Дом доброго тролля (troll_lol_o) wrote in otrageniya,
Дом доброго тролля
troll_lol_o
otrageniya

Categories:

Экраноплан "Орленок", который живет на Речном вокзале



Если посмотреть с причала Северного речного вокзала Москвы на другой берег, первым делом в глаза бросается подводная лодка. Если же немного приглядеться, то рядом с ней можно увидеть странную конструкцию: она похожа на самолет, корабль, подводную лодку и сон пьяного дизайнера одновременно. Вот как раз об этой конструкции я вам сегодня и хочу рассказать.



Экраноплан - это аппарат на стыке жанров. С одной стороны, его можно считать самолетом, ведь у него есть крылья и он может летать. Впрочем, с тем же успехом его можно считать и кораблем - ведь он весьма неплохо плавает, и даже когда взлетает - летит очень низко, на высоте всего лишь нескольких метров.
Некоторые считают экранопланы летающими кораблями, и лично мне очень нравится такое определение.



Экраноплан "Орленок" начали разрабатывать в 1968 году по заказу ВМФ СССР, которому требовался аппарат для скоростной и незаметной доставки 200 пехотинцев или 28 тонн груза.
В те времена технику разрабатывали куда быстрее, чем сейчас, и поэтому первый "Орленок" вышел на испытания через всего лишь 4 года - совсем небольшой срок для разработки подобного аппарата.
Первые ходовые испытания проводили неподалеку от Нижнего Новгорода (тогда Горького), в протоке за островом Телячий. Разумеется, среди местных немедленно пошли слухи о том, что военные испытывают какое-то очередное чудо-юдо, и поэтому для пресечения утечки информации компетентные органы запустили ответные слухи: мол, это самолет потерпел аварию, и теперь его пытаются перегнать на аэродром таким экзотическим образом. Говорят, кто-то этому даже поверил.



В 1973 году экраноплан перегнали на Каспийское море, и там уже начались полноценные испытания: аппарат гоняли и в хвост, и в гриву, причем за его штурвалом регулярно находился его главный конструктор - Ростислав Алексеев, тот самый, который создал суда на подводных крыльях "Ракета" и "Метеор". Однажды его присутствие на борту спасло и машину и экипаж: во время очередного полета пилоты допустили ошибку и "Орленок" сильно ударился об воду. Раздался треск, отказал хвостовой маршевый двигатель и управление было почти потеряно: находившийся в тот момент в кабине Алексеев немедленно взял управление на себя, вывел носовые взлетные двигатели на максимальные обороты и повел аварийный аппарат к берегу.
На берегу выяснилось: от удара об воду у экраноплана попросту отвалилась вся хвостовая часть. Для любого самолета и почти любого корабля такая авария кончилась бы печально - но "Орленок" смог её пережить. Таким необычным способом была доказана феноменальная живучесть аппаратов такого типа.



Экраноплан "Орленок" оказался на редкость универсальным, грузоподъемным, живучим и при этом малозаметным - ведь он мог долго лететь со скоростью около 500 км/ч на высоте всего лишь 2-10 метров. На такой высоте его очень сложно обнаружить с помощью радаров, а за счет экранного эффекта полет получался ещё и удивительно экономичным. В случае же необходимости экраноплан мог отрываться от экрана и подниматься на высоту до 1500 м.



Испытания были признаны успешными, уже было построено 5 предсерийных экранопланов, к постройке планировалась серия из 120 "Орлят" - но в 1984 году умер главный покровитель проекта, министр обороны СССР Дмитрий Федорович Устинов, а его преемник считал, что для страны куда важнее программа по строительству атомных подводных лодок. В итоге проект был закрыт, а деньги на его реализацию были переданы кораблестроителям. Уже построенные экранопланы были переданы ВМФ и летали до 1993 года, пока окончательно не встали на берегу.



В 2007 году наиболее сохранный "Орленок", построенный ещё в 1983 году, выкупило правительство Москвы для создававшегося тогда музея ВМФ на Речном вокзале, а рядом с ним разместило стенд виртуального пилотирования экраноплана - сильно упрощенный, конечно, но для детей самое то.
Теперь каждый может посмотреть на настоящую машину, почувствовать себя её пилотом, и кто-то после этого наверняка задумается о летной или конструкторской карьере.

Пост написан по просьбе nataha4
Tags: broiler-747, troll_lol_o
Subscribe
promo otrageniya апрель 14, 2019 06:25 69
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 84 comments