Categories:

Почему на постсоветском пространстве фальсифицируется история и расцветает русофобия

В последние годы в постсоветских странах появилась общая тенденция создания новой истории этих стран с вариациями, отражающими местные особенности. Сюжетная линия примерно такая: жил свободолюбивый, прекрасный народ, имевший свои традиции, свою культуру, но пришли захватчики, подавили сопротивление гордого народа, завоевали его территорию и его богатства. В результате народ почти утратил все основные признаки национальной уникальности: язык, культуру, традиции, и едва не исчез с лица земли. Но появились свои герои, богатыри, защитники, освободили страну от захватчиков и вернули народу независимость.

Поскольку бывшие советские республики получили независимость без борьбы, чего вообще-то практически никогда не бывало в истории, потребовались мифы о том, что они вырвали свободу у притеснявшей их России, что их собственная история значительно знатнее и древнее, чем это считалось ранее.

Новая история, усвоенная массами, – это мощное средство сплочения нации и укрепления государства. Помимо осознания своей «особости», заслуг, побед, нацию сплачивает наличие общего врага. И в качестве врага в таких учебниках выступает Россия. В прибалтийских странах, Грузии, Молдавии утверждается, что Россия – страна оккупантов, что местное население подвергалось «гнёту русских». 

Историческое знание стало обслуживать интересы новых властных элит и по-своему понимаемые национальные цели.

Крайняя степень негативизма в отношении России и всего русского характерна для украинских учебников. 

Советская Украина в учебниках приобретает образ колонии России. Украинский советский партийный аппарат рисуется как колониальная администрация, обслуживающая интересы оккупационного режима.

При этом тотально отрицается совместная история, ибо написать отдельную украинскую историю можно, только насильственно отодрав её от российской, искусственно разделяя то, что было нераздельным.

Новая концепция истории Украины трактует Киевскую Русь как государство украинского народа. Октябрьскую революцию 1917 года – как большевистский переворот, а события 1917–1920-х годов не как Гражданскую войну, а как военно-большевистскую экспансию на Украине. Утверждение «государственность Украины восходит ко временам Киевской Руси, а Киевская Русь – украинское государство», на взгляд тамошних историков, помогает избавиться от комплекса «младшего брата», поскольку в их интерпретации получается, что «младшие» уже не украинцы, а русские.

Однако, к Киевской Руси (или Древней домонгольской Руси) этнические украинцы не имеют никакого отношения. Русское население Киевской земли, было уничтожено монголо-татарами. На данный факт указывают многие источники. 

Русские люди, спасаясь от смерти, ушли на север. Вот почему былины о князе Владимире и знаменитых русских богатырях, сохранились только на Русском Севере. Собственно украинский фольклор не только не знает этих былин, но и вообще не помнит о событиях ранее XVI столетия.

Специалисты также подчеркивают, что ни один из антропологических типов сегодняшней Украины не соответствует древнерусскому антропологическому типу. Кроме того, нет никакой преемственности между археологическими культурами Киевской земли домонгольского и послемонгольского времени, а это означает, что они принадлежат разным носителям.

Учебники истории объясняют детям, что Украинская повстанческая армия под руководством Степана Бандеры к 1943 году «освободила от немцев большинство городов Украины», что «включение Крымского полуострова в состав Украины было попыткой переложить на её плечи моральную ответственность за выселение татарского населения и вынудить взять на себя ответственность за восстановление хозяйственной и культурной жизни полуострова».

В тех же учебниках сообщается, что голодомор 1932–1933-х годов был организован Москвой специально, чтобы «подавить волю украинцев к независимости». О том, что тогда же страшный голод разразился и в Поволжье, в Казахстане и даже в Западной Украине, к которой СССР в то время не имел никакого отношения – ни слова.

В 90-е начался крайне политизированный процесс «поиска корней». Солидные журналы и газеты начали публиковать рассказы о так называемых «украх», которые несколько тысяч лет назад дали название Украине. О том, что трипольские племена, жившие на территории Украины в период неолита, создали первую в Европе письменность, которую потом использовали финикийцы.

Пересмотрены галереи великих личностей и списки памятных дат. В Казахстане статус выдающихся национальных деятелей присвоен казахским ханам, баям, деятелям партии «Алаш», представителям репрессированной казахской интеллигенции. Обязательным критерием для занятия места в новой галерее героев стала этническая принадлежность. Поэтому исторические персонажи, которые имеют реальные заслуги перед конкретным этносом, но к нему не принадлежат, в список не вошли.

На Украине статус выдающихся национальных деятелей присвоен князьям Киевской Руси, украинским гетманам Мазепе, Орлику, а также украинским деятелям ХХ в. Грушевскому, Винниченко, Петлюре, Бандере.

В Молдавии сегодня изучают не собственную историю, а историю румын. Общих постулатов несколько: Румыния – лучшая страна во все исторические времена, нет лучше нации, чем румыны. Россия же – страна оккупантов.

Всё трактуется в соответствии с этой примитивной схемой, вопреки исторической правде. Поскольку плохих румын не бывает, то, например, маршал Антонеску, которого Гитлер лично благодарил за радикальное решение еврейского вопроса, оказывается либералом и демократом, на которого стоит равняться. Вторая мировая война в этих книжках препарируется соответствующим образом. 

Не только прибалтийские государства, но и Грузия ещё при Гамсахурдии исключила из перечня государственных праздников даже 9 мая… Зато появились новые даты. Внушаются представления о древних традициях грузинской государственности, восходящей к эпохе эллинизма, к древнегреческим мифам об аргонавтах, золотом руне и волшебнице Медее. Утверждается, что «по всеобщему убеждению» этот мифологический цикл отражает реальные эпизоды взаимодействия предков грузин с греками, а Колхидское царство Айэта есть первое национальное грузинское государство. Вероятно, что с этого царства грузины ведут отсчёт своей государственности. Об этом свидетельствует то, что уже на официально-государственном уровне в 2000 году отмечался 3000-летний (!) юбилей грузинской государственности. 

Всячески оспаривается тезис, что присоединение к России спасло Грузию от неминуемой гибели, от поглощения Османской империей и Сефевидским Ираном. Утверждается, что «двухсотлетнее господство России» - это «исторический провал», время, нанёсшее «непоправимый урон» этнополитическому и этнокультурному развитию страны.

Тут своего рода болезнь роста новых государств, которые не в состоянии самоутвердиться и консолидировать свои общества иными способами. Формирование собственной идентичности у них строится на отрицании целого пласта общей истории и отталкивании от общей для всех советской идентичности.

Если судить по учебникам истории, изданным в 90-е годы, то только в Армении и Беларуси историческое знание не строится на русофобии.

Среди тем, преобладающих в армянском историческом знании, четыре основных: древность и исключительность армянской истории и культуры, первородство армянского христианства, геноцид армян 1915–1922 гг. и карабахский конфликт.

Белорусские учебники по истории, как правило, дают сбалансированную оценку российско-белорусских отношений. Исключительно уважительное отношение сохраняется к совместной борьбе белорусов и русских, всего советского народа в годы ВОВ. В Белоруссии не ведут войну с памятниками и могилами. В отношении советской эпохи преобладают взвешенные оценки, с признанием существенных приобретений для Белоруссии, в том числе территориальных.

За Киевской Русью признаётся ведущая роль в этногенезе белорусского этноса и его культурно-исторического развития. Несмотря на длительное влияние польского и литовского факторов, в историческом знании страны сохраняется идея славянского единства при высокой степени этнической толерантности.

В целом лицо современного исторического знания в Белоруссии определяет умеренность критического настроя, сдержанность в оценках проблемных ситуаций и самодостаточность белорусского этнического самосознания, не нуждающегося для самоутверждения в поиске врага.

И такой подход – единственно правильный. Недопустимо стравливать народы, пользуясь недобросовестными приёмами и недостоверными фактами.

 Основное отсюда:

http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/irina_orlova_istoricheskoe_znanie_obsluzhivaet_interesi_novih_vlastnih_elit_2009-05-12.htm

https://sergeytsvetkov.livejournal.com/764167.html


promo otrageniya апрель 14, 06:25 67
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.