Дом доброго тролля (troll_lol_o) wrote in otrageniya,
Дом доброго тролля
troll_lol_o
otrageniya

Categories:

Как в монастыре готовятся к Пасхе



Пасху 2002 года я встречал в Саввино-Сторожевском монастыре. Нет, я не приехал туда туристом, а жил там к тому времени уже несколько месяцев и видел всё происходящее своими глазами.
Страстная неделя - самое горячее время в любом монастыре. В это время идет подготовка всего и вся к торжествам, приводится в порядок всё хозяйство (а в Саввино-Сторожевском монастыре довольно большое хозяйство), к этому всему добавляются длинные службы, наплыв туристов и время достаточно строгого поста. Это, конечно, не первые три дня Великого поста, когда ни есть, не пить особо не приветствуется - но тоже есть приходится довольно мало.
На тот момент у меня в монастыре было несколько занятий: я помогал главному регенту с подготовкой клиросных (ноты во всем хоре знали 4 человека включая меня). Было ещё монастырское подворье, на котором я был регентом. Ещё я дежурил по главному храму, иногда мыл посуду (рук не хватало катастрофически), а также помогал на местном коровнике. В общем скучать не приходилось: спать тоже случалось редко.



Незадолго до Страстной недели монастырское начальство поставило задачу: возродить производство настоящего монастырского кваса. Народ вздохнул и отправился возрождать. Разумеется, я оказался в рядах ответственных за квас, это было неизбежно.
Мы тщательно изучили старинные рецепты и нашли, что можем сделать лучше. Для этого мы взяли чуть больше исходного сырья, значительно больше дрожжей и сахара, а время приготовления увеличили на пару суток. Получилось вкусно и по-настоящему забористо! Квас немедленно начал пользоваться огромной популярностью и среди обитателей монастыря, и среди наемных рабочих (в тот момент в монастыре шли большие реставрационные работы). Правда, уже в скором времени в трапезную пришли злые рабочие и сказали, стараясь говорить цензурно, что ну нас с нашим квасом куда-нибудь и вообще им надоело болтаться на страховках как что-то в проруби. Трапезари ответили "Слава Богу, нам больше достанется!", и дело закончилось миром. Но скоро грянула новая напасть! Квас выставили на продажу, бочку поставили прямо у ворот монастыря - и, разумеется, за ним немедленно выстроилась очередь. Народ приезжал в основном на машинах, и после нескольких небольших дтп неподалеку пришлось поставить предупреждающую табличку "Не рекомендуется употреблять за рулем, квас хмельной!".



На коровнике тоже кипела работа, к Пасхе планировали выставить на продажу сыр местного производства. Сыроварня, правда, располагалась прямо в здании коровника, поэтому сыр получался 100% натуральным, но весьма духовитым. Начальство воротило нос и требовало перемен. Ответственные за сыр вздыхали и прятали сыр от начальства подальше: другого помещения под сыроварню тогда попросту не было.

Неподалеку от монастырского коровника строили купальню. С ней тоже было непросто: дело в том, что хозяйство монастыря находится под горой, и почва там такого сорта, что родников там какое-то невероятное количество. При любой попытке залить бетон в фундамент из-под земли немедленно начинали бить новые ключи, и приходилось сворачивать работы и приводить мятежные ключи к общему знаменателю. Приводили один - вылезало ещё 4. К Пасхе в итоге тогда так и не успели, но зато сейчас купальня выглядит так:



Но самое интересное было готовить с клиросом пасхальную службу. Вокальный опыт на тот момент у меня был меньше года, зато была оконченная музыкальная школа: у большинства клиросных ни оконченной музыкальной школы, ни точного слуха не было. Мы работали в любую свободную минуту, и вот тогда-то я и начал понимать, что нет в природе никакого музыкального слуха, глупости это всё: бывают люди, которых научили, а бывают все остальные, которых тоже можно научить. К службе пели все без исключения.

А ещё было веселое послушание охранять монастырские ворота. Дело в том, что в монастыре есть определенный дресс-код, и поэтому дамам в коротких мини-юбках и без платков туда вход заказан. Но, поскольку мало кто носит с собой приличную одежду и платки, то в привратницкой всегда есть запас и того, и другого. Дамы одевались обычно беспрекословно, хуже было с мужиками, которые пытались пройти в коротких шортах и майках - а это тоже нарушение приличий. Одевать таких в юбки было не самым безопасным, но весьма позитивным приключением!

И вот, наконец, Страстная суббота. Последние приготовления, народ уже пытается спать на ходу, а работы - вагон! Перед ночной службой, правда, отдохнуть всё же немного получилось, иначе клирос мог уснуть прямо во время службы полным составом. Запели, и вдруг откуда-то начали прибывать силы. Невероятно, но факт: мы все были измотаны донельзя, но на службу мы вышли, как после хорошего отдыха. Напряжение нарастает, вот-вот уже сам момент праздника, и наконец, раздается:

- Христос Воскресе!

Народ внизу подхватывает, мы поем много и радостно, а в перерывах регент потихоньку подливает всем горячего вина - чтобы не спали, чтобы держались.
Внизу веселье и радость, наверху тоже радость, но всё более и более сонная: усталость, наконец, начинает забирать. И вот, наконец, служба окончилась.
Идем в трапезную, наедаемся по полной программе всякого вкусного - а монастырская праздничная еда это очень, очень вкусно! И из последних сил до кельи, спать.
Многие спали до следующего вечера. Я проснулся только через сутки с небольшим, да и то только потому, что меня разбудили словами:

- Леха, ну вставай же наконец! Пошли пить кагор!

И мы пошли.
Tags: troll_lol_o, Из жизни
Subscribe
promo otrageniya апрель 14, 06:25 69
Buy for 40 tokens
Привет всем участникам Отражений и нашим гостям! С настоящего момента вступают в силу изменения в правила, поэтому прошу авторов ознакомиться с нижеследующим. 1. Каждый участник может опубликовать один пост в день. Чтобы иметь возможность публиковать до трех тем в день, участник должен соблюсти…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments