мир? В смысле, вы вообще можете себе представить нормального Джокера? Многих злодеев можно (да они и были таковыми!). Но не его. Как это ни странно звучит, Джокер не осознает своей жестокости. Он любит наблюдать реакцию тех, кого он мучит, но он ни капли не сопереживает им. Если весь мир шиворот-навыворот и вверх тормашками, то что в нем считать злом! Может Джокер сам себя считает всего лишь шутником? Если люди для него вроде марионеток, то он не более жесток, чем мальчик, ломающий свои игрушки?

Знаете, дети бывают жестоки, не осознавая этого. Я помню, как, примерно в пять лет, решила не просто убить таракана, а сорвать с него его оболочку. Я сорвала один покров, другой... а он всё ещё шевелился! Сейчас мне стыдно за это, но тогда для меня это был лишь интересный опыт.

И тут вы такие: "Ты вообще ничего не знаешь о Джокере, ни комиксов, ни фильмов, а только несколько эпизодов мультсериала!" Да. Но я читала несколько статей про Джокера, слушала рассказы о нем от Ностальгирующего Критика, знатока всего, что связано с Бэтменом... А этот сериал считается классическим! Марк Хэмилл создал зловещий, но очень смешной образ безумного клоуна. Этот образ Джокера считается, повторяю, одним из лучших.

О том, как Джокер сошел с ума, не знает никто. Разные истории, разные версии... И единственный, кто может рассказать об этом - сам Джокер. А он ненадежный рассказчик. Его белое лицо просто припудрено или же... химикаты? Его постоянная улыбка - это шрамы или расстроенные нервы? Зелёные волосы... Он их красит? Попробуйте ответить на эти вопросы однозначно!

Мне понятно только то, что для Джокера вся жизнь - это рискованный и безумно опасный танец на канате. Ему не страшно, пусть боятся другие. И если для Бэтмена нормальная жизнь недостижимая мечта, то для Джокера - участь хуже ада. Хотя я лично удивляюсь, что ещё не все жители этого супернуарного городка окончательно свихнулись.)

Итог? Джокер - действительно довольно интересный персонаж и даже завораживающий. Но пусть его клонов и подражателей будет поменьше. Серьёзно! Я хочу видеть больше хороших клоунов. Хватит уже всей этой коулофобии!

promo otrageniya april 14, 2019 06:25 69
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded