Дом доброго тролля (troll_lol_o) wrote in otrageniya,
Дом доброго тролля
troll_lol_o
otrageniya

Categories:

Экраноплан "Орленок", который живет на Речном вокзале



Если посмотреть с причала Северного речного вокзала Москвы на другой берег, первым делом в глаза бросается подводная лодка. Если же немного приглядеться, то рядом с ней можно увидеть странную конструкцию: она похожа на самолет, корабль, подводную лодку и сон пьяного дизайнера одновременно. Вот как раз об этой конструкции я вам сегодня и хочу рассказать.



Экраноплан - это аппарат на стыке жанров. С одной стороны, его можно считать самолетом, ведь у него есть крылья и он может летать. Впрочем, с тем же успехом его можно считать и кораблем - ведь он весьма неплохо плавает, и даже когда взлетает - летит очень низко, на высоте всего лишь нескольких метров.
Некоторые считают экранопланы летающими кораблями, и лично мне очень нравится такое определение.



Экраноплан "Орленок" начали разрабатывать в 1968 году по заказу ВМФ СССР, которому требовался аппарат для скоростной и незаметной доставки 200 пехотинцев или 28 тонн груза.
В те времена технику разрабатывали куда быстрее, чем сейчас, и поэтому первый "Орленок" вышел на испытания через всего лишь 4 года - совсем небольшой срок для разработки подобного аппарата.
Первые ходовые испытания проводили неподалеку от Нижнего Новгорода (тогда Горького), в протоке за островом Телячий. Разумеется, среди местных немедленно пошли слухи о том, что военные испытывают какое-то очередное чудо-юдо, и поэтому для пресечения утечки информации компетентные органы запустили ответные слухи: мол, это самолет потерпел аварию, и теперь его пытаются перегнать на аэродром таким экзотическим образом. Говорят, кто-то этому даже поверил.



В 1973 году экраноплан перегнали на Каспийское море, и там уже начались полноценные испытания: аппарат гоняли и в хвост, и в гриву, причем за его штурвалом регулярно находился его главный конструктор - Ростислав Алексеев, тот самый, который создал суда на подводных крыльях "Ракета" и "Метеор". Однажды его присутствие на борту спасло и машину и экипаж: во время очередного полета пилоты допустили ошибку и "Орленок" сильно ударился об воду. Раздался треск, отказал хвостовой маршевый двигатель и управление было почти потеряно: находившийся в тот момент в кабине Алексеев немедленно взял управление на себя, вывел носовые взлетные двигатели на максимальные обороты и повел аварийный аппарат к берегу.
На берегу выяснилось: от удара об воду у экраноплана попросту отвалилась вся хвостовая часть. Для любого самолета и почти любого корабля такая авария кончилась бы печально - но "Орленок" смог её пережить. Таким необычным способом была доказана феноменальная живучесть аппаратов такого типа.



Экраноплан "Орленок" оказался на редкость универсальным, грузоподъемным, живучим и при этом малозаметным - ведь он мог долго лететь со скоростью около 500 км/ч на высоте всего лишь 2-10 метров. На такой высоте его очень сложно обнаружить с помощью радаров, а за счет экранного эффекта полет получался ещё и удивительно экономичным. В случае же необходимости экраноплан мог отрываться от экрана и подниматься на высоту до 1500 м.



Испытания были признаны успешными, уже было построено 5 предсерийных экранопланов, к постройке планировалась серия из 120 "Орлят" - но в 1984 году умер главный покровитель проекта, министр обороны СССР Дмитрий Федорович Устинов, а его преемник считал, что для страны куда важнее программа по строительству атомных подводных лодок. В итоге проект был закрыт, а деньги на его реализацию были переданы кораблестроителям. Уже построенные экранопланы были переданы ВМФ и летали до 1993 года, пока окончательно не встали на берегу.



В 2007 году наиболее сохранный "Орленок", построенный ещё в 1983 году, выкупило правительство Москвы для создававшегося тогда музея ВМФ на Речном вокзале, а рядом с ним разместило стенд виртуального пилотирования экраноплана - сильно упрощенный, конечно, но для детей самое то.
Теперь каждый может посмотреть на настоящую машину, почувствовать себя её пилотом, и кто-то после этого наверняка задумается о летной или конструкторской карьере.

Пост написан по просьбе nataha4
Tags: broiler-747, troll_lol_o
Subscribe
promo otrageniya april 14, 06:25 62
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 84 comments