sergei_1956 (sergei_1956) wrote in otrageniya,
sergei_1956
sergei_1956
otrageniya

Categories:

Вокруг гладиаторских боев...


 Иллюстрации. Рисунок. Художник В. И. Пойда. СПАРТАК.Роман. Рафаэлло Джованьоли. 005

...Был я когда-то боец удалой
Умер в сраженьи совсем молодой.

Меч неприятеля раны нанёс



Нынче решаю духовный вопрос...

Записки бывшего...

Рассинг

...Вокруг гладиаторских боев сформировалась масса мифов. Основной блок их возник в XIX веке, когда в мире сложился устойчивый интерес к прошлым эпохам, подкрепленный возможностями быстро развивающейся науки. Благодаря закреплению части этих неверных представлений о мире прошлого в художественных полотнах и литературных произведениях, многие искажения дожили и до наших времен. В частности, речь идет о якобы ужасных условиях жизни гладиаторов, обязательных правилах проведения боев до смерти и всякой ритуальной стороны вопроса вроде голосования о жизни и смерти бойца пальцами, направленными вверх или вниз.


Увы, практически две трети массовых верований о гладиаторском искусстве являются качественно сфабрикованными враньем и вольными фантазиями. 



Комплексный анализ всевозможных источников дает интересную картину. Начать стоит с того, что отношение к гладиаторам римских граждан было двойственное. С одной стороны, в общественной иерархии они стояли на уровне рабов, актеров, проституток. Хотя не каждый гладиатор являлся рабом. Более того! В иных представлениях участвовали лица вполне себе царственной крови.












Цоколь статуи с изображением гладиаторов, I-II вв. н. э.



Цоколь статуи с изображением гладиаторов, I-II вв. н. э.







Гладиаторов ценили как мужчин – даже за их пот, собранный в термах, платили немалые деньги. Считалось, что это мощный афродизиак, способный действовать одинаково хорошо на оба пола. Сами гладиаторы и контракты со школами, поставлявшие гладиаторов для боев, стоили огромных денег. Не каждый правитель мог позволить многодневные игры в цирке за счет казны. В большинстве случаев ограничивались организацией боев между двумя-тремя парами. Хотя, конечно, известны случаи и многодневных представлений с групповыми боями.



Гладиатор-раб мог получить свободу и права гражданина Рима. Но все равно оставался презираем – даже больше, чем обычный вольноотпущенник. Поэтому большинство из них оставались при школах – преподавать воинскую науку новым поколениям.



Гладиаторов, завершивших карьеру, высоко ценили как телохранителей. В искусстве индивидуального боя им не находилось равных. Но вот в армию их брали неохотно – переучить их с независимого мышления на групповое, необходимое солдату, получалось редко. Кстати, по этой причине большинство гладиаторских бунтов оканчивалось плачевно – эти бойцы-одиночки проигрывали групповой тактике регулярных войск. И пример Спартака ничего не значит – он большинство битв провел с полурегулярными войсками, практически с милицией тех лет.



Вооружение гладиаторов могло служить прототипом армейской экипировки и наоборот. Так, например, в армию из цирка пришла защита рук. А название гладиатора происходит от гладиуса – колющего пехотного меча.












Известная картина XIX века "Pollice Verso" или "Палец вниз". Кстати, сцену эту частенько заимствует современный кинематограф. Она, например, есть в "Гладиаторе" Ридли Скотта. Сам Ридли Скотт не скрывает, что на создание фильма его отчасти вдохновила работа художника Jean-Léon Gérôme



Известная картина XIX века "Pollice Verso" или "Палец вниз". Кстати, сцену эту частенько заимствует современный кинематограф. Она, например, есть в "Гладиаторе" Ридли Скотта. Сам Ридли Скотт не скрывает, что на создание фильма его отчасти вдохновила работа художника Jean-Léon Gérôme




 Иллюстрации. Рисунок. Художник В. И. Пойда. СПАРТАК.Роман. Рафаэлло Джованьоли. 004





При всей разности вооружения среди многочисленных разновидностей гладиаторов (а они эволюционировали очень сильно за все время практики боев) пары создавались примерно равными по возможностям. Известны надгробия ретиариев (самых легких по вооружению бойцов), на которых стоит список былых побед. И среди проигравших противников могли встречаться и очень серьезно защищенные бойцы. Просто избыток защиты, например, мог сочетаться с меньшей подвижностью участника и ограниченным полем зрения. А тот же противостоящий ему ретиарий оставался максимально подвижным.



Интересно, что вооружение каждого типа гладиаторов являлось стилизацией комплекса, принятого на вооружение врагами Рима. Или иллюстрацией каких-то мифов. Упоминаемый уже ретиарий (его название можно перевести как "рыбак" или "сеточник") явно иллюстрировал серию мифов о Нептуне, а популярный фракиец представлял… Фракию, с которой Империя регулярно цапалась.



Оружие гладиаторов остро затачивалось и изготавливалось по технологиям, в целом повторявшим стандартные оружейные методы. Но боевым его считать можно с ворохом оговорок. В качестве примера: как только ребята Спартака, сначала имевшие на руках образцы, взятые в гладиаторской школе, захватили обоз с нормальным армейским оружием, они без сожаления побросали цирковой инвентарь и заменили его чем-то более существенным. Вся штука в том, что оружие для гладиаторов соответствовало одному правилу: больше зрелищности, но меньше смертоносности. Скажем, армейский гладиус был нормальным клинком, а вот его гладиаторский аналог существенно уступал по длине и скорее являлся кинжалом, чем мечом. Да и защита гладиаторская никак не являлась универсальной а учитывала специфику боя с обычным для этого вида противником. К тому же, гладиаторский доспех обычно имел больше украшений и в целом отличался большей массой.












Еще одно детище Жан-Леон Жерома



Еще одно детище Жан-Леон Жерома










Гладиатора нужно долго готовить – даже если речь идет о натаскивании бывшего солдата. Гладиатора следует кормить по особой диете, обеспечивающей лучшее восстановление при травмах (избыток некоторых микроэлементов). Так что гладиатор – штучный и дорогой товар, которым не разбрасывались. Бывали даже своего рода импресарио для организации гастролей некоторых бойцов по стране. То есть задачи угробить такого спеца на потеху толпе не стояла. Это просто вариант заработка на знаменитости – лучших в своем классе бойцов знали, как мы сейчас знаем выдающихся спортсменов.



Известный врач Гален, к услугам которого прибегали за немалые деньги императоры и прочая знать, работал в гладиаторской школе штатным спортивным врачом. Надо полагать, что гонорар за такие труды полагался ему немаленький. Так что гладиаторов ценили, и даже существовала система трансферов – по типу того, как футбольные клубы перекупают игроков сегодня.












"Сполиарий" (Spoliarium - место, где избавлялись от недобитых гладиаторов) - картина (фрагмент) все того же XIX столетия - обратная сторона эффектного зрелища на арене. Это как бы ответ на глорификацию гладиаторских поединков на полотнах Жан-Леон Жерома (на деле посыл картины "Spoliarium" гораздо глубже). Художник: Juan Luna



"Сполиарий" (Spoliarium - место, где избавлялись от недобитых гладиаторов) - картина (фрагмент) все того же XIX столетия - обратная сторона эффектного зрелища на арене. Это как бы ответ на глорификацию гладиаторских поединков на полотнах Жан-Леон Жерома (на деле посыл картины "Spoliarium" гораздо глубже). Художник: Juan Luna










Интересно, что долгое время в руки ученых не давались останки, которые можно было бы гарантированно атрибутировать как гладиаторские. Но сравнительно недавно в Эфесе обнаружили целое гладиаторское кладбище – до нас дошли 4 подписанных надгробия и 68 мужских останков в возрасте от 30 до 50 лет – неплохо для такой опасной профессии. И изучение костей дало любопытные результаты.



***



У многих скелетов следы залеченных ран. Причем встречались даже травмы черепа, а у одного обнаружили следы ампутации – страшно сложной и дорогой операции по тем временам. А еще с удивлением ученые констатировали, что переломы на гладиаторских костях лечились даже качественнее, чем такие же повреждения у знатных римлян! Гладиаторов, конечно, хоронили на отшибе и с минимумом почестей, но вот ухаживали за ними при жизни очень тщательно. Вероятно, как сейчас смотрят за скаковой лошадью премиум-класса.                                                                                                      Источникhttps://zen.yandex.ru/media/battlez/kakimi-byli-nastoiascie-boi-gladiatorov-5c90b1f172d81e00b3a34c2d      Какими были настоящие бои гладиаторов | Исторические Сражения

***



***    Рафаэлло Джованьоли

СПАРТАК

Роман

***      Бои гладиаторские... Экскурс - 14 Мая 2019 - Персональный сайт

http://svistuno-sergej.narod.ru/news/boi/2019-05-14-2511       Бои гладиаторские, актёр, поединок, Экскурс, Гладиатор, Джет Ли, боец, Роман, гладиаторы, Бои гладиаторские... Экскурс, фильм, Спартак, фото из интернета, видео, кино, фильмы, Рафаэлло Джованьоли, Бой

*** Крутится плавно колесо сансары

Вот я и снова… не очень старый.
Был когда-то боец удалой
Умер в сраженьи совсем молодой.

Меч неприятеля раны нанёс
Нынче зарплату домой я принёс.
Женщиной тёмной я в джунглях рожал
Еретиков очищал, тем, что на кол сажал.


Сам ощущал всевозможные муки
Мне отсекали и ноги и руки
Тысячью рук обнимал я тела,
В диком восторге кричал в небеса.

Славил я Бога, за то, что живу,
Что постигаю и мир и войну,
Солнце и море, пески и траву,
Что я родился и снова умру.

Крутится плавно колесо сансары

Иван Серенький


***

***          Поединки


***    Сила


Джет Ли в фильме ... (6).jpg



***  О Джет Ли


***




***

Tags: sergei_1956, Загадки истории, Литература
Subscribe
promo otrageniya апрель 14, 06:25 67
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments