ranger (ranger) wrote in otrageniya,
ranger
ranger
otrageniya

Category:

ништяки которые люди



В 1970-80-х годах в СССР расцвели подростковые неформальные группировки, которые выясняли между собой отношения в массовых побоищах.

В небольшом уральском городе Орске (Отдаленный Район Ссыльных Каторжан, как расшифровывали это слово шутники), где прошло мое детство, примерно с 70-х годов прошлого века возникло свое хулиганское движение, называемое "ништяками". Ништяк, ништяковый — производное от уголовно-воровского «ништяк» (т.е. все в порядке, все хорошо).

В советское время это явление "прославило" наш город на всю страну: в журнале "Коммунист" проблеме ништяков была посвящена целая статья - один из первых материалов в советской печати, поднимавший тему "проблемных" молодежных движений.

Ништяки имели нечто вроде униформы (наверное, правильнее сказать, придерживались определенного стиля в одежде).

Начнем с обуви. Летом это были комнатные тапочки, которые и тогда, да и сейчас еще легко и дешево можно купить на старогородском рынке. Войлочные или суконные тапочки изготавливались пенсионерами окрестных домов из подручных материалов. Зимой ништяк носил суконные либо войлочные ботинки «прощай, молодость» на резиновой подошве и с молнией вместо язычка. Кажется, тогда они стоили рублей десять, не больше. Иными словами, обувь представляла собой крайне недорогое изделие, мягкое и достаточно теплое. Трико с лампасами - такая же необходимая деталь одежды, как мохеровая кепка. Кепка очень теплая. Голова под ней сильно потела. Компенсировать переизбыток тепла можно было только очень короткой стрижкой. Именно по мохеровой кепке отличали ранг ништяка и его положение в иерархии. Кепка была обязательна даже в летнюю жару. Тщедушное тело ништяка (а худоба - это тоже атрибутика) прикрывала рубашка, предпочтительно фланелевая в клеточку. Мало было облачиться в традиционную одежду ништяка, надо было уметь ее носить. Рубашка обязательно застегнута на все пуговицы, включая верхнюю. Ворот - на несколько размеров больше шеи, рукава опущены, но не закатаны, задники тапочек не стоптаны, какими бы старыми тапочки ни были, трико с лампасами приспущено на манер, как сейчас носят шорты - на бедрах. Дешевый пиджачок завершал этот впечатляющий ансамбль.

Ништяка отличало умение часами сидеть на корточках. Причем - не опираясь спиной о стену, не держась ни за что. Нога - на всю стопу, плечи ссутулены. Сидя на корточках, ништяк мог есть, пить, курить сигареты и анашу, разговаривать, встречаться с девушкой и грызть семена подсолнуха, отправлять естественные надобности, коль в этом возникнет потребность. Словом, проводил большую часть своего времени. Свободного времени - ибо традиция низкой посадки на корточках пришла из мест заключения. А свободного времени в местах лишения свободы, как известно, хватает.

Традиция стричься коротко, даже в те времена, когда модно было носить длинные волосы, - тоже из зоны. Только короткая челка нависает на лоб, гладко прижата ко лбу. Короткая стрижка не противоречит зоновской моде, поощряемой администрацией во все времена в основном из соображений гигиены. К тому же это удобно в драке - за волосы не ухватить.

Дрались, сами того не сознавая, с социально ненавистными классами: со стилягами в 60-е годы, с хиппи - в 70-е, с панками - в 80-е.

Лучшее оружие - цепь. Можно даже от бензопилы. Но чаще всего использовали велосипедную. Между звеньями продевали натянутую резинку, и цепь сжималась. А в драке резинка легко растягивалась, и цепь становилась длиннее. Брали и ножи. Но нож - штука опасная. Даже не как оружие, а как моральный рубикон, как испытание воли и отчаянности. По закону, если ништяк достал нож, он должен ударить этим ножом соперника. А иначе зачем понтовался? Ударить ножом - не у каждого хватало смелости.

Тем не менее - били, резали, убивали. Попадали в милицию, под суд, в тюрьму, на зону. Но для ништяка попасть "на кичу" - все равно что для мусульманина погибнуть за веру. Зона - пусть и не рай, но там все свои: понятия, законы.

Ништяк беден и изворотлив, ништяка много. Он берет хитростью, подчас подлостью. Подлость, отсутствие моральных устоев вместе с чудовищной сентиментальностью и декларацией приверженности понятиям и законам зоны - еще одна характерная черта ништяка, которая помогла ему выжить как классу, претерпевшему, впрочем, серьезную трансформацию за последние десятилетия социальных потрясений в обществе.

Стиль ништяцкой речи тоже рожден в неволе. Так называемая воровская «феня» - прародительница ништяцкого наречия, ибо сленгом сложно назвать то, что вырывалось в те годы из уст старогородской босоты. Но и тогда, и сейчас для ништяка характерно невероятно долго тянуть гласные, особенно налегая на «а», произнося даже «о», как долгое «а»: «млааако» вместо «молоко», «кааароче» вместо короче.

«Слышьты» - это уже недоброжелательное обращение к незнакомцу.

«Браатишка» - доброжелательное обращение.

Классическое «ништяк в нааатуре» можно перевести как «на самом деле, все хорошо».

«Чё как овца» - замечание, сделанное девушке, которая ведет себя в некотором смысле недостойно.

«Кааароче» - говори понятнее, чего хочешь.

«Абаааснуй» - приведи свои аргументы.

«Прикинь» - представь себе.

Выражения типа «Пасть паарву, маргалы выколю» перестали ходить после того, как на советский киноэкран вышел культовый фильм «Джентльмены удачи». Идиомы перешли в разряд попсовых общеупотребительных фраз и перестали использоваться в настоящем ништяцком обиходе.

Ништяк сентиментален. Он любит маму так, как ее не может любить ни один «мажор». При этом женщину за человека он не считает и с ней не церемонится. Зато друзей называет именами с уменьшительно-ласкательным суффиксом «ёк». Женёк, Колёк, Васёк. Так он обращается к равным. Если ништяк демонстрирует уважение, «ёк» он меняет на «ян»: Колян, Толян.

Наркоманские традиции оказали едва ли меньшее влияние на формирование ништяцкого движения, чем уголовная среда. Заторможенность - другая особенность поведения ништяка - весьма характерна для личности, изрядно обкурившейся анаши, или, как ее модно называть теперь на американский манер, марихуаны. Коноплю и мак ништяки, ничуть не стесняясь, выращивали на собственных огородах поселков Форштадт, Москва, Привокзальный и Степной. Только в годы активной борьбы с наркоманией выращивание мака и конопли стало пресекаться милицией с полным на то основанием. А в советские времена, когда наркомания в стране была латентной, скрытой от общественности, мак свободно произрастал на приусадебных участках ништяков.

Ништяк никуда не торопится...

Полное представления о нравах этой неформальной братии можно получить из рассказа Владимира Кокшарова.



Ништяки вперемешку с "ворами в законе" - сидят в любимой позе, находясь в местах лишения свободы.

Tags: ranger
Subscribe
promo otrageniya april 14, 06:25 67
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments