Наташа (nataha4) wrote in otrageniya,
Наташа
nataha4
otrageniya

Category:

Двое в октябре

Я публиковала это трижды. В двух местах меня били, но не переучили. В Отражениях грозились побить палкой, так толком и не побили, но и не согласились. Один, правда, согласился полностью, но его, увы, уже нет с нами и это общая печаль. А другой согласился наполовину. Теперь пришли новые люди, может кто-то со мной солидаризуется? Или побьет. Итак: 
Как-то раз в октябре два мужика уселись перед окном, выглянули вовне и решили описать то, что там увидели.
Перед первым расстилался деревенский пейзаж. Именно расстилался, поскольку обзор ничто не загораживало и видны были аж дали-дальние. Мужик стал писать: "Октябрь уж наступил..." Эй-эй, знаю, что наизусть знаете, но пожалуйста, не сочтите за труд вот именно сейчас прочесть до конца и не просто прочесть, а вчитаться.
Итак, он смотрит в окно и пишет: "Октябрь уж наступил - уж роща отрясает последние листы с нагих своих ветвей; дохнул осенний хлад - дорога промерзает. Журча, ещё бежит за мельницу ручей, но пруд уже застыл; сосед мой поспешает в отъезжие поля с охотою своей, и стонут озими от бешеной забавы, и будит лай собак уснувшие дубравы".
Смотрела я в то же окно в Михайловском, а экскурсовод читала эти стихи. Всё складно и подробно описано, всё в окно видно, чего не видно - легко представимо, земно, чуть-чуть уныло (или нормально), чуть-чуть жаль озимые и вкупе с ними бедных крестьян (или не жаль). Проза жизни. Нет магии, душа не воспаряет. Рифмованная проза. Безупречная рифма, или, как говорят цирковые, на чистом сливочном масле, но - Проза. Проза в столбик, в отличие от отраженческих стихов в строчку.
У второго мужика обзор ограничен знаменитым петербургским двором-колодцем и подворотней, в которой постоянный сквозняк с завихрениями, потому всегда мусорно, и особенно - осенью. Картина жутко унылая, тоже видела. Он смотрит в окно и пишет: "На ковре из жёлтых листьев в платьице простом из подаренного ветром креп-дэ-шина (орфография моя) танцевала в подворотне Осень вальс-Бостон... Опьянев от наслажденья, о годах забыв, старый дом, давно влюбленный в свою юность, всеми стенами качался, окна отворив, и всем тем, кто в нем жил, он это чудо дарил".
Далеко не безупречно с точки зрения стихосложения, размер и ритм сломаны, но тоже легко представимо. Воздушно, эмоционально и, ага, образно и метафорично. И почему-то душа вдруг воспаряет, пьянеет от наслажденья, и вот уже медленно вальсирует в обнимку с тоненькой красавицей Осенью где-то НАД. Над Парижем. Над Бостоном. Над Петербургом. Да хоть бы и над мусорной подворотней, тоже ничего себе так. Потому что Магия. Поэзия.
Кстати, кто там говорил, что у Пушкина каждое слово предельно точно, на своём месте, заменить нельзя? Я вот цитировала по памяти, а потом полезла в первоисточник проверить пунктуацию, которая, как известно, у каждого автора сугубо личная. И обнаружила, что заменила два слова: отряхает (П.) на отрясает (Н.) и страждут (П.) на стонут (Н.). Отрясает мне нравится больше, а вот страждут действительно точнее, чем стонут. Бессловесные озимые стонать не могут конечно, а вот страдать могут безусловно. Но любой литературовед вам скажет, что если в стихотворении какое-то слово забывается или заменяется другим, то оно не точное. Если честно, мне на это наплевать. Я про другое.
Не подумайте, что Розенбаум мой любимый поэт, я других его стихов и песен вроде и не знаю, если и слышала, то забыла, только эта запала в душу. Можно было сравнить с каким-нибудь стихотворением Лермонтова, Бальмонта или Цветаевой. Розенбаум взят в сравнение для пущего контраста, вряд ли он считается великим поэтом. Но в этом его стихотворении безусловно присутствует Магия поэзии.
Пушкин гений и наше всё, кто бы спорил, только не я. И я его очень люблю и часто перечитываю. Но он гениальный прозаик и гениальный "рифмоплёт" - не читайте в уничижительном смысле, рифма у него безупречная... Но всё - в повествовательной форме. Это не стихи и поэмы, а рассказы, повести и сказки в стихах. Ну, и роман в стихах. Он-то сам это понимал. Ценность произведений от этого не снижается, но Магии поэзии я у него не вижу. А без Магии для меня поэзии нет.  Вывод напрашивается сам собой: Пушкин - гениальный прозаик.
----------------------------
Наверное теперь надо сказать, что я понимаю под словом магия. Это нечто совершенно невероятное, не могущее быть, нежданное, но случающееся. Некая тайная сила, воздействующая на состояние души и переворачивающая нутро. Сила, которой владеет один из многих и может показать проявления этой силы другим, не владеющим.
Если говорить о магии слова, то образы, метафоры, гиперболы и проч. атрибуты есть вспомогательные, но вовсе не обязательные инструменты показа этой силы. Таким инструментом может быть и ритм. Но сила первична, инструменты вторичны, и, повторюсь, не обязательны.
Для меня Магия поэзии - это умение в привычном, обыденном увидеть нечто особенное, необыкновенное, невидимое другим, невидимое мне. И показать, заставить почувствовать, пережить. Как-то так.
Tags: !Выбор дня, nataha4, Литература, Приглашение к дискуссии
Subscribe
promo otrageniya april 14, 06:25 67
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 146 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →