Category:

Возвращение афарсемона

                                     «Зáпаховый оргáн исполнил восхитительно бодрящее
                                     "Травяное каприччио" - журчащие арпеджио тимьяна
                                      и лаванды, розмарина, мирта, эстрагона; ряд смелых
                                     модуляций по всей гамме пряностей, кончая амброй;
                                     и медленный возврат через сандал, камфару, кедр и
                                    свежескошенное сено…"
                                                                      Олдос Хаксли. О дивный новый мир.

Первосвященник, воскуряющий фимиам. Гравюра на меди из книги «Республика евреев». Ж. Банаж. Амстердам, 1713.
Первосвященник, воскуряющий фимиам. Гравюра на меди из книги «Республика евреев». Ж. Банаж. Амстердам, 1713.

Обоняние, с эволюционной точки зрения, одно из самых древних и важнейших чувств, при помощи которого животные ориентируются в окружающей их среде. Физиологи считают, что обоняние предшествовало всем другим чувствам, с помощью которых животное могло на расстоянии распознать присутствие пищи, особей противоположного пола или приближение опасности. 

Для человека обоняние – чувство второстепенное, своего рода атавизм, действие которого не имеет ни видимых, ни слышимых, ни осязаемых причин, и потому представляется нематериальным, чудесным, связанным с высшими силами.

Египетские жрецы, вавилонские халдеи, греческие оракулы, буддийские монахи, колдуны и шаманы всех времен и народов знали и использовали загадочное влияние запаха на настроение и поведение людей. Воскурение фимиама (ароматических смол) было даже не прихотью или хитростью жреца, надумавшего заманить к себе паству. Это было священнодействие, исполнение Божественного умысла. 

Тора обязывала древних иудеев дважды в день возжигать Всевышнему жертвенный фимиам:

"И сделай жертвенник для приношения курений, … На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: [это] — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши. Не приносите на нем никакого иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного, и возлияния не возливайте на него. "[Исх. 30:1-10]

Основными ингредиентами фимиама, который согласно традиции состоял из 11 разных благовоний, были растительные вещества: ладан (לבונה) и мирра (מור) - ароматические смолы, полученные путем высушивания млечного сока деревьев, растущих в жарком сухом климате Аравийского полуострова и Восточной Африки. Церемония воскурения фимиама заключается в медленном нагревании приготовленных кусочков смолы на горячих углях жертвенника. При этом благоухающие эфирные масла фимиама, смешиваясь с дымом, испаряются в окружающее пространство.

Приготовление фимиама в эпоху Второго храма было монополией одной священнической семьи. Они держали это производство в тайне, ведь хороший фимиам это не только изысканное благоухание – выделение эфирного масла должно происходить достаточно долго, чтобы продлить церемонию.

В отличие от ароматических смол жидкое благовоние не создает необходимой для ритуального обряда атмосферы торжественности и ожидания чуда. Зрительно-слуховое воздействие эффективнее обонятельного. Тем не менее, упоминания об ароматических маслах тоже уходит в глубокую древность. Археологи находят в раскопках на Ближнем Востоке и в Египте осколки флаконов из фаянса, камня, керамики, а позже, и из стекла, в которых хранили, по всей вероятности, драгоценное масло.

Неоднократно упоминаются разные благовония в знаменитой "Песне Песней" – древнейшем собрании любовной лирики. Уже в самом начале автор выражает восторг по поводу запаха, который исходит от героя поэмы:

"Чуден твой аромат,
маслом имя течет…"[Песнь 1:3][1]

И дальше, возлюбленная сообщает:

"Покуда царь у себя пировал,
мой нард аромат разливал.
Мой милый - связкою мирры
ночует между грудей.
Мой милый - цветок кипрея
в садах-виноградах Эйн-Геди."[Песнь 1:12-14]

Здесь уже целый букет ароматов: нард(נרד) - очень ценное благовоние, которое получали из травянистого растения, что растет на склонах Гималаев; знакомая уже мирра и кипрея из Эйн Геди или – "кофер"(כופר), который, по мнению некоторых комментаторов, - одно из первых упоминаний легендарного афарсемона, или опобальзама (подробнее в »Секрет Эйн Геди») Большинство же считает, что речь идет о растении кипер – лавсония, из высушенных листьев которого приготавливают очень распространенную на Ближнем Востоке краску, хенна (хна).

Ещё одно древнее упоминание об афарсемоне можно найти у Иосифа Флавия. В книге "Иудейские древности" он высказывает мнение, что впервые это растение привезла сюда царица Савская в подарок царю Соломону.

"Затем царица словесно выразила Соломону свою глубокую признательность за радушный прием и доказала это также некоторыми тут же сделанными ему подарками; а именно: она преподнесла ему двадцать талантов золота, несметное количество благовонных товаров и массу драгоценных камней. От нее же, по преданию, развелось и растение, дающее нам корень опобальзама и до сих пор еще в изобилии произрастающее в нашей стране. ."[И.Флавий. Иудейские древности кн.8 6:6]

Мнения по поводу самого раннего появления афарсемона в долине Иордана – Мертвого моря сильно расходятся, но доподлинно известно, что во времена римского господства на Земле Израиля благородные матроны Вечного города готовы были платить тысячи сестерций за флакон бальзама, приготовленного в Эйн Геди или в Иерихоне. Выращивание этого растения и производство из него благовоний — было одной из основных статей экономики  еврейских поселений на западном берегу Мертвого моря, от Эйн-Геди до Иерихона. 

Память об этом растении жила на протяжении веков. На карте из Мадабы, изготовленной в VII веке, художник рядом с названиями городов изобразил их наиболее примечательные детали. Рядом с Иерихоном он изобразил финиковые пальмы и веточки афарсемона. Так, во всяком случае, интерпретирует это изображение проф. Бар Иланского университета Зоар Амар (זוהר עמר). Факт тот, что изображения финиковых пальм есть и в других частях карты, а этих веточек больше нет нигде, также, как нигде больше афарсемон не выращивали. 

Фрагмент мозаичной карты из Мадабы. Иерихон и река Иордан
Фрагмент мозаичной карты из Мадабы. Иерихон и река Иордан

Более того, проф. Зоар Амар считает, что на карте около веточек изображена сторожевая вышка для охраны плантаций афарсемона как наиболее примечательная часть пейзажа (см. на иврите - אזור גידולו של האפרסמון לאור מפת מידבא - "Область выращивания афарсемона на карте из Мадаба"). 

Одно из направлений в исследованиях проф. Зоар Амар – идентификация растений и животных, которые упоминаются в ТАНАХе (Библии) и Талмуде. Среди растений особым приоритетом пользуется афарсемон. Совместно с док. Давидом Илузом (דוד אילוז), преподавателем кафедры מדעי החיים (Life Sciences), ученые пытаются установить к какому "роду-племени" относится это растение и вернуть его в Эйн Геди.

Проф. Зоар Амар "на встрече с капским даманом [2]".
Проф. Зоар Амар "на встрече с капским даманом [2]".

Проблемой "рода-племени" афарсемона интересовались давно. В качестве возможных "кандидатов" предлагались известные растения, выделяющие из надрезов ствола и ветвей быстро затвердевающую на воздухе смолу – мастичное фисташковое дерево (Pistacia lentiscus), стиракс (Styrax officinalis) и черная бузина (Sambúcus nígra). Но названия этих растений, в отличие от афарсемона, довольно убедительно определены в ТАНАХе и Талмуде. После тщательных исследований Зоар Амар предложил свою версию идентификации афарсемона – африканское растение Commiphora gileadensis (Commiphora opobalsamum) , из которого приготовляют галаадский бальзам (מור הגלעד),  и родственные ему виды.

Это растение было выбрано так же и из-за фонетической схожести названий - йеменское название этого растения "катаф" (קטף) аналогично тому, как называется афарсемон в книгах "Хазаль" (חז"ל)/ Мудрецов, и - по его свойствам, совпадающим с описаниями афарсемона в разных источниках.

Лет двадцать назад Зоар Амар смог получить из ботанического сада в Англии черенки катафа (Commiphora opobalsamum). Часть из них он высадил в ботаническом саду в Иерусалиме, часть – в Эйн Геди на террасе "Аругот ХаБосем" ("Терраса благовоний") и часть – в особой оранжерее, местонахождение которой держал в секрете. Растения в Эйн Геди прижились  хорошо, но те, что были севернее, пропали. Сегодня на территории Ботанического сада Эйн Геди есть уголок "Аругот ХаБосем", где растут несколько деревьев из семейства бурзеровых (Burseraceae). Среди них - опобальзам - מור הגלעד, кандидат в афарсемон.

Террасы "Аругот ХаБосем" в Эйн Геди Фото - Михаэль Патаэль, Haaretz
Террасы "Аругот ХаБосем" в Эйн Геди Фото - Михаэль Патаэль, Haaretz

В рамках продолжающегося эксперимента на искусственных террасах кибуца Эйн Геди за последние несколько лет высажено несколько сот саженцев этого дерева. Растения принялись хорошо, но для получения легендарного благовония не достаточно определить источник получения ароматной смолы, нужно воссоздать технологию сохранения этого аромата. По словам ученых и работников сада, аромат действительно очень приятный и сильный, но быстро улетучивается. Не зря жители древнего Эйн Геди так старательно сохраняли свой секрет. 

Тем временем опытами ученых вскоре заинтересовались членов киббуца Альмог, расположенного в 40 км севернее Эйн Геди, в той же сухой и безжизненной Иудейской пустыне. 

В конце нулевых появилась в этом киббуце новая семья. Глава семьи Гай Эрлих с женой и тремя детьми оставил Иерусалим и перешел жить подальше от города, в киббуц, одним из основных занятий которого было выращивание растений для пищевых добавок и косметики. Гай заинтересовался этим и вскоре познакомился с исследованиями Зоара Амара. 

Киббуц Альмог. Фото Google map
Киббуц Альмог. Фото Google map

Идея вернуть миру древнюю косметику увлекла его, и он развернул бурную деятельность, потратив на это все свои сбережения. После нескольких лет неудачных экспериментов, каким-то таинственным путем он сумел получить несколько семян опобальзама (Commiphora gileadensis) из... арабского султаната Оман. И, хотя у него нет твердой уверенности, что именно это и есть афарсемон, Гай сумел привлечь к идее возвращения афарсемона не только нескольких инвеститоров, но и серьёзные научные силы. Среди них - доктор Давид Илуз, тот, кто вместе с Зоаром Амаром начинал эти исследования, доктора наук, специалисты по экстрагированию и производства эфирных масел, косметике, лечебных трав, растениеводству и даже работник из исследовательского института «Вулкани», ответственный за выращивание лекарственных растений и специй в Израиле.

Гай Эрлих. Фото Мириам Цахи, מקור ראשון
Гай Эрлих. Фото Мириам Цахи, מקור ראשון

Полученные семена быстро проросли и хорошо прижились. По  сообщениям СМИ (מקור ראשון) сегодня Гай Эрлих занят выращиванием свыше десяти тысяч саженцев опобальзама и ладанного дерева (Boswellia sacra). Из некоторых он уже собирает сок и производит косметические препараты. Ведутся также довольно обнадеживающие исследования лекарственных свойств смолы опобальзама.

Цветущий куст опобальзама в киббуце Альмог
Цветущий куст опобальзама в киббуце Альмог

Примечания:
[1] - Здесь и дальше стихи "Песни Песней" приводятся в переводе Якова Лаха, "Филобиблион", Иерусалим, 2003.
[2] - Зверек, рядом с которым сидит проф. Зоар Амар, на иврите называется "шафан села", что в буквальном переводе означает "скальный заяц", но к зайцам он никакого отношения не имеет. Это - Капский даман и его ближайший родственник... - слон. Они очень многочисленны в районе Эйн Геди и встречаются буквально на каждом шагу. Путаница с зайцем тянется, очевидно, от финикийцев, которые, приплыв в Испанию, увидели там знакомых зверьков и назвали их "шафан". Но это были зайцы, совсем другие животные. Тем не менее, название "шафан", сохранилось для обозначения зайцев и даже - в названии страны, которую они открыли: Испания – И-шафаним – "остров даманов".

© А.Таль

promo otrageniya april 14, 06:25 67
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.