Category:

ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ВЕЛИКОБРИТАНИЯ - 7

начало здесь.

Мы едем, едем, едем...

Уже не помню, кого из моих детей моя мама кормила... под гудки паровозов, которые спешили на станцию Киев-товарный. Было это в другой жизни, много-много лет назад. Родители жили на Соломянке. Мама брала внука, и они шли на пригорок, с которого было хорошо видно проходившие внизу поезда. Подъезжая к станции, паровоз издавал протяжный гудок и выпускал пар. Внук визжал от радости и готов был проглотить очередную ложку каши.

Эту, давно забытую картину, я вспомнил, когда по просьбе жены, мы решили совершить поездку на паровозе. Да-да, на самом настоящем паровозе. Без всяких новомодных электровозов, тепловозов и прочих самоходных устройств с дизельными или электрическими двигателями. В Израиле такой паровоз можно увидеть только в музее железной дороги в Хайфе. Говорят, этот паровоз - единственный в Израиле, но в Уэльсе такие паровозы используются по назначению - они до сих перевозят людей.

И при этом, они тоже считаются музейными экспонатами. Это такой своеобразный «живой» железнодорожный музей. По-английски это называется heritage railway, т.е. железная дорога как культурное наследие (heritage) страны. В русском языке нет устоявшегося названия для подобных учреждений. Соответствующая статья в Википедии называется "Историческая железная дорога".

Этот машинист тоже, кстати, выглядит музейным экспонатом, и вполне живым.

Знаменитый паровоз системы Ферли. Впервые был построен и введен в эксплуатацию в Уэльсе в середине XIX века
Знаменитый паровоз системы Ферли. Впервые был построен и введен в эксплуатацию в Уэльсе в середине XIX века

Действующие железные дороги мы видели и в других странах Европы, но там они были исключительно туристическим развлечением. В Уэльсе этими поездами пользуются обычные пассажиры. 

В составе есть даже пульмановские вагоны первого класса с широкими панорамными окнами...

и мягкими сидениями (далеко не первой свежести)

но чисто и, по-домашнему, уютно

на столах проспекты (тот, что у меня в руках — за деньги), на столешнице - схема маршрута, по которому едет поезд.

Итак, на следующий день после прогулки в Портмерион (см. предыдущую запись) мы на машине приехали в Карнарвон к знаменитому средневековому замку, в котором король/королева коронует «принца Уэльского». Замок огромной каменной глыбой выступает в море (о нем я надеюсь рассказать в другой раз). Там наша дружная команда разделилась: Эдик с Сашей пошли смотреть замок и затем, как заядлые яхтсмены, — в «яхтсменную мекку», остров Англси (Angelessy), а мы решили прокататься на поезде, который шел в Портмадог.

Вот он стоит на конечной станции в Карнарвоне на фоне замка, в котором, кстати, ещё недавно (в 1969 году) проводилась церемония присвоения титула принца Уэльского сыну королевы, принцу Чарльзу.

История создания этого железнодорожного маршрута весьма запутанная, изобилует судебной и финансовой терминологией, большими надеждами и тяжелыми разочарованиями. Продолжалась она без малого 100 лет, хотя использование ж.д. транспорта в Уэльсе началось намного раньше.

Ещё в первой половине XIX века в горах Северного Уэльса были построены первые линии узкоколейных железных дорог для перевозки знаменитого уэльского сланца (Welsh slate, сланцевых плит - прекрасного строительного материала, используемого, в основном, в качестве "вечного" верхнего слоя кровли), с горных карьеров, где его добывали, к побережью. Потом начались и пассажирские перевозки, а в 1921 году на базе трёх существующих участков узкоколейной дороги было решено соединить города Карнарвон (Caernarfon) и Портмадог (Portmadog) сквозной железнодорожной линией. Строящаяся дорога получила наименование Валлийской нагорной железной дороги и должна была проходить по красивейшим местам уэльского Национального парка Сноудония  (англ. Snowdonia, валл. Eryri).

Однако добыча сланца к тому времени стала падать, пассажиры всё больше стали ездить автобусами, и в 1933 году после 10 лет убыточной эксплуатации, было принято решение о закрытии этого маршрута.

Во время войны большую часть подвижного состава распродали и сняли часть путей. Но идея ж.д. движения вдоль живописных пейзажей парка Сноудония, осталась. В результате настойчивости нескольких энтузиастов, которые на протяжении 50-ти лет пробивались через бесконечные судебные разбирательства и согласования, и технического персонала, который собирал и реставрировал подвижной состав и ж.д. пути, в 2010 году удалось наконец открыть сквозное движение по линии от Карнарвона до «Портмадогской портовой станции».

Протяженность Валлийской нагорной ж.д. чуть более 40 км. Для машины - полчаса езды, поездом - больше 2-х часов. Если кого-то волнует вопрос, чем занять себя в течение этих 2-х часов, могу успокоить - для любителей природы нет лучшего кино, чем смотреть из окна этого поезда.

Обслуживающий персонал этой дороги, как и других "исторических железных дорог" Уэльса (и других стран), волонтеры, часто пенсионеры и даже инвалиды, для которых работа на железной дороге - хобби, которым они занимаются в свободное время.

Через 2 часа, как и написано было в расписании, поезд прибыл в Портмадог. Это большая (для таких дорог!) станция. Ну, прям, Киев-товарный в миниатюре. Не слышно только крепкого русского мата, без которого на Киев-товарный никакая работа не клеится (помню с детства). Но не здесь. Ни в Уэльсе. Хотя я читал где-то, что в Уэльсе много говорят по валлийски (об этом я уже писал), но ругаются исключительно по английски. Но этого я тоже не слышал. А, может быть, просто не разобрал.

Вот на фото два инженера Эндрю Фоудс (Andrew Foulds) и Джо Клулу (Jo Clulow) на станции Портмагор около маневрового паровоза Хью Напье (Hugh Napier), построенного в... 1904 году. Но выглядит он - "как новенький". Всё блестит и работает.

Его восстановлением инженеры совместно со студентами Бангорского университета (Bangor University) занимались больше 40 лет (с 1969 по 2012). Ростом  -  они почти вровень с паровозом. "Детский мир". Но это не так. Здесь всё по-взрослому.

Эндрю Фоудс (Andrew Foulds) и Джо Клулу (Jo Clulow) на станции Портмагор
Эндрю Фоудс (Andrew Foulds) и Джо Клулу (Jo Clulow) на станции Портмагор


А вот маневровые паровозы из той же серии на путях Портмадогской портовой станции. И рабочие, и их добровольные помощники очень стараются, чтобы все латунные части блестели, как настоящее золото.

Рядом — порт, который только 100 лет назад был забит судами, на которые круглосуточно грузили добытый сланец. Теперь - здесь лишь несколько десятков частных яхт и рыбацких судов.

Продолжение здесь

promo otrageniya april 14, 06:25 62
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.