Александр Дятлов (aborigenarbata) wrote in otrageniya,
Александр Дятлов
aborigenarbata
otrageniya

Categories:

Воспоминания старого химика

Дороги, дороги

Воспользовался возможностями Интернета и отметил на карте города, в которых пришлось либо работать, либо пребывать в краткосрочных командировках по вопросам, связанным с химической отраслью, производством добычи углеводородов и угля.



Оказалось,что их не так много, как думалось прежде. Порадовало, что больше всего пришлось поработать в Украине: Киев, Харьков, Лисичанск, Рубежное, Северодонецк, Краматорск, Коммунарск, Горловка, причем на Северодонецком производственном объединении «Азот» пребывал довольно долго, внедряя результаты диссертации, направленные на увеличение выхода целевого продукта на одном из производств этого завода.
Самая северная точка: Когалым - город в тундре, самые восточные: Владивосток, Находка, Партизанск. Западная точка — Женева.
С каждым городом связаны какие-то воспоминания в массе позитивные, однако, были и некоторые несуразности, обусловленные незнанием условий пребывания. Так запомнился полет из Перми в Соликамск на самолете АН-2. Лететь-то всего чуть более часа, но салон этого кукурузника не обогревается, а за бортом было около -40С, и московская обувь была совершенно не пригодна для такого случая. По прилету в Соликамск, в котором было только на 5 градусов теплее, я понял, что надо срочно спасать пальцы ног. Мне посчастливилось, что я не первый такой, и хозяева с комбината имели уже некоторый опыт по спасению чудиков с «материка». В общем обошлось.
На Дальнем Востоке удалось поплавать в Японском море при температуре +14С, в которое в свободное от работы время гостеприимные хозяева вышли на яхте. Сегодня я бы, конечно, не решился на такой опрометчивый поступок.
Облазил многие шахты Кузбасса, Сучанского каменноугольного бассейна в Приморском крае. Впечатление от увиденного в этих шахтах, наверное, самое сильное в жизни, во всяком случае, и по истечении почти 30 лет, помню каждую минуту «своей подземной жизни». Правда, после третьей обследованной шахты, страх прошел, и пришло чувство уверенности и лихости. Самым сложным было то, что очкарикам в шахте делать нечего: пот, вода, капающая со свода шахтного штрека, и угольная пыль, покрывающие линзы очков, делают тебя незрячим, а при зрении -4,5 без очков ты в шахте становишься подобным слепому котенку. Когда ты рассказываешь друзьям, близким, что способами доставки шахтеров к забою являются конвейерная лента, кресельная дорога, подобная той, что на горных курортах, но без присущего комфорта, то зачастую не верят, думая, что я «заливаю».
С конвейерной лентой связан забавный случай, произошедший со мной на одной из шахт объединения «Северкузбассуголь». Лента по штреку во время доставки шахтеров к рабочему месту движется непрерывно. Ты залезаешь на довольно высокую, но короткую деревянную платформу, с которой лежа на её досках головой вперед, переворачиваешься на ленту и поехал. Меня предупредили, что на конечной остановке ты должен также перевернуться с ленты на платформу иначе сверзишься вниз с высоты конвейера, а это метра 2. Ехать на ленте минут 20, так что необходимо вовремя сориентироваться. Всю дорогу я боялся пропустить конечную платформу и для этого поднимал голову и смотрел вперед. Наконец я увидел платформу и подготовился к перевороту на неё. И вдруг здоровенный удар по лицу, от которого из глаз посыпались искры. Ничего не понимая, я все же ухитрился попасть на платформу с разбитой рожей. Профессионал, который нас сопровождал, с сожалением зацыкал языком и произнес: «Извини, я не предупредил, что перед самой платформой весит деревянный обрубок». Я оторопел и в свою очередь его спросил: «А на..... он там весит?». «А как же - ответил он, - Как только обрубок стукнет про каске, тогда и нужно переворачиваться». Оказалось вот что. Все умные просто лежат вперед головой в каске и, не задумываясь, ждут удара. После удара шахтер быстро переворачивается на платформу, а я, боясь пропустить платформу, вперед выставил лицо, так и надо, впредь будешь умнее. Обратно я ехал гоголем, дождавшись удара, легко перевернулся на платформу. Из любопытства посмотрел на обрубок. Оказалось, что это здоровенная деревянная дубина, подвешанная на веревке и практически касающаяся ленты. Я не удержался и спросил профессионала: «А зачем такая толстая дубина, ведь можно и потоньше?». «Нет, нельзя потоньше, - ответил он - «Этот обрубок не только сигнал, но и будильник». «Какой будильник?» - оторопело спросил его я?. «Ехать-то на ленте 20 минут, шахтер может и заснуть, вот такой удар его и разбудит. Вес и толщина этого обрубка установлены методом проб и ошибок»,- с чувством превосходства над московским кандидатом наук пояснил он.
Из-за сложной гипсометрии угольных пластов, по всей России уголь добывают методом бурения и взрывов. Одна смена бурит, следующая взрывает, а третья очищает лаву, спуская по рештакам добытый уголь. Механизированные комплексы сложно использовать на пластах с углом наклона более 30 градусов.



При строительстве многих шахт, в первую очередь, шахт объединения «Воркутауголь», Кузбасса в них закладывались технологии добычи угля, приемлемые при использовании труда заключенных. Сегодня на шахтах заключенных нет, но от этого труд шахтера не стал цивилизованней.
Tags: aborigenarbata
Subscribe
promo otrageniya april 14, 06:25 62
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments