Category:

Тысячелетия в Тель Дан

                                               "Они сказали: встанем и пойдем на них;
                                                мы видели землю; она весьма хороша" [Суд., 18:9]

На севере Израиля у подножья горы Хермон рядом с кибуцом Дан (шоссе №99) сохранился небольшой уголок райского сада - заповедник Тель Дан. Того старого, библейского сада, где Ева делилась с Адамом заветными яблоками, давно уже нет, но его уголки ещё встречаются кое-где на Земле. Один из них здесь, в Тель Дан.

У истоков р. Дан.
У истоков р. Дан.

Даже в самое жаркое время года, когда трескается земля под лучами слепящего солнца и над страной висит пыльное облако, принесенное хамсином, [родным израильским суховеем], на тропинках Тель Дан всегда тень и прохлада. Это река Дан, вытекающая из подземных источников, освежает знойное дыхание лета. Тысячелетия, не смолкая, шумит здесь вода. Если прислушаться, можно уловить в её журчании гортанную речь ханаанских богов, которым поклонялись первые жители этих мест; грозные наставления еврейского Ягве, пришедшего сюда вместе с подопечным ему народом; сладкозвучную сирингу козлоного Пана, обитающего, по мнению поселившихся здесь греков, поблизости у водопада Баниас (Паниас, первоначально). Река Дан – один из главных притоков Иордана, само название которого, как считали еврейские мудрецы, происходит от ивритского "йоред ми-Дан" (Иордан), т.е. "вытекающий из Дана".

Многочисленные ключи ручейками растекаются по всему заповеднику. Они несут живительную влагу столетним лаврам и фисташковым деревьям, в густой тени которых мелькают образы "потерянного рая". Лет 40 назад во время грозы загорелось в заповеднике огромное фисташковое дерево. От него остался только обгоревший ствол, по которому смогли подсчитать возраст. Оказалось, что этому Мафусаилу было более шести сотен лет.

Этот благодатный оазис, как и многие другие места в Израиле, полон тайн, а его история теряется в глубине веков.

Когда-то, около 4000 лет назад ханаанские племена построили здесь город Лаис (Лешем), который упоминается в египетских и месопотамских текстах ХIХ века до н.э. Город был последней остановкой на караванном пути из Египта в Дамаск (Сирию). Он был окружен мощными земляными валами (10-15 метров в высоту и 60-70 метров шириной у основания!!!), остатки которых можно видеть и сегодня. С Востока в город можно было пройти через ворота, которые тоже сохранились удивительно хорошо. Несмотря на то, что всё сооружение сложено из необожженного кирпича и давно уже должно было рассыпаться в прах, этого не случилось. Ворота раскопали в 80-х гг прошлого, ХХ века. Археологи считают, что ими пользовались одно-два поколения, и по какой-то причине засыпали землей. В таком состоянии они оставались все эти годы, став для потомков свидетельством высочайшего мастерства древних строителей.

"Ханаанские ворота",17в до н.э.
"Ханаанские ворота",17в до н.э.

Арка этих ворот – древнейшая из всех найденных на сегодняшний день на земле, и единственная образованная 3-мя дугами. До этого считалось, что арочный свод – изобретение римлян. Арочные ворота в Тель Дан в два раза старше римских.

В Библии (ТАНАХ/Ветхий Завет) Дан упоминается впервые в связи с погоней праотца Авраама за похитителями его племянника, Лота: "Аврам, услышав,, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана." [Быт. 14:14] - и, вполне возможно, что всё это происходило здесь, и он был одним из тех, кто входил в город через эти ворота, чтобы спасти своего "сродника".

Через несколько столетий после Авраама, в ХI в до н.э. 600 человек из израильского племени (колена) Дан, захватили ханаанский город Лаис и основали на его месте еврейское поселение Дан, просуществовавшее около 300 лет, до ассирийского завоевания в VIII в. до н.э. "И нарекли имя городу: Дан по имени отца своего Дана, сына Израилева; а прежде имя городу тому было: Лаис". [Судьи 18:29]

Название это сохранилось и в современном арабском имени холма – Тель Аль-Кади, "холм судьи": "Дан" на иврите тоже, что и "Кади" по-арабски – судья. Однако наиболее убедительным свидетельством правильной идентификации местонахождения древнего городища стала, обнаруженная здесь во время археологических раскопок 1976 года, двуязычная греко-арамейская надпись. На каменной плитке, найденной под полом римского периода, т.е. ранее I-го в до н.э. вырезано обращение (обет) человека по имени Зоил к "Богу, который находится в Дане" ["QADMONIOT" 40:114].

Александр Иванов. Поклонение Золотому Тельцу. Эскиз
Александр Иванов. Поклонение Золотому Тельцу. Эскиз


Для этого Зоила "Бог из Дана" - это Золотой Телец, фигура довольно одиозная, негативный языческий образ, который на протяжении последних двух-трёх тысяч лет неразрывно связан с племенем Дан. О Золотом тельце упоминает и известный историк I-го века н.э., Иосиф Флавий, который описывает окрестности Селевкии, как "чрезвычайно живописную местность, водные источники которой питают так называемый малый Иордан, и вместе с ним, ниже храма Золотого быка, впадают в большой." [И.Флавий, Иудейская война, 4:1:1]

Рембрандт. Моисей разбивает скрижали Завета
Рембрандт. Моисей разбивает скрижали Завета

Впервые грех поклонения Золотому Тельцу случился ещё до прихода евреев в Землю обетованную. Аарон в отсутствие Моисея собрал все золотые украшения и отлил из них Золотого Тельца, которому народ мог бы поклоняться. Когда Моисей сошел с горы

и увидел тельца и пляски, он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою [Исх. 32:19]

Но этого ему было мало.

...стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, — ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек.[там же, 32:26-29]

Однако "запретный плод – сладок", и племя Дан, удалившееся от зоркого ока Иерусалимского Храма, вернулось к поклонению Золотому Тельцу, вызвав непримиримый гнев ортодоксального иудаизма на века. ТАНАХ посвятил этому событию отдельную нравоучительную историю.

"В те дни не было царя у Израиля; и в те дни колено Даново искало себе удела, где бы поселиться, потому что дотоле не выпало ему [полного] удела между коленами Израилевыми."[Суд. 18:1]

Так начинается рассказ о поисках подходящего места для поселения евреям из колена Дан. После недолгих поисков привела их судьба в ханаанский город Лаис, и захватили они его без труда, т.к. воевали "...против народа спокойного и беспечного, и побили его мечом, а город сожгли огнем.[Суд. 18:27] ТАНАХ осудил такие действия и объяснил, что завоевание мирного города без достаточных оснований на то - это большой грех, к которому привели другие более мелкие неправедные поступки.

Итак, некто, по имени Миха, завещал в случае возврата украденных у него денег отдать все Всевышнему. Однако своё обещание он выполнил лишь частично: только 200 шекелей серебра из обещанных 1100 он отдал, чтобы сделать "из них истукан и литый кумир для дома Божьего". Люди из колена Дан по дороге к своему будущему поселению встретились с Михой и тоже позарились на чужую собственность: без ведома хозяина они унесли из дома изготовленные им на эти деньги предметы культа, уговорив и самого служителя пойти вместе с ними:

"Когда они вошли в дом Михи и взяли истукан, ефод, терафим и литый кумир, священник сказал им: что вы делаете? Они сказали ему: молчи, положи руку твою на уста твои и иди с нами и будь у нас отцом и священником; лучше ли тебе быть священником в доме одного человека, нежели быть священником в колене или в племени Израилевом??"[ Суд.18:18-19]

Таким образом, одно неправое дело, несдержанное обещание Богу, спровоцировало людей из колена Дана сделать другие неблаговидные поступки. Кульминацией этой цепочки прегрешений стало строительство культового центра, превратившегося в серьёзного конкурента Иерусалимскому храму.

Собственно и раскопки, которые велись здесь начиная с 60-х годов прошлого века, были предприняты, прежде всего, с целью найти следы этого культового центра, построенного царем Израиля Иеровоамом I в конце Х в до н.э. После смерти царя Соломона страна распалась на две части: Иудею, с Иерусалимом, где правил сын Соломона Ровоам (928-911 гг до н.э.), и Израиль во главе с Иеровоамом I (922-901 гг).

Иеровоам I стал царем 10 северных колен, а так как Иерусалим и Храм отошли к Иудеи, он решил восстановить древние культовые центры с их традиционной символикой. Иеровоам построил в городе Дан новое святилище и, чтобы подчеркнуть его отличие от Иерусалимского Храма – воздвиг там «золотого тельца» - статую быка, традиционный образ ханаанского бога Эля.

"И посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал [народу]: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле [Бейт – Эль – АТ.], а другого в Дане." [3-я цар 12:28-29] И было это "неугодное в очах Господних."

Возврат Иеровоама к культу языческого поклонения Богу в образе быка – Золотого Тельца, который стал впоследствии именем нарицательным, обозначивший отход от монотеизма, был глубоко презираемым культом во всей библейской, а затем и светской литературе.

Подиум и алтарь (реконструкция) святилища. [Храм Золотого Тельца?]
Подиум и алтарь (реконструкция) святилища. [Храм Золотого Тельца?]

Место, где находился культовый центр, было обнаружено над главным источником Тель-Дана на северной стороне холма. Святилище занимало площадь 60 х 45 м. Оно представляло собой широкий внутренний двор с алтарем в центре, окруженный по периметру комнатами. Святилище было разрушено при завоевании города царем Ассирии Тиглатпаласаром III в 732 году до н.э. Вскоре после этого, оно было восстановлено, но прежнего значения уже не имело.

Раскопки древнего городища в районе Тель-Дан, на протяжении 25 лет, проводил израильский археолог, профессор Авраам Биран. За время раскопок большинство найденных экспонатов перекочевало в хранилища Иерусалимского музея, а часть была выставлена в музее кибуца Дан – «Бейт Усышкин». В начале 1990-х г.г., когда раскопки были в основном завершены, Национальное Управление парками приняло решение благоустроить всю территорию раскопок и создать на этом месте археологический парк как часть заповедника.

Для этого были предприняты так называемые «археологические спасательные работы», когда исследование ведется не так тщательно, и все находки заносят в журналы и на карту без их детального изучения. После чего, место засыпается землей и благоустраивается, а археологические тайны продолжают ждать новых исследователей.

"Израильские ворота", 9 в до н.э.
"Израильские ворота", 9 в до н.э.

И вот тогда было сделано открытие, о котором сообщили практически все СМИ. Началось всё с того, что в ходе запланированных "спасательных работ" археологи обнаружили, откопали и, частично реставрировали, так называемые "Новые" или "Израильские ворота", построенные в IХ в до н.э., в период процветания Дана. Комплекс состоял из внешних и внутренних ворот, между которыми находились караульные помещения, скамья, где заседали старейшины, и царский трон:

«И встал царь и сел у ворот; а всему народу возвестили, что царь сидит у ворот.» [2 Цар 19:8].

От внутренних ворот в город по склону вверх вела дорога для торжественных процессий. Перед внешними воротами была площадь, размером около 400 кв. м. И вот здесь, на площади, совершенно неожиданно, как это нередко случается, была найдена стела с надписью – заветная мечта любого археолога.

Вот, что пишет об этой и о других находках руководитель раскопок, профессор Авраам Биран:

«...Уже в предыдущие сезоны мы видели, что мостовая площади перед внешними воротами не ограничивается самими воротами, а продолжается дальше, но только в 1993г стали понятны её действительные размеры... Продолжая раскопки, мы задержались около внешних ворот, т.к. обнаружили каменные оси довольно оригинальной конструкции, в которых вращались ворота. Вот здесь, около ворот, на исходе 21 июля 1993г Гила Кук заметила среди камней мостовой, камень, на котором в лучах заходящего солнца можно было различить вырезанные на нем буквы...»

Можно себе только представить, что пережили участники экспедиции, когда камень вынули из земли, очистили и осветили так, чтобы можно было увидеть всю надпись. К сожалению, это был только обломок стелы размером 32 х 22 см. Судя по внешнему виду, камень был специально разбит ещё в древние времена. Данные химического анализа показали, что стела была изготовлена из местного базальта, буквы вырезаны с помощью закругленного зубила. Время создания стелы – не позже VIII века до н.э., т.е. времени самой мостовой, когда из памятника он превратился в строительный материал, булыжник, которым замостили площадь.

Обложка журнала QADMONIOT №103-104 с факсимильным изображением осколка "арамейской стелы", в которой упоминается «царь дома Давида».
Обложка журнала QADMONIOT №103-104 с факсимильным изображением осколка "арамейской стелы", в которой упоминается «царь дома Давида».

К сожалению, в надписи практически нет ни одного законченного предложения. Но из отдельных слов стало понятно, что речь идёт о событиях, связанных с военными конфликтами между Израильским и Сирийским (Арамейским) царствами. В седьмой и восьмой строках упоминаются правившие в то время цари: в Израиле – царь Иорам (849-842), а в Иудеи – Охозия (843-842), «царь дома Давида». И это, первое в истории письменное упоминание "дома Давида" – династии царей, правивших согласно Библии в Иудее, обнаруженное в независимом от Библии источнике, стало событием исключительной важности. Ведь до сих пор ни в каких, ни в египетских, ни в месопотамских документах не найдено ни одного упоминания о царе Давиде и династии, основанной им. Все существующие описания и упоминания, так или иначе, связаны с библейским текстом.

О сделанном открытии писали в газетах, показывали по ТВ, обсуждали на научных конференциях, но самим археологам найденных фрагментов было мало. Для более полного понимания текста и причины его написания хотелось ещё. И "ещё" было найдено. Профессор Биран понимал, что этот камень не мог быть единственно уцелевшим остатком стелы, а значит, на площади должны быть еще осколки этой надписи. Было решено пересмотреть заново отвалы археологического мусора, и усилия увенчались успехом - уже в следующем сезоне были найдены два новых осколка этой стелы. Теперь расшифровка текста стала более обоснованной. В целом, речь шла о том, как арамейский царь (в сохранившемся тексте имя его не встречается), посаженный на царство самим Хададом [Хадад, один из главных богов региона – АТ.] победил 70 царей, имевших много повозок и лошадей, разрушил их города и превратил их страны в безлюдную пустыню. Указание на восшествие царя на престол с помощью бога указывает, по всей видимости, на незаконное престолонаследование. И действительно, в "4-ой Книге Царств" рассказывается о таком событие:

"…Венадад [Бен-Хадад – АТ.], царь Сирийский был болен... на другой день он [Азаил] взял одеяло, намочил его водою, и положил на лице его, и он умер. И воцарился Азаил вместо него." [4-я цар 8:7-15]. И дальше, о периоде правления в Израиле царя Иоахаза (815-801) говорится: " … воцарился Иоахаз, сын Ииуя, над Израилем в Самарии, [и царствовал] семнадцать лет, и делал неугодное в очах Господних, и ходил в грехах Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех, и не отставал от них. И возгорелся гнев Господа на Израиля, и Он предавал их в руку Азаила, царя Сирийского". [там же 13:1-3]
Гюстав Доре. Убийство Иезавели.
Гюстав Доре. Убийство Иезавели.

Однако в надписи на стеле археологи, неожиданно для себя, прочли - "Я [Азаил - АТ] убил Иорама сына Ахава царя Израиля и Охозия (Ахазия) сына Иорама царя из дома Давида". Здесь следует уточнить, что в первом случае, Иорам, сын Ахава – это царь Израиля со столицей Изре'эль (Изреель) в Самарии, а второй Иорам – это отец Охозия, иудейского царя из Иерусалима, который действительно из династии царя Давида. С этим у историков затруднений не было. Где, какой "Иорам" они разобрались. Недоумение вызвало содержание написанного. ТАНАХ очень подробно рассказывает об убийстве израильского царя Иорама сына Ахава, но... совсем не Азаилом, царем Арама, а восставшим против него военачальником Иеху (Ииуйем), будущим 10-м царем Израильского царства, устроившим дворцовый переворот, который сопровождался убийством не только правившего царя, но и его жены Изевель (Иезавель) и служителей финикийского культа Ваала.

" И сел Ииуй на коня, и поехал в Изреель, где лежал Иорам, и куда Охозия, царь Иудейский, пришел посетить Иорама...

И когда увидел Иорам Ииуя, то сказал: с миром ли Ииуй? И сказал он: какой мир при любодействе Иезавели, матери твоей, и при многих волхвованиях ее? И поворотил Иорам руки свои, и побежал, и сказал Охозии: измена, Охозия! А Ииуй натянул лук рукою своею, и поразил Иорама между плечами его, и прошла стрела чрез сердце его, и пал он на колеснице своей.

Охозия, царь Иудейский, увидев сие, побежал по дороге к дому, что в саду. И погнался за ним Ииуй, и сказал: и его бейте на колеснице. [Это] [было] на возвышенности Гур, что при Ивлеаме. И побежал он в Мегиддон, и умер там. И отвезли его рабы его в Иерусалим, и похоронили его в гробнице его, с отцами его, в городе Давидовом.

И прибыл Ииуй в Изреель. Иезавель же, получив весть, нарумянила лице свое и украсила голову свою, и глядела в окно. Когда Ииуй вошел в ворота, она сказала: мир ли Замврию, убийце государя своего? И поднял он лице свое к окну и сказал: кто со мною, кто? И выглянули к нему два, три евнуха. И сказал он: выбросьте ее. И выбросили ее. И брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее." [4-я Цар 9:16-37]

Так это выглядело согласно Библии. Однако не надо забывать, что Библия скорее нравоучительная, чем документально-историческая книга. Сама идея восстания Иеху принадлежала пророку Елисею (Элише), который, кстати, и арамея Азаила воодушевил на цареубийство. С точки зрения Библии, борьбы за "чистоту веры" и искоренения чужеземного влияния в Израиле, действия повстанцев были оправданы. Жестокая расправа с царской семьей и жрецами Ваала была богоугодным делом. Вместе с тем, и цари никогда не скупились на восхваление собственного имени и не колебались приписывать себе чужие заслуги.

Упоминание "дома Давида"
Упоминание "дома Давида"

Надпись на стеле сделана от лица арамейского царя, Азаила, поэтому его слова не могут служить бесспорным свидетельством происходивших событий, а лишь подтверждением того, что такое событие действительно произошло. Можно лишь отметить, что теперь, после прочтения этого отрывка на арамейской стеле, расправа Иеху с неугодной Богу царской фамилией, расписанная в многочисленных комментариях и литературных произведениях, вызывает некоторые сомнения.

В целом, восстание Иеху увенчался успехом, но в общеполитическом плане оно привело Израильское царство к полному упадку, от которого страна оправилась не скоро. Прошло больше 50 лет, и внук Иеху израильский царь Иоас, трижды воевавший с арамеями и, в конце концов, разбивший их, вернул утраченные территории, а свою победоносную кампанию завершил ультимативным актом – разрушил стелу, поставленную врагом, а камнями велел вымостить площадь перед городскими воротами.

Такова 4-х тысячелетняя история поселения у истока реки Дан. К сожалению, обрели смысл и наполнились действием только фрагменты событий тех дней. Подробности хранятся в камнях подиума Храма Золотого Тельца, в глубине земляного вала, окружавшего древнее городище, в булыжниках мостовой у "Израильских ворот", через которые прошли многие тысячи людей, прежде чем время засыпало их землей, в несмолкаемом журчании реки, вытекающей из таинственных подземелий горы Хермон. Приезжайте в заповедник Тель-Дан. Может быть, вам откроются новые факты нашего далекого прошлого.

promo otrageniya апрель 14, 06:25 62
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.